Учащиеся делятся своими впечатлениями: звучит неторопливо, светло.
Учитель: за счёт какого средства музыкальной выразительности звучит светло?
Учащийся: за счёт мажорного лада.
Учитель: молодец, правильно. Бах так высказывался о фуге: «Каждый голос в сочинении, каждая тема, каждая мелодия – это личность, а многоголосное сочинение – беседа между этими личностями.» Следующее произведение, на которое я хотела обратить ваше мнение – это песня «За рекою старый дом »
Сейчас мы с вами исполним песню И.С.Баха «За рекою старый дом».
Слайд №7. Текст песни.
Исполнение песни учащимися: обратить внимание на каждый голос, пропеть отдельные мотивы.
Учитель: а сейчас исполняя песню, покажите мне движение мелодии рукой.
Можно ли её отнести к полифоническому произведению?
Ученица: Это произведение относится к светскому, рассказывает о старом доме.
Учитель: Очень много вокальных произведений написано Бахом для церкви. Хорал – одноголосное песнопение, являющееся частью богослужения в церкви Западной Европы. В своих хоралах композитор к хорошо известной, звучащей мелодии добавлял новые. Так возник контрапункт – тип полифонии, многоголосия с одновременным звучанием нескольких мелодических линий, не нарушающих общего благозвучия. Хоралы Баха подобны музыкальным гравюрам, которые можно сравнить с гравюрами немецкого художника 16 века А. Дюрера, запечатлевшими духовные сюжеты и образы.
Слайд №7.
Гравюра – вид графического искусства, произведения которого в завершённом виде представлены печатными оттисками. Первая гравюра называется «Рождение Богородицы», а вторая – Мадонна на полумесяце».
Послушаем хорал «Страстей по Матфею» И.С. Баха. Страсти – музыкальное произведение, которое посвящено страстям Христовым, написанное для солистов, двух хоров, двух оркестров, исполнялось в Великую пятницу, на Страстной неделе; музыкальное произведение на евангельский текст о предательстве Иуды, пленении и казни Иисуса Христа.
Учащиеся: по характеру возвышенное, светлое, величественное.
Учитель: как вы думаете, что в этом произведении воплощается – земное или небесное?
Ответ ребёнка: воплощается небесное.
Учитель: Что нового узнали мы с вами на уроке?
Ответ учащихся: мы познакомились с новым понятием – фуга и полифоническое произведение.
Вывод: ребята, сегодня мы с вами в очередной раз прикоснулись к музыке И.С. Баха, такой недосягаемой и в тоже время доступной. Не случайно, вновь и вновь, слушая Баха, вспоминаем стихи Бориса Дубровина:
Звучанье Баха снова первозданно,
Его дыханье рвётся в тишину.
И мы у этой пленницы органа,
У музыки, у музыки в плену.
А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы ответили на вопросы:
Какая же особенность в музыке И.С. Баха?
В чём её современность?
Где она звучит?
Учащиеся: Музыка Баха звучит и в наше время. Она и сейчас современна. Звучит в кинофильмах, на концертах, в современной интерпретации.
Учитель: Какие произведения мы сегодня услышали?
Ответ учащегося: токкату и фугу ре минор, «Шутку» из сюиты №2.
Учитель: Какое хотелось бы услышать ещё раз?
Ответы учащихся.
Есть ли в музыке Баха «Небесное и земное»?
Учащиеся: Да есть. «Небесное» - это духовная или церковная музыка, молитвы и хоралы – обращение к богу, а «Земное» воплощается в светской музыке, которая передаёт чувства человека, изображает окружающую нас жизнь.
Дополнительные сведения.
Гравюра — это французское слово, имеющее значение: царапать, разрезать — gravir и, по сути, означает одну из разновидностей искусства — получение иллюстрации прямо с печатной формы, путем оттиска.
Живописец получает изображение путем наложения красок на холст кистью. Акварелист имеет в арсенале картон и бумагу, рисуя мелом, красками, карандашами. Для гравера, предметом мастерства служит гравировальная доска и инструменты: игла, рулетка, набор резцов. Именно ими он и создает гравюры, процарапывая доску особым способом и вытравливая полученное изображение при помощи кислоты.
Старинные гравюры выполняли на деревянных досках. Впервые они были замечены в XIV–XV веках в Западной Европе. Этот вид старинных гравюр получил греческое название — ксилография, в переводе — пишу по дереву. Только спустя века стали использовать доски из металлов: медные, затем цинковые и, наконец, стальные, так получались гравюры на металле.
Гравировка на металлической основе стала востребованной быстро и стала основным способом гравирования. В ходе истории и смены поколений, мастера изобрели множество видов гравирования, причём некоторые из них до сих пор остаются популярными. Это техники: офорт, сухая игла, акватинта.