СОГЛАСОВАНО: «УТВЕРЖДАЮ»
Председатель профкома Начальник ПЧ
Куц Н. В. ____________ _____________ Ким Н. Я.
03.09.2014 года. 04.09.2014 года.
Протокол № 6 от 03.09.2014 г.
ИНСТРУКЦИЯ № 25
ПО ОХРАНЕ ТРУДА
ДЛЯ ДЕФЕКТОСКОПИСТА
ИОТ № 25
Симферополь 2014
Симферопольская дистанция пути
Инструкция по охране труда № 25
для дефектоскописта
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. Настоящая инструкция по охране труда для дефектоскописта (далее - Инструкция) устанавливает основные требования безопасности для дефектоскописта предприятия вагонного хозяйства железных дорог при проверке деталей и узлов вагонов магнитопорошковым, ультразвуковым, вихретоковым и феррозондовым методами неразрушающего контроля.
1.2. К работе по дефектоскопированию деталей и узлов вагонов должны допускаться лица не моложе 18 лет, прошедшие при поступлении на работу обязательный предварительный медицинский осмотр, вводный и первичный инструктаж на рабочем месте, начальную подготовку или повышение квалификации (практическое обучение), обучение требованиям настоящей Инструкции, стажировку и проверку знаний, а также имеющие вторую группу по электробезопасности. В дальнейшем эти работники проходят периодические медицинские осмотры в установленном порядке и подвергаются периодическим проверкам знаний.
1.3. Дефектоскопист, выполняющий работы, связанные со строповкой грузов, с управлением грузоподъемными механизмами (электрическими талями, управляемыми с пола), должен иметь соответствующее удостоверение на право выполнения стропольных работ и работ по управлению грузоподъемным механизмом.
1.4. Во время дефектоскопирования дефектоскопист должен быть внимательным, не отвлекаться посторонними делами и разговорами.
1.5. Во время работы на дефектоскописта могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:
• повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
• электромагнитные излучения постоянных полей и полей промышленной частоты;
• повышенный уровень ультразвука;
• повышенный уровень шума;
• повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
• повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
• физические перегрузки.
1.6. Дефектоскопист должен обеспечиваться следующими средствами индивидуальной защиты (СИЗ):
• костюмом хлопчатобумажным с маслонефтезащитной пропиткой;
• ботинками юфтевыми на маслобензостойкой подошве;
• фартуком прорезиненным;
• рукавицами комбинированными;
• перчатками хлопчатобумажными в комплекте с перчатками резиновыми;
• нарукавниками прорезиненными;
• галошами диэлектрическими;
• перчатками диэлектрическими;
• жилетом сигнальным.
Зимой дополнительно должен обеспечиваться курткой на утепляющей прокладке.
1.7. Личную одежду и спецодежду необходимо хранить отдельно в шкафчиках в гардеробной. Дефектоскопист обязан следить за исправностью спецодежды, своевременно сдавая ее в стирку и ремонт, а также содержать шкафчик в чистоте и порядке.
1.8. Дефектоскопист должен иметь определенное рабочее место, расположенное в соответствии с установленным технологическим процессом. Для удобства и безопасности осмотра поворота и перемещения проверяемых деталей необходимо использовать специальные стенды, стеллажи, подъемные и другие приспособления. Дефектоскоп, пьезоэлектрический преобразователь и вспомогательный инструмент должны храниться на рабочем месте в шкафу или в специально отведенном помещении.
1.9. Дефектоскопист должен знать:
• правила оказания первой (доврачебной) помощи пострадавшему при несчастном случае;
• действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы;
• требования техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.
1.10. Допустимая масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную постоянно в течение рабочей смены не должна превышать: для мужчин - 15 кг, для женщин - 7 кг. Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную при чередовании с другой работой (до двух раз в час) не должна превышать: для мужчин - 30 кг, для женщин - 10 кг. Допускается поднимать и перемещать вдвоем вручную грузы массой более 30 кг - для мужчин; более 10 кг - для женщин. Установку крупногабаритных и тяжелых деталей при дефектоскопировании следует производить при помощи подъемно-транспортных механизмов.
1.11. Дефектоскопист должен:
• выполнять только порученную ему мастером (бригадиром) работу;
• владеть безопасными приемами труда;
• содержать в исправном состоянии и чистоте закрепленное за ним рабочее место, инструмент, приспособления, а также СИЗ;
• использовать в работе только исправный инструмент;
• носить инструмент и измерительные приборы в специальных ящиках или сумках;
• выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков и надписей, а также сигналов, подаваемых крановщиками, водителями других транспортных средств и работниками, занятыми ремонтными работами на территории предприятия;
• проходить по территории предприятия по установленным маршрутам, пешеходным дорожкам, тоннелям, проходам и переходам;
• быть предельно внимательным в местах движения транспорта;
• соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.
1.12. Дефектоскописту запрещается:
• оставлять без присмотра дефектоскоп, подключенный к сети;
• работать в болезненном состоянии, а также в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
• использовать переносные светильники без предохранительных сеток, с поврежденными вилкой и изоляцией проводов;
• находиться под поднятым и перемещаемым грузом;
• работать без СИЗ;
• переходить или перебегать пути перед движущимся составом, локомотивом, мотовозами, дрезинами и другими транспортными средствами;
• подлезать под подвижной состав и перелезать через автосцепку при переходе через путь;
• подниматься на подвижной состав, находящийся под контактным проводом;
• садиться на подножки вагонов или локомотивов и сходить с них во время движения;
• находиться в междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным путям;
• переходить стрелки, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков и крестовин, ставить ноги между рамным рельсом и остряком или в желоба на стрелочном переводе, наступать и садиться на рельсы и концы железобетонных шпал;
• находиться на территории и в депо железнодорожной станции в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении подвижного состава;
• работать под подъемными механизмами и подвешенным грузом.
1.13. Дефектоскопист обязан соблюдать следующие требования пожарной безопасности:
• не курить и не пользоваться открытым огнем при проверке дефектоскопа и во время работы на нем;
• не производить работы, связанные с применением открытого огня, факелов;
• обо всех неисправностях дефектоскопов и электрооборудования немедленно сообщать бригадиру (мастеру);
• курить только в отведенных и приспособленных для этого местах;
• знать и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения.
1.14. Принимать пищу следует только в столовых, буфетах или специально отведенных для этого комнатах, имеющих соответствующее оборудование. Перед едой необходимо тщательно вымыть руки теплой водой с мылом.
1.15. Дефектоскопист обязан соблюдать следующие меры безопасности при нахождении на железнодорожных путях (далее - путях):
• к месту работы и с работы проходить только специально установленными маршрутами, обозначенными указателями "Служебный проход";
• проходить вдоль путей только по обочине или посередине междупутья, обращая внимание на движущиеся по смежным путям вагоны и локомотивы;
• переходить путь только под прямым углом, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущихся на опасном расстоянии локомотива или вагонов;
• переходить путь, занятый подвижным составом, пользуясь только переходными площадками вагонов, предварительно убедившись в исправности поручней, подножек и пола площадки;
• при сходе с вагона держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, предварительно осмотрев место схода и убедившись в исправности поручней и подножек, а также в отсутствии движущихся по смежному пути локомотива и вагонов;
• обходить группу вагонов или локомотив, стоящий на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;
• проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между автосцепками этих вагонов не менее 10 м;
• обращать внимание на показания ограждающих светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки.
1.16. Выходя на путь из помещения или зданий, ухудшающих видимость пути, необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава.
1.17. В случае получения травмы или заболевания дефектоскопист должен прекратить работу, поставить в известность руководителя работ и обратиться за помощью в медпункт.
1.18. При обнаружении нарушений настоящей Инструкции, а также неисправностей оборудования, инструмента, защитных приспособлений, СИЗ пожаротушения дефектоскопист обязан без промедления сообщить об этом своему мастеру (бригадиру), а в его отсутствие вышестоящему руководителю.
1.19. Знание и выполнение дефектоскоп истом требований настоящей Инструкции являются служебной обязанностью, а их нарушение влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством.