В ходе анализа сущности и особенностей управленческих преобразований на промышленных предприятиях необходимо учитывать мотивы и стимулы внедрения изменений.
Причины, вызывающие изменение, - силы, способствующие изменению. В процессе реализации изменения возникают силы, мешающие этому изменению, или сдерживающие силы.
В качестве основной сдерживающей силы выступает сопротивление изменениям, анализ характера и причин которого способствует формированию подходов к управлению изменениями.
Способность к генерированию мотивов изменений является важнейшей характеристикой объекта управления и механизма управления развитием. Выделяют следующие группы мотивов внедрения изменений [30]:
— удовлетворение и развитие потребностей общества: удовлетворение запросов потребителей, наполнение рынка, создание продукции, формирующей новые потребности;
— прибыльность: желание получить прибыль в конкурентной борьбе, поддержать или повысить ее;
— творчество: желание реализовать накопленные знания, удовлетворить потребность в реализации творческих идей, повысить мастерство в конкретной области деятельности;
— престиж: желание повысить или поддержать престиж, достичь лидерства или не отстать от других;
— преодоление внутренних проблем, возникающих в деятельности предприятия: желание привлечь квалифицированных работников, сократить текучесть кадров, создать новые рабочие места и внутренний рынок рабочей силы, усилить мотивацию труда, улучшить управление;
— удовлетворение социальных потребностей в оздоровлении экологического состояния производственной и окружающей среды.
Общие цели, которые руководители российских предприятий выделяют в качестве основных для внедрения инноваций, сведены к повышению конкурентоспособности, экспансии, внутренним целям и прибыли, выживанию.
Основным стимулом к изменениям согласно исследованиям является конкуренция на рынке, заставляющая опережать конкурентов, ориентируясь на мнение потребителей.
Проецируя выводы, сделанные для изменений в целом, на управленческие изменения, стимулы к их внедрению на предприятиях можно отобразить в следующей схеме (рисунок 2.4).
Сущность управленческих изменений заключается в том, что их внедрение на предприятии позволяет решить следующие важнейшие задачи:
— противостоять конкурентам, повысить эффективность хозяйственной деятельности, качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции;
— получить желаемую прибыль;
— выявить новые рыночные возможности в удовлетворении и развитии потребительского спроса;
— преодолеть внутренние проблемы: снизить затраты, улучшить управляемость, усилить мотивацию груда;
— поддержать и приумножить творческий потенциал менеджеров и остального персонала, повысить квалификацию и лояльность персонала.
Поскольку любое предприятие представляет собой открытую систему, то улучшение одного элемента в организации требует изменения других процессов и элементов. Взаимосвязь и взаимозависимость между различными видами изменений на предприятии может быть подтверждена следующими рассуждениями.
Рисунок 2.4 - Стимулы введения управленческих изменений
на предприятиях
Стимулом к изменению на предприятии может быть, например, усиление конкуренции, которое приведет к снижению доходов предприятия, падению объемов продаж, потере клиентов. Для выживания в изменившихся условиях предприятию придется менять стратегию или ее часть. Это изменение потребует технологических нововведений, что, в свою очередь, повлечет за собой изменения в структуре управления и персонале организации. Изменения в структуре управления и персонале организации потребуют новых методов управления, изменений миссии предприятия. Схема развития организации в этом случае отражена на рисунок 2.5.
Рисунок 2.5 - Взаимозависимость между разными видами инноваций
на предприятии (вариант А)
Другая схема взаимодействия инноваций возникает, если предприятие переходит на производство нового продукта. Происходит изменение технологии, при этом требуются новые специалисты и изменяются требования к персоналу в целом, структура управления. Новый продукт потребует изменений во взаимоотношениях со средой, перемен в маркетинговой политике и стратегии, а может быть, и миссии предприятия. Схема изменения представлена на рисунок 2.6.
Рисунок 2.6 - Взаимозависимость между разными видами изменений
на предприятии (вариант В)