Кафедра теории и методики философско-культурологического образования
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ ПРАКТИКИ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 031400 -КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Квалификация (степень) выпускника бакалавр культурологии
Санкт-Петербург 2012
Курсы: 3
Семестры: 6
Количество недель: 5
Форма аттестации: зачет (дифференцированный)
1. МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП:
Практика по специальным дисциплинам представляет собой особый вид производственной практики на основе научно-исследовательской деятельности. Содержание практики строится на базе теоретического материала общеобразовательных и специальных дисциплин предметной подготовки. Практика предполагает перевод содержания теоретических дисциплин в русло практических умений и навыков анализа и интерпретации явлений культуры, через развитие и углубление познаний в области социокультурной антропологии, социологии и истории искусства, блока дисциплин предметной культурологической подготовки.
Цель практики
Практика по специальным дисциплинам призвана обеспечить формирование основ профессиональной компетентности через введения студентов в сферу их профессиональной деятельности. Помимо решения образовательных задач, это будет способствовать социальной идентификации студентов как будущих профессионалов на стадии обучения.
Задачи практики
По ходу практики бакалавр должен решать следующие задачи в соответствии с видами научно-исследовательской деятельности и профилизацией подготовки:
· сбор научных материалов, подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, написание статей, подготовка презентаций;
· анализ и интерпретация культурных форм, процессов и практик на основе существующих научных теорий и концепций;
· интерпретация различных типов текстов с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов;
· составление разделов научных отчетов;
· участие в работе семинаров, научных конференций, выступления с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований;
· написание статьи;
· подготовка презентаций;
· устное, письменное и виртуальное представление и распространение материалов собственных исследований.
4. Содержание и характер деятельности студентов-практикантов:
· научно-исследовательская деятельность в образовательных учреждениях, учреждениях культуры, музеях, библиотеках, архивах;
· выявление и комплексная обработка информации о культурных формах, процессах и художественных практиках в истории и современности; теоретическое изучение, конкретный анализ и освоение современных форм и процессов, объектов историко-культурного назначения в области мировой и региональной культуры;
· разработка программы, планирование и осуществление «полевого» исследования по теме: “Культуротворческой деятельности человека в художественной культуре современного мегаполиса”;
· выявление структурно-типологических характеристик культуротворческой деятельности человека, его социокультурная идентификация и ценностно-смысловой анализ содержания его деятельности;
· описание деятельности сотрудников учреждения культуры как локализованного пространства культуры.
Организация практики
5.1. Программа практики включает несколько этапов:
1. Ознакомление с целью, задачами, формами и основными этапами культурологического исследования.
2. Подготовительный этап, предполагающий формирование творческих групп;
3. Выбор объекта исследования, исследуемых качеств и характеристик, методов исследования;
4. Теоретическое обоснование программы исследования, составление сценария интервью;
5. Практический этап - осуществление необходимых видов учебно-исследовательской деятельности (“полевые” исследования, сбор и обработка материалов);
6. Анализ результатов исследования и оформление отчета;
7. Заключительный этап, предполагающий обобщение и анализ результатов исследования, выявление результативности работы студентов в ходе художественно-культурологического практикума (итоговая конференция).
5.2. Объектами научно-исследовательской деятельности являются:
¾ культурные формы, процессы, практики в истории и современности;
¾ способы производства культурных значений и смыслов, средства их распространения, закрепления и потребления в публичной и приватной сферах жизни общества;
¾ формы, способы и средства культурных массовых коммуникаций;
¾ структура и содержание системы культурологического и художественного образования в специализированных художественных учебных заведениях (музыкальных и художественных школах, училищах, вузах);
¾ структура и содержание системы художественного производства, (творческих мастерских, реставрационных и художественных мастерских);
¾ содержание систем художественного потребления и художественной критики, (выставочных и концертных залов, театров, музеев, библиотек, радио, кино и телестудий);
¾ мемориальные, художественно-исторические и поселенческие комплексы (некрополь, парк, усадьба, храм, отдельное здание, хутор и т.п.);
¾ культурная среда современного человека (ребенка, подростка, студента, автора исследования и т.п.,);
¾ определенный культурный тип горожан или селян, выделенных по конфессиональному, этническому, сословному, профессиональному и т.п. принципу (“церковный человек”, рок-музыкант, “рокер”, интеллигент, “бомж” и т.п.);
¾ фотоматериалы, видеозаписи и аудиозаписи, отражающие исторические традиции поселений определенного культурного типа и их представителей (древний русский город (село), монастырь, хутор...);
¾ информационное пространство современного человека и ценностно-смысловой аспект его содержания.
¾ Базами для проведения практики могут стать различные учреждения культуры:
¾ обеспечивающие создание, хранение, распространение, реставрацию и экспонирование артефактов;
¾ обеспечивающие реализацию художественно-эстетических, познавательных, ценностно-ориентационных или иных духовных интересов представителей определенной социальной группы (подростков, молодежи, интеллигенции, художественной “элиты”, учительства и т.д.), их потребностей в культурном развитии, духовном общении, отдыхе;
¾ общеобразовательные, специальные художественные, музыкальные школы, профессиональные учебные заведения, обеспечивающие культурологическое, художественное, гуманитарное образование как аспект общекультурного развития.
¾ Изучение объекта строится по следующему плану:
1.Официальное название учреждения культуры;
2.Топонимическое описание объекта;
3.Дата создания проекта здания, автор, кто строил и кто финансировал строительство.
4.Архитектурный стиль, особенности, уникальность здания.
5.Конструктивные и художественно-эстетические особенности здания, в котором находится учреждение.
6.Краткое описание и фотодокументы здания.
7., История здания: перестройки, реконструкции или реставрации.
8.Соответствие художественно-эстетического пространства и содержания деятельности учреждения (по мнению посетителей учреждения, его сотрудников).
9.Краткая история учреждения.
10. Официальный и неофициальный статус учреждения в ряду аналогичных учреждений Санкт-Петербурга.
11. Место учреждения в истории культуры Санкт-Петербурга.
12. Функциональные характеристики учреждения (предназначение, место в системе однотипных объектов, связь с другими объектами).
13. Что можно рассматривать в качестве цели работы учреждения.
14. Что можно рассматривать в качестве объекта деятельности учреждения.
15. Каков результат деятельности учреждения.
16. Основные направления (формы, сферы) деятельности сотрудников учреждения.
17. Организационная структура данного учреждения (отделы, подразделения, факультеты и пр.).
18. Профессиональный состав сотрудников.
19. Биографии сотрудников учреждения, достигших признания.
20. Социокультурный статус данного типа учреждений культуры в современной культуре Санкт-Петербурга.
21. Краткая характеристика учреждения как объекта культурного наследия
5.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРАКТИКИ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ
п/н | Профессиональные задачи (задания) | Содержание деятельности | Результат деятельности | Форма отчетности[i] | Сроки выполнения | Баллы (+ или -)[ii] | Оценка выполнения[iii] |
Организационно-проективный этап | |||||||
1. | Знакомство с целью и профессиональными задачами практики.*[iv] | Участие в конференции | Понимание цели и задач практики | Регистрационный лист | 02.02.12 | ||
2. | Разработка индивидуальной программы прохождения практики* | Самостоятельная работа по изучению программы практики | Оформление: 1. Технологической карты. 2. Дневника педагогической практики[v] | 1. Дневник педагогической практики 2. Отчет в электронной форме | 06.02.12 | ||
3. | Разработка проекта исследования | Определение задач, описание методики исследования Изучение методик исследования | Оформление проектного задания исследования и краткое описание этапов исследования | 1. Дневник педагогической практики 2. Отчет в электронной форме | 09.02.12 | ||
3. | Изучение источниковедческой базы исследования | Выявление источниковедческой базы исследования | Краткое описание источниковедческой базы исследования | 1. Дневник педагогической практики 2. Отчет в электронной форме | До 15.02.12 | ||
Исследовательский этап начинается с третьего дня практики, продолжается до ее окончания: | |||||||
7. | Проведение исследований в соответствии с индивидуальным планом | Применение методики исследования | Оформление результатов исследования | 1 электронная форма | До05.03.12 | ||
Рефлексивно-аналитический этап (13-15.02.12) | |||||||
8. | Анализ результатов практики и оформление индивидуальной отчетной документации по практике * | Структура отчета по практике: 1. Титульный лист[vi]. 2. Индивидуальная характеристика исследователя групповым руководителем.[vii] 3. Проектное задание.[viii] 4. График выполнения заданий (технологическая карта). 5. Краткое описание источниковедческой базы и методов исследования 6. Отчетная форма по итогам практики (научная статья или презентация результатов исследования).[ix] 7. Материалы исследования (оцифрованные тексты, фото, кино и видеодокументы).[x] 8. Дневник практики. (тетрадь)[xi] | 14.02.12 | ||||
9. | Представление документации групповому руководителю* | Сдать отчет | До 05.03.12 | 5 | |||
10. | Участие в итоговой конференции.* | Подведение итогов методической практики | 07.03.12 11.00 |
Ожидаемые результаты
Практика по специальным дисциплинам по направлению подготовки 031400 - Культурологияс квалификацией (степенью) «бакалавр», в соответствии с целями и задачами профессиональной деятельности ФГОС ВПО, должна обеспечить формирование следующих компетенций:
а) универсальны х:
- общенаучных (ОНК):
· способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОНК-3);
· собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим научным, социальным и этическим проблемам (ОНК-4);
· способности управления информацией в современной системе культурных коммуникаций (ОНК-5);
- инструментальными компетенциями (ИК):
· готовность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ИК-4),
- социально-личностными и общекультурными (СЛК)
· способность выстраивать и реализовывать личностные траектории интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития, самосовершенствования, самореализации (СЛК-1);
· способность к критическому мышлению; готовность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переосмыслению социального опыта, адаптации к новым социокультурным ситуациям; умение приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (СЛК-2);
б) профессиональными:
научно-исследовательская деятельность:
· способность применять теоретико-культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике; владение теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик (ПК-1);
· способность понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владение методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2);
· способность применять на практике приемы составления научных отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок (ПК-3).
В результате прохождения производственной практики студент должен:
¾ уметь самостоятельно и в составе научно-производственного коллектива решать конкретные задачи профессиональной деятельности при выполнении научно-исследовательской работы; под научным руководством и самостоятельно осуществлять сбор и первичную обработку информации;
¾ владеть практическими навыками в области организации и управления при проведении научно-исследовательских работ в соответствии с профилем подготовки.
Итоговая аттестация
Процедура аттестации. Научно-исследовательская работа в рамках практики по специальным дисциплинам завершается конференцией, в ходе которой студенты защищают программу исследования, представляют отчет о выполнении исследования. В отчете по практике студенты должны продемонстрировать:
¾ готовность обосновать программу культурологического исследования и выбрать целесообразные методы;
¾ умение анализировать художественное произведение как текст культуры;
¾ умение в краткой форме изложить цель, основные задачи, программу и результаты научно-исследовательской практики.
Составители программы практики: кандидат педагогических наук, доцент С.Н. Токарев
[i] Электронная или текстовая
[ii] Баллы зачисляются при условии своевременного предоставления документации руководителям практики по направлениям.
[iii] Баллы и подпись учителя-методиста или научного руководителя практики.
[iv] Отмеченные знаком* профессиональные задачи являются обязательными для всех (инвариантными). Профессиональные задачи, выделенные в тексте курсивом, относятся к категории заданий «по выбору» (вариативных).
[v] Здесь и далее Вы должны отражаться в Дневнике практики ход и содержание Вашей деятельности на всех этапах прохождения практики.
[vi] (Титульный лист отчета)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА»