ЛИТЕРАТУРНОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ
Принципы и методы редактирования при подготовке материалов печати,радио и ТВ
При подготовке текстов ред-р использует общепринятые правила и методы анализа и правки авт.оригинала. Но есть неск. отличий в условиях,подготовке материала,возмож-х ред-ой обработки разл. его фрагментов и требованиях к окончательному варианту. 2 типа передач:
-в прямом эфире
-в записи
В прямом эфире ведущему составляют примерный перечень вопросов к гостям эфира. Ред-р готовит творч. досье на приглашенного и напрявляет передачу в определенное русло.
В прямом эфире может быть подготовлена тока подводка. На время эфира ред-р находится на связи с ведущим,дает необходимые советы, корректирует содержание.в интерактивных передачах ред-р анализирует отклики аудитории и наиболее интересные из них передает ведущему.Ведет хронометраж,следит за эфирным временем. После эфирный контроль.
В записи ред-р может откорректировать речь приглашенных во время предварительной беседы. заранее подготовить монолог. Можно заменить прямую речь косвенной, сделать монтаж и пр.
Различие в редактировании писем и устной речи в стилистическим требованиям к самим предложениям. Основа письм.текста-письменный лит.язык. В основе устного текста-разговорный литературный язык. Длина предложений не более 1,5 машинописных строк,не приняты причастные,деепричастные обороты. Стоит учитывать тембр голоса,интонацию,шумовой фон…
Логические основы редактирования текста
Логика изложения
Логичность, т. е. следование законам правильного мышления, присуща нормальному человеческому сознанию, и мыслить, не нарушая этих законов, можно, не изучив курса логики. Но для литератора-профессионала, журналиста, редактора быть логичным в общепринятом, житейском смысле этого слова недостаточно. Для него логика должна стать тонким и совершенным инструментом, которым надо уметь владеть.
Воспитать в себе способность профессионально оценивать текст с логической стороны важно для каждого журналиста. Далеко не все способны выявлять существенные черты предметов, включать их в категории, выполнять сложные мыслительные операции, абстрагируясь от практического опыта. И тем не менее научиться этому необходимо. Журналисту следует чётко представлять роль логических связей в тексте, владеть приёмами и методами логического анализа. У него должен быть выработан рефлекс на нарушение логической нормы. Однако надо сразу сказать, что простое следование законам и правилам формальной логики в этом случае ещё далеко не всё. Литературный текст – явление сложное, и логические связи в нём всегда имеют в своей основе глубокие и серьёзные причины гносеологического характера. В представлении журналиста логика мысли и логика событий и фактов существуют как нерасторжимое единство. Кроме того, логика изложения принципиально отличается от формальной логики тем, какое значение придается способам выражения мысли.
Знание логики всегда вменялось в обязанность пишущих. Почётное место занимали рекомендации из области этой науки в «Риторике» Ломоносова. Старинные руководства по риторике и теории словесности утверждали, что без знания логики сочинение не будет иметь связного течения мыслей, и мы не в состоянии будем различать с точностью истины от заблуждения.
В наши дни практическое приложение этой фундаментальной науки привлекает активное внимание исследователей текста. Традиционный подход к проблеме – выявление возможных нарушений правил логики применительно к различным мыслительным операциям, отражённым в тексте. 2 Информатика рассматривает логические ошибки текста как разновидность информационных помех. На закономерности, выведенные логикой, опираются лингвисты, анализируя синтаксические связи (логический синтаксис). В результате сближения логических и синтаксических критериев оценки текста возникло понятие «логико-стилистические ошибки». Плеонастические конструкции, отношения рода и вида, точность словоупотребления, обширный круг вопросов, связанных с разработкой и употреблением терминов, – таков далеко не полный перечень тем, входящих в этот раздел практической стилистики.
Приёмы анализа текста с логической стороны
Логический анализ текста необходим на всех стадиях работы над литературным произведением, необходим автору, критику, редактору. 1 Анализировать текст, построенный логически правильно, обычно легко. Он всегда ясен по своей форме. Когда же логическая строгость текста нарушена, его форма неизбежно неясна, высказать о нём суждение затруднительно. Ограничиться же констатацией, что мысль выражена здесь нечётко, мы не можем: от редактора требуется точное и обоснованное суждение.
Как и всякий анализ, логический анализ текста основан на мысленном делении его на части и на исследовании связей между этими частями, между смысловыми единицами текста и затекстовой действительностью и имеет два уровня: исследование логики высказываний (оцениваются связи между высказываниями) и логики имён (оцениваются связи между именам