Компетенция Парламента – это его полномочия в определенных сферах деятельности.
Законодательные полномочия – это полномочия Парламента по разработке и принятию законов. В настоящее время они ограничены пределами, установленными п.3 ст. 61 Конституции РК. Так, Парламент вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся: правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, обязательств и ответственности физических и юридических лиц; режима собственности и иных вещных прав; основ организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государственной и воинской службы; налогообложения, установления сборов и других обязательных платежей; республиканского бюджета; вопросов судоустройства и судопроизводства и т.д. Все иные отношения регулируются подзаконными актами.
Парламент:
- по предложению Президента Республики Казахстан вносит изменения и дополнения в Конституцию;
-принимает конституционные законы, вносит в них изменения и дополнения;
- принимает и изменяет обычные законы;
- двумя третями голосов от общего числа депутатов каждой из Палат по инициативе Президента вправе делегировать ему законодательные полномочия на срок, не превышающий одного года;
- проводит повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим возражения Президента Республики, в месячный срок со дня направления возражений. Несоблюдение этого срока означает принятие возражений Президента. Если Парламент большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат подтвердит ранее принятое решение, Президент в течение семи дней подписывает закон. Если возражения Президента не преодолены, закон считается не принятым или принятым в редакции, предложенной Президентом. Возражения Главы государства на принятые Парламентом конституционные законы рассматриваются в предусмотренном настоящим подпунктом порядке. При этом возражения Президента на конституционные законы преодолеваются Парламентом не менее чем тремя четвертями голосов от общего числа депутатов каждой из Палат;
- издает постановления (в т.ч. и его Палаты), имеющие обязательную силу на всей территории Республики.
Полномочия Парламента в области бюджета и финансов:
- утверждает республиканский бюджет; вносит изменения и дополнения в бюджет;
- утверждает отчеты Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета о его исполнении;
- устанавливает и отменяет государственные налоги и сборы;
- решает вопросы о государственных займах и оказании Республикой экономической и иной помощи.
Организационно-кадровые полномочия Парламента:
- дача Мажилисом согласия на назначение Президентом Премьер-министра, Сенатом – на назначение председателя Национального Банка, Генерального прокурора и председателя КНБ;
- избрание освобождение от должности по представлению Президента Председателя и судей Верховного Суда РК, Председателя Сената Парламента (Сенатом),
- избрание и освобождение по собственному усмотрению, образование органов: Мажилисом - своего Председателя, каждой из Палат - заместителей председателей Палат по их представлениям, своих координационных и рабочих органов, председателей комитетов, половины членов совместных комиссий Палат и их председателей, по 2 члена Центральной избирательной комиссии, по 2 члена Конституционного Совета; трех членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, делегирование депутатов Сената в состав ВСС;
- объявление Мажилисом очередных выборов Президента Республики;
- досрочное освобождение Президента от должности в случае болезни;
- проявление инициативы о назначении республиканского референдума;
- учреждение государственных наград, установление почетных, воинских и иных званий, классных чинов, дипломатических рангов, определение государственных символов Республики и др.
Контрольные полномочия Парламента осуществляются в форме учредительного и текущего контроля. Учредительный контроль проводится в рамках создания, реорганизации и ликвидации государственных органов, избрания и освобождения от должности должностных лиц, лишении неприкосновенности, прекращении депутатских полномочий.
Учредительные контрольные полномочия включают:
- лишение неприкосновенности депутатов, Генерального Прокурора, Председателя и судей Верховного Суда РК;
- досрочное прекращение каждой из Палат полномочий депутатов Палаты.
Контрольные полномочия в рамках текущего контроля:
- выражение большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса по инициативе одной пятой депутатов Мажилиса вотума недоверия Правительству;
- заслушивание каждой Палатой по инициативе 1/3 депутатов Палаты отчетов членов Правительства РК по вопросам их деятельности и принятие обращения к Президенту об освобождении от должности члена Правительства в случае неисполнения им законов Республики; возможность повторной, по истечении 6 месяцев, постановки вопроса об освобождении от должности члена Правительства;
- заслушивание Парламентом и Палатами отчетов о деятельности постоянных комитетов и комиссий;
- рассмотрение депутатских запросов;
- внесение депутатами вопросов членам Правительства и иным должностным лицам и иные.
Полномочия Парламента в сфере международных отношений:
- ратификация международных договоров Республики;
- денонсация международных договоров Республики;
- оказание экономической и иной помощи иностранным государствам.
Полномочия Парламента в сфере обороны и безопасности:
- решение вопросов войны и мира;
- принятие по предложению Президента РК решения об использовании Вооруженных Сил для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности;
- заслушивание информации Президента о введении чрезвычайного или военного положения, применения Вооруженных Сил, объявлении мобилизации.
Квазисудебные полномочия Парламента:
- рассмотрение вопроса о выдвижении обвинения против Президента РК в совершении государственной измены; принятие решения большинством в ң голосов депутатов каждой из Палат об отрешении Президента от должности;
- издание актов об амнистии граждан.
Органы Парламента РК
Рабочими органами Парламента Республики Казахстан являются постоянные комитеты Сената и Мажилиса, а также совместные комиссии Палат.
Постоянные комитеты Сената и Мажилиса образуются из числа депутатов соответствующей Палаты на первой сессии Парламента. Количество постоянных комитетов Сената и Мажилиса, их наименования определяются на заседаниях Сената и Мажилиса по предложению депутатов соответствующих Палат. В случае необходимости могут образовываться новые постоянные комитеты, упраздняться и реорганизовываться ранее созданные. Их количество не должно превышать семи в каждой из Палат. Число членов соответствующих постоянных комитетов Сената и Мажилиса определяется Палатой.
Постоянные комитеты Сената и Мажилиса образуются для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Палаты. Для реализации своих полномочий постоянный комитет Палаты:
1) дает заключения на проекты законодательных актов, вносит предложения в Бюро Палаты о включении проекта в повестку дня пленарного заседания либо о продолжении работы над ним, или его отклонении с мотивированным обоснованием;
2) по поручению Палаты или ее Бюро выступает головным по конкретному законопроекту или другому вопросу, отнесенному к ведению Палаты;
3) создает рабочие группы по рассмотрению внесенных законопроектов, привлекает в их состав инициаторов законопроекта, представителей государственных органов и общественных объединений, научных учреждений, специалистов, руководителей хозяйствующих субъектов;
4) заслушивает инициаторов законопроекта по вопросам, касающимся данного законодательного акта;
5) в случае определения его головным по законопроекту или другому вопросу обобщает замечания и предложения постоянных комитетов, депутатов Палаты, готовит заключение и материалы, а также содоклад;
6) вносит предложения по кандидатурам депутатов Палат, делегируемых в состав Высшего Судебного Совета Республики Казахстан, а также комиссий Парламента;
7) по решению Бюро соответствующей Палаты по вопросам своей компетенции проводит парламентские слушания т.д.
Постоянные комитеты Сената и Мажилиса по вопросам своей компетенции свободны в выборе форм и методов деятельности, взаимодействуют с государственными органами и общественными объединениями, изучают и учитывают общественное мнение.
Заседания постоянных комитетов Сената и Мажилиса проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц и правомочны при наличии не менее двух третей от общего числа их членов. Заседания являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентами Парламента и его Палат, могут проводиться закрытые заседания.
Для решения вопросов, касающихся совместной деятельности Палат, Сенат и Мажилис вправе на паритетных началах образовывать совместные комиссии. Для преодоления возникших разногласий по рассматриваемым законопроектам Сенат и Мажилис создают согласительные комиссии с равным числом депутатов от каждой Палаты. Создаются также специальные временные комиссии по вопросам: освобождении Президента от должности по болезни, отрешения от должности Президента, проведения парламентских слушаний, заслушивания отчетов членов Правительства. Деятельность совместных, согласительных и специальных комиссий носит временный характер, она ограничивается определенным сроком и (или) конкретной задачей.
Координационными органами Парламентаявляются Бюро Мажилиса и Сената. Они образуются при Председателях Палат и включаю в свой состав заместителей Председателя Палаты и председателей постоянных комитетов. Бюро Палаты осуществляет следующие полномочия:
1) координирует деятельность постоянных комитетов и комиссий Палаты;
2) оказывает содействие в организации совместной работы комитетов Палаты по вопросам, относящимся к компетенции нескольких комитетов;
3) определяет головной комитет по законопроекту или решению иного вопроса, входящего в компетенцию Парламента или его палаты;
4) принимает решение о проведение парламентских слушаний постоянными комитетами;
5) утверждает структуру и штаты аппарата Палаты, утверждает и освобождает от должности Руководителя аппарата и руководителей его структурных подразделений и др.
Заседания Бюро созываются Председателем Палаты по мере необходимости и правомочны при наличии не менее 2/3 от общего числа его членов. В его заседаниях вправе принять участие с правом совещательного голоса депутаты, не входящие в его состав, представители Президента и Правительства в Палатах, лица, приглашенные на заседание Председателем Палаты. Бюро Палаты принимает постановление большинством голосов, которое вправе отменить Сенат или Мажилис.