1. Виды профориентации и их содержание. Управление профессиональной ориентацией и переориентацией персонала.
2. Профессиональное образование и обучение персонала.
3. Виды обучения персонала: подготовка кадров, повышение квалификации и переподготовка кадров.
4. Концепции обучения: специализированное обучение, многопрофильное обучение и обучение, ориентированное на личность.
5. Предмет обучения: знания, умения, навыки. Внутрипроизводственное и внепроизводственное обучение и их содержание.
12.1. Виды профориентации и их содержание
Профессиональная ориентация – это комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания, выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или смену рода деятельности
Принципы профориентации следующие: принцип сознательности, принцип соответствия, принцип активности, принцип развития
Виды профориентационной работы:
Ø профессиональное просвещение – это начальная профессиональная подготовка школьников, осуществляемая через уроки труда, организацию кружков, специальных уроков по основам различной профессиональной деятельности;
Ø профессиональная информация – система мер по ознакомлению учащихся и ищущих работу с ситуацией в области спроса и предложения на рынке труда, перспективами развития видов деятельности, с характером работы по основным профессиям и специальностям, условиями и оплатой труда, профессиональными учебными заведениями;
Ø профессиональная консультация – это оказание помощи заинтересованным людям в выборе профессии и места работы путём изучения личности, обратившейся за консультацией человека с целью выявления способностей интересов и других факторов, влияющих на выбор профессии или направление переобучения. осуществляют специалисты в основном в области психологии;
Ø профессиональный отбор – участие в найме и отборе персонала с учётом требований конкретной профессии и рабочих мест с целью лучшей профориентации работников.
Профессиональная ориентация и адаптация выступает важным составляющим элементом системы подготовки кадров и является регулятором связи между системой образования и производством. Она призвана способствовать покрытию потребности организации в рабочей силе в необходимом качественном и количественном отношении для повышения их прибыльности и конкурентоспособности.
Профессиональное образование и обучение персонала
Обучение – это процесс овладения знаниями, навыками и способами общения.
Обучение персонала – это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей
Потребность в обучении может возникнуть по причинам:
Ø обучения новых работников;
Ø адаптации к изменениям производства;
Ø повышение производительности труда и качества продукции;
Ø улучшения качества принимаемых решений;
Ø повышения удовлетворенности работников;
Ø снижения текучести кадров.
Виды обучения персонала
Обучение рабочих и служащих в стране включает четыре основных вида.
1. Профессиональная подготовка. Существует начальная, средняя и высшая профессиональная подготовка рабочих и специалистов с получением документа об образовании (диплом, свидетельство). Срок обучения от 1 до 6 лет.
2. Повышение квалификации. Выполняется на профессиональных курсах, в школах менеджеров, на факультетах повышения квалификации и в институтах бизнеса. Срок обучения от 1 дня до 6 месяцев. Повышение квалификации занимает особое место в обучении персонала как основной способ обеспечения соответствия квалификации работников современному уровню развития науки, техники, экономики. Известно, что полученные знания устаревают наполовину каждые пять лет, если человек не занимается самообразованием и не повышает уровень квалификации. Повышение квалификации достаточно популярна.
3. Переподготовка кадров. Выполняется в учебных заведениях, когда рабочие овладевают второй профессией, а служащие второй специальностью. Срок обучения от 6 до 24 месяцев.
4. Послевузовское профессиональное образование. Осуществляется для получения высшего профессиональной или научной квалификации в аспирантуре и докторантуре. Срок обучения 2 – 4 месяца.
Концепции обучения
Концепция специализированного обучения ориентирована на сегодняшний день или ближайшее будущее и имеет отношение к соответствующему рабочему месту. Такое обучение эффективно относительно непродолжительный отрезок времени, но с точки зрения работника, способствует сохранению рабочего места, а также укрепляет чувство собственного достоинства
Концепция многопрофильного обучения – является эффективной с экономической точки зрения, так как повышает внутрипроизводственную и внепроизводственную мобильность работника. Однако последнее обстоятельство представляет собой известный иск для организации, где работает сотрудник, поскольку он имеет возможность выбора и поэтому менее привязан к соответствующему рабочему месту
Концепция обучения, ориентированного на личность, имеет целью развитие человеческих качеств, заложенных природой или приобретённых им в практической деятельности. Эта концепция относится в первую очередь к персоналу, имеющими склонность к научным исследованиям и обладающему талантом руководителя, педагога, актёра.
12.5. Предмет обучения: знания, умения, навыки.
Внутрипроизводственное и внепроизводственное обучение и их содержание
Предметом обучения являются знания, умения и навыки. Знания – теоретические, методические и практические, необходимые работнику для выполнения своих обязанностей на рабочем месте. Умения – способность выполнять обязанности, закреплённые за работником на конкретном рабочем месте. Навыки – высокая степень умения применять полученные знания на практике, навыки предполагают такую меру освоения работы, когда вырабатывается сознательный самоконтроль
Этапы обучения в организации:
1. Определение потребности в обучении.
2. Постановка целей.
3. Выбор критериев.
4. Отбор обучающихся.
5. Выбор метода обучения.
6. Реализация программ обучения.
7. Определение эффективности обучения.
Цели обучения:
Основная: обеспечения соответствия квалификации работников современному уровню развития науки, техники, экономики. Кроме это ставятся конкретные цели.
Критерии для оценки обучения:
Ø повышение производительности труда;
Ø улучшение качества продукции или услуг;
Ø сокращение потерь рабочего времени;
Ø оценка навыков работы на новом оборудовании.
Методы обучения персонала.
При обучении на рабочем месте часто используют такие методы, как направленное приобретение опыта, производственный инструктаж, смена рабочего места (ротация), использование работников в качестве ассистента, стажера, наставничество, подготовка в проектных группах.
Обучение вне рабочего места это чтение лекций, программированные курсы обучения, конференции, семинары, деловые игры, тренинги, самостоятельное обучение, методы решения производственно-экономических проблем с помощью моделей, кружок качества и т.д.
Таблица 4
Методы внутрипроизводственного обучения
Методы обучения | Характерные особенности метода |
Направленное приобретение опыта | Систематическое планирование обучения на рабочем месте, основу планирования составляет индивидуальный план профессионального обучения, в котором изложены цели обучения. |
Производственный инструктаж | Информация, введение в специальность, адаптация, ознакомление обучающегося с его новой рабочей обстановкой |
Смена рабочего места (ротация) | Получение знаний и приобретение опыта в результате систематической смены рабочего места. В результате этого за определённый промежуток создаётся представление о многогранности деятельности и производственных задач (специальные программы молодого поколения специалистов). |
Использование работников в качестве ассистентов, стажёров | Обучение и ознакомление работника с проблемами высшего и качественно иного порядка задач при одновременном принятии на себя некоторой доли ответственности. |
Подготовка в проектных группах | Сотрудничество, осуществляемое в учебных целях в проектных группах, создаваемых на предприятии для разработки крупных, ограниченных сроком задач. |
Таблица 5
Виды внепроизводственного обучения
№ п/п | Методы обучения | Характеристика особенности метода |
Чтение лекций | Пассивный метод обучения, используется для изложения теоретических и методических знаний, практического опыта | |
Программированные курсы обучения | Более активный метод обучения, эффективен для получения теоретических знаний | |
Конференции, семинары, беседы «за круглым столом», экскурсии, дискуссии, встречи с руководством | Активный метод обучения, участие в дискуссиях развивает логическое мышления и вырабатывает способы поведения в различных ситуациях | |
Метод обучения руководящих кадров, основанный на самостоятельном решении конкретных задач из производственной практики | Моделирование организационной проблемы, которую должны участники (слушатели) группы. Позволяет соединить теоретические знания и практические навыки, предусматривает обработку информации, коструктивно-критическое мышление, развитие творчества в процессах принятия решения | |
Деловые игры | Обучение манере вести себя в различных производственных ситуациях, при ведении переговоров, причём обладатели роли должны вырабатывать альтернативные точки зрения | |
Тренинги | Ежедневное обучение, в ходе которого один инструктирует или тренирует другого относительно основ его деятельности путём интенсивного обучения, демонстрации и практической работы в целях повышения эффективности деятельности | |
Самостоятельное обучение | Наиболее простой вид обучения, для которого не требуется инструктор, ни специальное помещение, ни определённое время; обучающийся учится там, тогда и так как ему удобно, но для этого нужна сознательность и желание самого обучающегося усвоить новые знания | |
Методы решения производственно-экономических проблем с помощью моделей | Моделирование процессов, происходящих на конкурирующих предприятиях. Слушатели распределяют между собой роли конкурирующих между собой фиктивных организаций. С помощью исходных данных слушатели должны принять соответствующее решение для нескольких стадий производства продукции или услуг (производство, сбыт, финансирование, кадровые вопросы и т.д.) | |
Кружок качества («вместо учёбы), рабочая группа | Молодые специалисты разрабатывают конкретные решения по проблемам управления организацией, объединившись в рабочие группы. Разработанные в рабочих группах предложения передаются руководству организации, которое рассматривает предложения, принимает по ним решения и информирует рабочую группу о принятии или отклонении предложений |
Реализация программ обучения – это непосредственное обучение, на которое надо дать время.
Оценка эффективности программ обучения может осуществляться по результатам труда (производительности, объёма продаж); по конечным результатам работы организации, а также при проведении оценки персонала, по результатам аттестации.
Говоря об экономической и социальной эффективности обучения квалифицированных кадров необходимо отметить следующее: обучение является эффективным в том случае, если связанные с ним издержки организации будут в перспективе ниже издержек организации на повышение производительности труда за счёт других факторов.
Контрольные вопросы по теме:
1. Что такое обучение?
2. Какие виды обучения в стране Вы знаете?
3. Какие основные цели обучения
4. Назовите этапы обучения.
5. Дайте сравнительную оценку внутриорганизационного и внеорганизационного обучения.
6. Назовите методы внеорганизационного обучения.
7. Профориентация – это...
8. Какие виды профориентационной работы вы знаете?