Рекомендации для организаций (учреждений) среднего и высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики по организации и проведению Памятной акции в знак памяти и скорби о погибших детях, молодежи и педагогических работниках в результате военной агрессии со стороны государства Украина
(разработаны Государственной организацией дополнительного профессионального образования «Институт развития профессионального образования»)
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
(Всеобщая декларация прав человека Статья 3 (Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года)
…каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.
(Конвенция о правах ребенка Статья 6 (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года)
Мир детства – большой и красивый, нет ничего чудесней и прекрасней его. Этому миру сопутствует доброта, легкость, наивность и непосредственность. Наверное, воспоминания об этой счастливой и беззаботной поре живут в душе и сердце каждого человека.
Мир детства – яркий, цветной, сказочный. В нем нет страха и зла, лишь доброта, как сказочная фея, оберегающая всех детей в мире, дарящая добро и ласку.
Мир детства – это синяки на коленках, руки в царапинах, шишки на лбу, но все же счастье и радость в глазах.
Так есть, и так должно быть всегда во всем мире, во все времена. Мирные времена… Но, когда в жизнь людей врывается война, все человеческие законы, нормы морали безжалостно попираются и отбрасываются. Война не щадит никого: ни взрослых, ни детей. Дети военной поры рано взрослеют, самая светлая и счастливая пора их жизни «украдена», потому что война всё перечеркивает и переворачивает с ног на голову.
Не хочется говорить банальностей о том, что дети самые беззащитные перед лицом войны. В конце концов, все одинаково беззащитны перед летящим минометным снарядом или полным пакетом «Града». Не стоит, пожалуй, рассуждать и о том, чья жизнь дороже – взрослого или ребенка. Любая жизнь бесценна, кроме, разве что, не-жизней фашистов, убийц и карателей. И все же – павшим на войне детям ставят особые памятники. И приносят к ним не только цветы, но и игрушки.
Данные Рекомендации разработаны в помощь руководящим и педагогическим работникам образовательных организаций/учреждений среднего и высшего профессионального образования, осуществляющим воспитательную деятельность с целью совершенствования системы гражданско-патриотического воспитания.
Основные организационно-методические аспекты проведения
Памятной акции
В знак памяти и скорби о погибших детях, молодежи и педагогических работниках в результате военной агрессии со стороны государства Украина и во исполнение Поручения Главы Донецкой Народной Республики в образовательных организациях Донецкой Народной Республики проводится Памятная акция.
Дата проведения акции:
01 октября 2020 года.
Начало памятных мероприятий:
08.00 часов.
Проведение мероприятий Памятной акции должно осуществляться в соответствии с организационными возможностями образовательной организации и отвечать требованиям Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25 августа 2020 г. № 1179 «Об организации работы муниципальных общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики, государственных образовательных организаций и научных учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Донецкой Народной Республики, в период распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCov».
Основной задачей проведения памятных мероприятий является создание педагогических условий для формирования у молодого поколения высокого гражданского сознания, нравственных ценностей и сохранения памяти о невинных жертвах гражданской войны в Донбассе.
Виды и формы проведения памятных внеурочных мероприятий:
– линейка;
– митинг-реквием;
– урок гражданственности;
– воспитательный час;
– возложение цветов;
– посещение мемориалов и памятников;
– и др.
В рамках урока гражданственности и воспитательного часа педагогические работники могут провести занятия в форме беседы (возможно с просмотром документального фильма), мини-конференции, поэтического альманаха (чтение стихотворений о детях Донбасса), устного журнала и др.
Педагогические работники могут самостоятельно подобрать содержательную часть мероприятия с учетом возрастных особенностей, либо предоставить студентам возможность подобрать заинтересовавший их материал (факты, события и др.) и представить его в виде выступлений, мультимедийных презентаций, авторских песен, стихотворений, рисунков, плакатов и др.
С целью усиления эмоционально-целостного восприятия информации рекомендуется включить в проведение занятий музыкальные фрагменты, иллюстративный материал (фотографии, видеоролики, мультимедийные презентации) и др. Но при подборе иллюстративного материала рекомендуется не использовать фотоснимки и видеосюжеты, которые могут повлечь психологическую травму.
При проведении урока гражданственности и воспитательного часа возможно освещение следующих направлений:
1. истории о погибших детях, молодежи (возможно обучавшихся в образовательной организации);
2. примеры героического поведения детей и молодежи во время обстрелов и боевых действий;
3. истории о погибших педагогических работниках (возможно работавших в образовательной организации);
4. примеры увековечивания памяти погибших детей, молодежи, педагогических работников (памятники, мемориалы, аллеи памяти, акции и др.).
Тематика и содержание мероприятий не ограничивается вышеуказанным перечнем, и педагог вправе самостоятельно их определять на основе своего педагогического опыта.
При проведении линейки и митинга-реквиема с целью усиления эмоционального воздействия возможно использование звуковых и музыкальных фрагментов, элементов флешмоба (запуск воздушных шаров, голубей, присутствие студентов, одетых в футболки цветов флага ДНР и др.).
В рамках мероприятий Памятной акции рекомендуется провести «Минуту молчания» в знак скорби и памяти о погибших детях, молодежи и педагогических работниках.
Информационно-методическое обеспечение