7.2.4.1 Приёмник воздушных давлений ПВД-К
Работа аэрометрического тракта вычисления воздушно-скоростных параметров (ВСП) полёта основана на измерении первичных данных о полном (Рп) и статическом (Рст) давлении воздушного потока с помощью приемника ПВД-К.
Далее эта информация поступает на вычислительную систему комплекса для обработки этих данных.
Приёмник ПВД-К, устанавливаемый на штанге, представляет собой модернизированный вариант серийного датчика ПВД-10 в уменьшенными массогабаритными характеристиками и потребляемой мощностью обогрева по цепям 27в. В конструкцию приемника вмонтирован нагревательный элемент, предохраняющий его от замерзания в условиях обледенения, а также элементы схемы автономного контроля и выдачи признака отказа (не включения) цепей обогрева.
Технические характеристики:
- погрешность восприятия полного давления +/-0,03q;
- погрешность восприятия статического давления от +/-0,05q до +/-0,016q;
- напряжение питание цепей обогрева +27в;
- потребляемая мощность по цепям обогрева – 120Вт;
- масса датчика – не более 0,25 кг.
7.2.4.2 Приемник температуры торможения Л-104М
Технические характеристики:
- Габаритные размеры 55 х 90 к 65 мм;
- Масса не более 0,22 кг;
- Среднее время наработки на отказ То- 20 000ч;
- Сигнал температуры торможения выдается в виде относительного сопротивления.
7.2.4.3 Радиовысотомерный модуль системы А-040М.
Радиовысотомерная система А-040М представляет собой радиолокационную станцию непрерывного излучения с частотной модуляцией излучаемого сигнала и служит для автоматического и непрерывного определения истинной высоты полета (Ни), вертикальной скорости (Vуи) относительно подстилающей поверхности и выдачи этой информации потребителям.
Принцип действия системы основан на измерении времени распространения радиоволн от передающей антенны РВ до отражающей подстилающей поверхности и обратно до приемной антенны. А-040М имеет совмещённую приёмо-передающую антенну.
В состав аппаратных средств А-040М входят:
1. Единый блок приёмопередающей антенны и обработки ВЧ-сигналов,
2. Модуль вторичной обработки сигналов, размещаемый в ЦВМ КСУ.
Общие технические характеристики:
- Электропитание от бортовой сети постоянного тока напряжения 27 в,
- Потребляемая мощность не более- 12 Вт,
- Диапазон частот от 4200 до 4400 МГц,
- Диапазон, измеряемых высот от 0 до 1500 м,
- Погрешность измерения высоты (при полетах над любой гладкой поверхностью с горизонтальной скоростью до 120 м/с и вертикальной скоростью не более 8 м/с при углах крена и тангажа до +/- 20 градусов в диапазоне высот от 0 до 1500 м в 95% измерений высоты):
- по цифровому выходу ±(0,1 ± 0,001Н)м,
- по аналоговому выходу ±1,5 или +0,1Н,
- Готовность изделия после включения не более-1мин,
- Состав и масса приборов изделия, кг, не более:
- антенный блок и приемопередатчик – 2,0,
- модуль обработки данных.
7.2.4.4 Датчик аэродинамических углов ДАУ-16
Датчик ДАУ-16 представляет собой устанавливаемый на фюзеляже флюгерный датчик измерения местных углов атаки (или скольжения), выдающий электрический сигнал, пропорциональный этим углам, в виде относительного сопротивления.
Технические характеристики:
- масса датчика не более 0,2 кг.
7.2.4.5 Магнитная курсовертикаль МКВ
Магнитный курс (МК) объекта определяется относительным пространственным положением трех векторов:
- вектора Т напряженности магнитного поля Земли (МПЗ);
- вектора q ускорения силы тяжести, характеризующего положение плоскости горизонта;
- орта X продольной оси объекта.
Собственно измерители МК, входящие в состав различных существующих курсовых систем, различаются методом воспроизведения вектора напряженности МПЗ на горизонтальную плоскость.
Теория, так и практика базируются на концепции плоских измерений. Сущность этой концепции сводится к тому, что магнитный курс как и другие величины, связанные с ним (магнитные пеленги, азимуты и курсовые углы), подлежит определению как плоская мера на основе результатов плоских измерений; проведенных в плоскости горизонта или приведенных к плоскости горизонта.
Повышение метрологических и эксплуатационных характеристик авиационных магнитных компасов возможно только при реализации принципов пространственной теории бортовой магнитометрии, заложенной в рассматриваемом МКВ.
Разработанные и примененные в этой системе алгоритмы измерения МК позволяют решить следующий комплекс задач:
- измерение, формирование и выдача потребителю сигнала, пропорционального МК;
- автоматическое измерение и компенсация магнитных интерференционных полей ВМ;
- вычисление углов крена и тангажа, используя информацию о параметрах вектора МПЗ,
- анализ характеристик МПЗ и сигнализация об аномальных их изменениях (по параметрам Т, J).
- автоматическое определение, ввод и запоминание в энергонезависимой памяти девиационных поправок в МК, полученных при выполнении ЛА заданных пространственных маневров;
- автоматизированное списание магнитной девиации (калибровку) в процессе одной замкнутой циркуляции,
- сохранение параметров введенного склонения и калибровочных коэффициентов в энергонезависимой памяти;
- взаимодействие с внешними системами в соответствии со стандартным интерфейсом RS-232,
- выработку курса в диапазоне широт от 80град с.ш. до 80град ю.ш.,
- выдача информации о МК, компонентах напряженности МПЗ во взаимодействующие системы ПНК или для записи в регистраторе параметров полета,
- выдача сигнала о попадании в зону магнитной аномалии или источников сильных магнитных помех,
- угол текущего магнитного курса;
- угол текущего истинного курса (за счет автоматического введения от ЦВМ ПНК значения текущего магнитного склонения);
- отклонения от фиксированного курса;
- угла крена;
- угла тангажа.
- признака достоверности информации.
Технические характеристики МКВ:
- диапазоны измерений:
- магнитный курс- 0-36Оград (с дискретностью 0,1 и 1,0 град в диапазоне широт от 80град с.ш. до 80 град ю.ш.),
- угол крена ±45град,
- угол тангажа ±45град,
- время сохранения параметров склонения и калибровочных коэффициентов в энергонезависимой памяти прибора после выключения, питания – 1год,
- время измерения магнитного курса,не более 0,3 с.
- погрешность измерения магнитного и истинного курса ±1,0 град
- погрешность измерения углов крена и тангажа:
- в диапазоне (от 0 до ±10град) - ±0,8 град,
- в диапазоне (от 10 до ±22,5град) - ±2,0 град,
- в диапазоне (от 22.5 до ±45град) - ±7,0 град,
- габаритные размеры магнитного датчика 190х 190х 185мм,
- вес не более 4,6кг,
- интерфейс последовательный цифровой код в формате RS-232,
- электропитание – от сети постоянного тока 27 В,
- потребляемая мощность – не более 18 Вт,
- средняя наработка на отказ – не менее 30 000 ч.
7.2.4.6 Модуль высотно-скоростных данных ДДАД-1
Модуль дифференциального и абсолютного давлений ДДАД-1 является информационным датчиком, предназначенным для непрерывного измерения: абсолютного (статического) давления в диапазоне от 5 до 105,6 кПа (от 37,5 до 788 мм рт. Ст.); дифференциального давления от 0 до 199,99 кПа (от 0 до 1500 мм рт. Ст.) и выдачи сигналов в виде напряжения постоянного тока в диапазоне от 0,5 до 10В, пропорционально измеряемым абсолютному (статическому) и дифференциальному (разности между полным и статическим) давлениям.
Модуль выполнен в виде: одного блока, внутри корпуса которого находятся:
- преобразователи полного и абсолютного (статического) давлений;
- плата обработки сигналов с преобразователей абсолютного давления (канал абсолютного давления; и полного давления (канал дифференциального давления);
- плата питания.
На лицевой стороне корпуса модуля находятся:
- вилка СНЦ28-7/18-В-1-В5 при помощи которой к датчику подводится электропитание и снимаются выходные напряжения, пропорциональные абсолютному и дифференциальному давлениям;
- штуцеры «Р» и «С», с помощью которых к датчику подводится полное Рп и абсолютное РС – давления соответственно.
Связь между системами координат показана в таблице 7.1.
Таблица 1
Матрицы перехода систем координат | |||
Xg | Yg | Zg | |
X1 | cos(TETA)*cos(PSI) | sin(TETA) | -sin(PSI)*cos(TETA) |
Y1 | -cos(PSI)*sin(TETA)*cos(GAMMA)+sin(PSI)*sin(GAMMA) | cos(TETA)*cos(GAMMA) | sin(PSI)*sin(TETA)*cos(GAMMA)+cos(PSI)*sin(GAMMA) |
Z1 | cos(PSI)*sin(TETA)*sin(GAMMA)+sin(PSI)*cos(GAMMA) | -cos(TETA)*sin(GAMMA) | -sin(PSI)*sin(TETA)*sin(GAMMA)+cos(PSI)*cos(GAMMA) |
Xa | cos(TETA)*cos(PSIc) | sin(TETA) | -sin(PSIc)*cos(TETA) |
Ya | -cos(PSIc)*sin(TETA)*cos(GAMMAc)+sin(PSIc)*sin(GAMMAc) | cos(TETA)*cos(GAMMAc) | sin(PSIc)*sin(TETA)*cos(GAMMAc)+cos(PSIc)*sin(GAMMAc) |
Za | cos(PSIc)*sin(TETA)*sin(GAMMAc)+sin(PSIc)*cos(GAMMAc) | -cos(TETA)*sin(GAMMAc) | -sin(PSIc)*sin(TETA)*sin(GAMMAc)+cos(PSIc)*cos(GAMMAc) |
X | cos(PSIc)*cos(TETA) | sin(TETA) | -sin(PSIc)*cos(TETA) |
Y | -cos(PSIc)*sin(TETA) | cos(TETA) | sin(PSIc)*sin(TETA) |
Z | sin(PSIc) | cos(PSIc) | |
X1 | Y1 | Z1 | |
X | cos(ALFA)*cos(BETA) | -sin(ALFA)*cos(BETA) | sin(BETA) |
Y | sin(ALFA)*cos(GAMMAc)+cos(ALFA)*sin(BETA)*sin(GAMMAc) | cos(ALFA)*cos(GAMMAc)-sin(ALFA)*sin(BETA)*sin(GAMMAc) | -cos9BETA)*sin(GAMMAc) |
Z | sin(ALFA)*sin(GAMMAc)-cos9ALFA)*sin(BETA)*cos(GAMMAc) | cos(ALFA)*sin(GAMMAc)+sin(ALFA)*sin(BETA)*cos(GAMMAc) | cos(BETA)*cos(GAMMAc) |
Xa | cos(ALFA)*cos(BETA) | -sin(ALFA)*cos(BETA) | sin(BETA) |
Ya | sin(ALFA) | cos(ALFA) | |
Za | -COS(ALFA)*SIN(BETA) | sin(ALFA)*sin(BETA) | cos(BETA) |
Перевод в скоростную СК происходит при отсутствии ветра | |||
XgYgZg - нормальная СК X1Y1Z1 - связанная СК XaYaZa - скоростная СК XYZ - траекторная СК |