Ведущий 2-й.
Она была редкостной красавицей. В юности застенчивость, даже робость придавали ей особое очарование. Н.М. Еронкина, знакомая Гончаровых, вспоминала: «Сильная, ловкая, она была необыкновенно сложена, отчего и каждое ее движение было преисполнено грации… Глаза добрые, веселые, с подзадоривающим огоньком из-под длинных бархатных ресниц. Очаровательная улыбка и притягивающая простота в обращении помимо ее воли покоряли ей всех…» В этом свидетельстве отразились и черты духовного облика красавицы – доброта, приветливое, милое отношение к людям. То, что так любил в ней Пушкин…
Ведущий 3-й.
Портрет Н.Н. Пушкиной принадлежит кисти А.П. Брюллова, акварелиста и архитектора, брата гениального живописца Карла Брюллова.
Эта работа, единственная из всех известных, изображает молодую женщину в тот сравнительно короткий период, когда она была женой Пушкина.
Акварель, по-видимому, была сделана в конце 1831 года, в первый год замужества, когда Наталии Николаевне было 19 лет. Существует предание, что Пушкин просил художника изобразить жену в том наряде, в котором он впервые увидел ее шестнадцатилетней девочкой на московском балу.
Ведущий 2-й.
Акварель А.П. Брюллова рисует нам молодую девушку с правильным удлиненным овалом лица, с довольно высоким лбом, частью прикрытым светло-каштановыми волосами, разделенными у середины на две стороны, образующими завитки на висках и собранными наверху в пышную коронку из свернутых кос. Черты лица можно было бы назвать идеально правильными, если бы не небольшая косина в разрезе темно-карих глаз, которое придает всему лицу своеобразное очарование.
При очень юном лице у Натальи Николаевны на портрете Брюллова красивая шея и пышные, покатые плечи, при стройной, тонкой талии. На ней роскошный розовый туалет с большим вырезом, густо обрамленным несколькими рядами кружев и широкими прозрачными рукавами, на голове нитка жемчуга с подвеской на лбу и длинные серьги с подвесками. Лицо свежее, не лишенное уже некоторой доли той матовой бледности, которая составляет особую прелесть ее лица.
Чтец 6-й («Мадонна»)
2-й ведущий.
-Кто же она, эта женщина, которой выпало счастье и испытание быть любимой Пушкина?
… Спокойное лицо с тонкими чертами, кроткий взгляд, нежность в каждом движении …
Впервые он увидел ее в декабре 1828 года на балу у известного московского танцмейстера Иогеля.
(Звучит «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского.)
Н. Гончарова:
-Я была в белом воздушном платье, с золотым обручем на голове. Александр Сергеевич не отрывал от меня глаз… Слава его уже тогда гремела на всю Россию. Он везде и всегда являлся желанным гостем, толпы ценителей и восторженных поклонниц окружали его, ловя всякое слово…
При первом знакомстве его знаменитость, властность, присущие гению, не то что сконфузили, а как-то придавили меня…
Мне было всего шестнадцать лет…
(Из воспоминаний А.П. Араповой, дочери Н.Н. Гончаровой от второго брака).
(Портрет А.С. Пушкина.)
Нащокина В.А. (из воспоминаний):
-Пушкин был невысок ростом, шатен, с сильно вьющимися волосами, с голубыми глазами необыкновенной привлекательности. Я видела много его портретов, но с грустью должна сознаться, что ни один из них не передал и сотой доли духовной красоты его облика – особенно его удивительно красивых глаз. Это были особые, поэтически задушевные глаза… Говорил он скоро, острил всегда удачно, был необыкновенно подвижен, весел, смеялся заразительно и громко… (1898)
Пушкин:
-Когда я увидел ее в первый раз, красоту ее только начали замечать в обществе. Я ее полюбил, голова у меня закружилась… (Пушкин – Н.И. Гончаровой, 5 апреля 1830 года).
3-й ведущий:
-С того дня, как Пушкин шагнул навстречу Натали, для него не было ничего прекраснее и дороже ее. Он понял, что это прелестное созданье составит его счастье.
7-й чтец:
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье,
Но, как вино – печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья;
Порой опять гармонией упьюсь
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть – на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
(«Элегия», 1830 г.)
2-й ведущий.
-Около двух лет тянулась история сватовства поэта. Наконец согласие матери Натали было получено Пушкиным…
Пушкин:
-Участь моя решена! Я женюсь… Та, которую я любил целые два года, которую везде отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством – Боже мой – она моя…
3-й ведущий.
-Известная в ту пору всему обществу Долли Фикельмон, внучка Кутузова и жена австрийского посланника, записывает в свой дневник: «…Поэтическая красота госпожи Пушкиной проникает до самого моего сердца. Есть что-то воздушное трогательное во всем ее облике. Эта женщина не будет счастлива… Но какую же ей придется нести судьбу – быть женой поэта, и такого поэта, как Пушкин…
Пушкин:
Исполнились мои желания, Творец
Тебя мне ниспослал, моя Мадонна,
Чистейший прелести чистейший образец…
(«Мадонна», 1830)
8-й чтец (читает стихотворение Н. Доризо «Наталья Пушкина»):
Как девочка тонка, бледна,
Едва достигнув совершенства,
В день свадьбы знала ли она,
Что вышла замуж за бессмертье,
Что сохраниться на века
Там, за супружеским порогом,
Все то, к сему ее рука
В быту коснется ненароком.
И даже строки письмеца,
Что он писал, о ней вздыхая,
Похитит из ее ларца
Его вдова,
Вдова другая,
Непогрешимая вдова –
Святая пушкинская слава…
(1976)
(Звучит «Мелодия» П.И. Чайковского.)
(Медленно уходит в глубину сцены. Бьют часы. Три удара. Бой часов сменяет реквием Моцарта – хор и орган. Музыка постепенно заполняет пространство.)
6-й ведущий.
-Убив Пушкина, жадная парадная толпа одержала победу, но победа оказалась мнимой. Прощаясь навсегда с женой, Пушкин проявил человечность, величие своей любви.
7-й ведущий.
-Многие обвиняли Наталью Николаевну Гончарову в гибли поэта… Такого мнения, например, придерживалась Марина Цветаева. Она считала Гончарову великосветской красавицей, лишенной ума, мыслей, чувств. Многие известные люди склонны были обвинять ту, кого поэт считал «ангелом», самым чистым и нежным созданием.
В.А. Нащекина.
… «Любовь его (Пушкина) к жене была безгранична. Наталья Николаевна была его богом, которому он поклонялся, которому верил всем сердцем, и я убеждена, что он никогда даже мыслью, даже намеком на какое-либо подозрение не допускал оскорбить ее.
Н.Н. Пушкина.
Ведущий 3-й. (Портрет Н.Н. Гончаровой художника А. Гау)
Акварель А. Гау (1843 года) относится скорее всего ко времени ее вдовства. Художник рисует Наталью Николаевну в белом, обшитом по глубокому вырезу рядом оборок, бальном туалете, с обнаженными плечами и короткими рукавами, левая рука прикрыта светло-серой, отороченной горностаем накидкой. Волосы разделены прямым пробором и опускаются по сторонам лица длинными локонами. На затылке небольшая черная бархатная шляпка с полями и длинным полуразвитым страусовым пером. На шее черная бархотка, скрепленная драгоценным камнем. Платье украшено большим аграфом.
6-й ведущий.
-Она прожила 51 год, скончавшись 26 ноября 1863 года. Похоронена в Александро-Невской Лавре. Трудно найти не только в русской, но и во всей мировой истории женщину, которая оставила бы такой неизгладимый след в памяти людской.
И только после смерти эта женщина, у которой при жизни не было ни одного «адвоката», смогла себя оправдать. Теперь у ее могилы цветы… И кто знает, может быть, где-то там в необъятных просторах Вселенной встретились две маленькие звездочки, два любящих сердца, которые с высоты небосклона освещают нам жизнь, воспевая настоящую силу любви…
(На экране вновь портрет Н. Гончаровой кисти К. Брюллова. Звучит Ф. Лист, «Грезы любви»,)
Чтец 9-й (читает стихотворение А. Дементьева «У могилы Н.Н. Пушкиной»):
«Здесь похоронена Ланская…»
Снега некрополь занесли.
А слух по-прежнему ласкает
Святое имя – Натали.
Как странно, что она – Ланская.
Я не Ланской цветы принес,
А той, чей образ возникает
Из давней памяти и слез…
Как странно, что она Ланская.
Ведь вслед за выстрелом сама
Оборвалась ее мирская,
Ее великая судьба…
Но мы ее не осуждаем.
К чему былое ворошить.
Одна осталась – молодая,
С детьми, а надо было жить.
И все же как-то горько это,
Не знаю, чья уж тут вина,
Что для живых любовь поэта
Так от него отдалена.
(1986)
(Звучит мелодия из «Метели» Г. Свиридова.)
ЭПИЛОГ.
Пушкин (на фоне умолкающей мелодии):
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
(1829)
(На сцене все героини)
Звучит романс А.С. Пушкина «Я вас любил» в исполнении К. Готта.
На сцене А.П. Керн, Н.Д. Фонвизина, Н.Н. Пушкина. Пушкин, наклонив голову, проходит мимо них через всю сцену и скрывается за кулисами, провожаемый взглядами тех, чьи имена звучали в постановке.
(Медленно закрывается занавес).
Ведущий 1-й
Любовь – самое поэтическое, чистое и прекрасное чувство. Тема любви неисчерпаема в литературе и искусстве, ибо само это чувство вечно ново и неповторимо для каждого человека. Какова бы ни была любовь, ее надо ценить как величайший подарок судьбы. В любви много серьезного и трудного. Пушкин знал это и показал в замечательных своих произведениях.
Радость и горе, волнение дум,
Сладостной мукой встревоженный ум,
Трепет восторга, грусть тяжкая вновь,
Счастлив лишь тот, кем владеет любовь! (Гете)
ЛИТЕРАТУРА:
1. Беляев М.Д. Наталья Николаевна Пушкина в портретах и отзывах современников. – П-Пб, 1993.
2. Ефрем Н.И. «А голос Пушкина сильней…» - Чебоксары, 1999.
3. Обоймина Е., Татькова О. Мой гений, мой ангел, мой друг. Музы русских поэтов XIX - начала XX века. – М., 2006.
4. Чижова И.Б. «Души волшебное светило…» - Л., 1988.
5. П.Ф. Соколов. Комплект открыток «Изобразительное искусство». – Л., 1986.
6. Ю.В. Иванов. Комплект открыток «Изобразительное искусство» - М., 1984.
7. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 9т., т. 1,2, - М., 1974.