Практическая работа № 7. Сравнительный анализ Межгосударственной (МГСС) и Государственной систем стандартизации (ГСС).
Цель работы: изучение и анализ структуры и основных положений Межгосудартвенной и Государственной систем стандартизации.
Задачи работы:
1.Анализ структуры и основных положений МГСС и ГСС. Использовать таблицу:
Таблица 1
Сравнительный анализ структуры и основных положений
МГСС и ГСС
Сравниваемые элементы | Сравниваемы системы | |
МГСС | ГСС | |
Структурные элементы | ||
Титульный лист | На титульном листе стандарта приводят следующие данные: эмблему организации (ЕАСС) и ее полное наименование на русском и английском языках, обозначение стандарта, его статус и наименование, слова "Издание официальное" и выходные сведения об издательстве по ГОСТ 7.4 | указывается полное наименование национального органа РФ по стандартизации, статус стандартов, логотип, общее наименование, обозначение стандарта, слова «Издание официальное» и выходные данные. |
Предисловие | В предисловии стандарта приводят сведения об организации межгосударственной стандартизации и общие сведения о данном стандарте. | приводятся сведения об организации работ по национальной стандартизации РФ и общие сведения о данном стандарте. |
Содержание | Если объем стандарта превышает 24 страницы, рекомендуется включать в него элемент "Содержание". В элементе "Содержание" приводят порядковые номера и заголовки разделов (при необходимости - подразделов) данного стандарта, обозначения и заголовки его приложений. При этом после заголовка каждого из указанных структурных элементов ставят отточие, а затем приводят номер страницы стандарта, на которой начинается данный структурный элемент. | размещается на первой или последней странице. В нем приводятся обозначения и наименования всех включенных стандартов и номера страниц сквозной нумерации, на которых начинаются эти стандарты. |
Введение | Элемент "Введение" приводят, если существует необходимость обоснования причин разработки стандарта, указания места стандарта в комплексе стандартов или сообщения об использовании иных форм его взаимосвязи с другими стандартами, а также приведения другой информации, облегчающей пользователям применение данного стандарта. Текст введения не делят на структурные элементы (пункты, подпункты и т.п.). | При включении в стандарт дополнительных элементов «Содержание» и «Введение» применяются правила, установленные ГОСТ Р.1.5—2004. |
Наименование. | Наименование межгосударственного стандарта, как правило, должно состоять из заголовка и подзаголовка. | |
Область применения. | В элементе "Область применения" указывают назначение стандарта и область его распространения (объект стандартизации), а при необходимости конкретизируют область применения стандарта. | |
Нормативные ссылки | Элемент "Нормативные ссылки" приводят, если в тексте стандарта даны нормативные ссылки на другие межгосударственные стандарты и/или межгосударственные классификаторы технико-экономической и социальной информации | приводятся, если в тексте стандарта такие ссылки даны на утвержденные (принятые) национальные стандарты РФ, республиканские стандарты РСФСР, межгосударственные стандарты, стандарты СЭВ, общероссийские классификаторы, межгосударственные классификаторы (п. 3.6.1 ГОСТ Р 1.5-2004). |
Термины и определения | В стандарте элемент "Термины и определения" приводят при необходимости терминологического обеспечения взаимопонимания между различными пользователями данного стандарта путем определения терминов, не стандартизованных на межгосударственном уровне, или путем уточнения стандартизованных терминов, если эти термины использованы в данном стандарте в более узком смысле. | вносятся в стандарт только те, которые нестандартизированы на национальном уровне. При необходимости допускается повторять определение термина, установленного в другом национальном стандарте. |
Обозначения и сокращения | Если в стандарте необходимо использовать значительное количество (более пяти) обозначений и/или сокращений, то для их установления используют один из следующих элементов стандарта: "Обозначения и сокращения", "Обозначения", "Сокращения", который приводят в виде отдельного одноименного раздела данного стандарта. | даются в стандарте в виде отдельного раздела, если их количество не более пяти. |
Основные нормативные положения | Основные нормативные положения стандарта оформляют в виде разделов, состав и содержание которых устанавливают с учетом требований раздела 7, исходя из вида данного стандарта, определенного в соответствии с ГОСТ 1.0, особенностей объекта и аспекта стандартизации, а при применении международного (регионального или национального) стандарта - с учетом требований ГОСТ 1.3. | оформляются в виде разделов, содержание которых устанавливаются с учетом общих требований к содержанию стандартов разных видов. Эти структурные элементы для каждого вида стандартов рассмотрены далее. |
Приложения | Материал, дополняющий основную часть стандарта, оформляют в виде приложений. В приложениях целесообразно приводить графический материал большого объема и/или формата, таблицы большого формата, методы расчетов, описания аппаратуры и приборов, описания алгоритмов и программ задач, решаемых на ЭВМ, и т.д. | содержат материал, который дополняет основные нормативные положения стандарта. |
Библиографические данные | Библиографические данные приводят на последней странице стандарта, которую оформляют в соответствии с приложением В. | стандарта включают индекс Универсальной десятичной классификации (УДК), который проставляют при подготовке стандарта к утверждению, код группы или подгруппы ОКС, к которой относится стандарт по ОК, ключевые слова для стандартов на продукцию, дополнительно приводится код по ОКП, а на услуги - код по ОКУН. |
Основные положения | ||
Основополагающие стандарты | Организационно-методические, Общетехнические стандарты | |
Стандарты на продукцию | Стандарты общих технических условий, Стандарты технических условий | |
Стандарты на услуги | классификация услуг; · общие требования к услугам; · требования к безопасности (при необходимости); · требования к охране окружающей среды; · методы контроля; · требования к обслуживающему персоналу | |
Стандарты на термины и определения | стандартизированные термины и определения | |
Стандарты на процессы | требования к методам (приемам, режимам, нормам) выполнения работ; · требования, соблюдение которых необходимо для обеспечения безопасности жизни и здоровья людей; · требования к охране окружающей среды. | |
Стандарты на методы контроля | средства контроля и вспомогательные устройства; · порядок подготовки к проведению контроля; · порядок проведения контроля; · правила обработки результатов контроля; · правила оформления результатов контроля; · допустимая погрешность контроля. |
2.Изучение порядка разработки и принятия межгосударственных стандартов (ГОСТ) и государственных стандартов России (ГОСТ Р). Дать краткое описание.
Общие положения разработки и принятия межгосударственных стандартов
3.1.1 Разработку межгосударственных стандартов (далее - стандартов) осуществляют, как правило, в следующем порядке:
1-я стадия - организация разработки стандарта;
2-я стадия - разработка первой редакции проекта стандарта и рассылка ее на отзыв ***;
* Дату введения стандарта в действие на территории государств устанавливают их национальные органы по стандартизации.
** Порядок разработки, принятия и применения межгосударственных нормативных документов в строительстве, а также порядок внесения в них изменений и прекращения применения устанавливает Межгосударственная научно-техническая комиссия по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве [ 1 ].
*** В государстве - разработчике стандарта могут быть проведены дополнительные (предшествующие) стадии разработки стандарта, которые настоящий стандарт не регламентирует.
3-я стадия - разработка окончательной редакции проекта стандарта и рассылка ее на рассмотрение и голосование;
4-я стадия - принятие стандарта и его регистрация.
В обоснованных случаях допускается совмещение стадий разработки проекта стандарта или введение дополнительных стадий его разработки (второй и последующей редакций).
3.1.2. Разработку стандартов осуществляют в соответствии с программой работ по межгосударственной стандартизации или в инициативном порядке.
3.1.3 При разработке стандартов следует руководствоваться ГОСТ 1.0.
При разработке стандартов используют результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ; результаты патентных исследований; международные, региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации; прогрессивные национальные стандарты государств - участников Соглашения и других стран, а также иную информацию о современных достижениях науки, техники и технологии.
В качестве основы для проекта межгосударственного стандарта может быть предложен действующий или разрабатываемый (на любой стадии) национальный стандарт государства-разработчика, другого государства - участника Соглашения или иной страны; действующий или разрабатываемый (на стадии окончательной редакции) международный или региональный стандарт (при наличии соответствующих международных, региональных соглашений или с разрешения соответствующих организаций), если требования этого стандарта удовлетворяют целям межгосударственной стандартизации по ГОСТ 1.0 (раздел 4).
При применении в качестве основы для проекта межгосударственного стандарта международного или регионального стандарта используют правила и методы, установленные ГОСТ 1.3.
ГОСТ 1.3 также можно применять при разработке межгосударственного стандарта в случаях использования в качестве основы для его проекта национального стандарта, в том числе национального стандарта государства-участника Соглашения, если для этого не приемлемы правила, установленные в 3.2.8.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
3.1.4 Построение, изложение, оформление и обозначение стандартов - по ГОСТ 1.5 с учетом ГОСТ 1.3 (в случае применения в качестве основы для проекта межгосударственного стандарта международного или регионального стандарта).
(Измененная редакция, Изм. № 2).
3.1.5 Пересылку документов в процессе разработки, принятия и регистрации стандартов рекомендуется осуществлять с использованием электронной почты соблюдая порядок обмена документами в электронном формате, установленный Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации [ 7].
При получении документов рекомендуется направить соответствующее уведомление по электронной почте в адрес отправителя. Требования, устанавливающие необходимость направления уведомления о получении проекта стандарта, приведены в 3.2.3.2, 3.2.4.4 и 3.2.6.2. Контроль за соблюдением этих требований возложен на Бюро по стандартам. При отсутствии электронной почты у получателя проекта стандарта уведомление следует направить факсом, телефонограммой, телеграммой или иным способом, обеспечивающим оперативность его доставки.
Общие положения разработки и принятия государственных стандартов
3.1.1 Разработку государственных стандартов Российской Федерации осуществляют технические комитеты по стандартизации (ТК), а также предприятия, общественные объединения в соответствии с заданиями планов государственной стандартизации Российской Федерации, программ (планов) работ ТК и договоров на разработку стандартов или в инициативном порядке.
3.1.2 При разработке стандартов следует руководствоваться законодательством Российской Федерации, государственными стандартами государственной системы стандартизации Российской Федерации и другими нормативными документами по стандартизации.
При разработке стандартов используют научно-технические результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, результаты патентных исследований, международные, региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации, прогрессивные национальные стандарты других стран и иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии.
3.1.3 В целях обеспечения организационного единства и создания условий для своевременной подготовки к применению стандартов предусматривают, как правило, следующий порядок разработки стандарта:
1-я стадия - организация разработки стандарта;
2-я стадия - разработка проекта стандарта (первая редакция);
3-я стадия - разработка проекта стандарта (окончательная редакция) и представление его для принятия;
4-я стадия - принятие и государственная регистрация стандарта;
5-я стадия - издание стандарта.
Примечание - Допускается совмещение стадий разработки стандарта, что отражают в договоре на его разработку.
3.1.4 Построение, изложение, оформление, содержание и обозначение стандартов - по ГОСТ Р 1.5.
3. Выявление идентифицирующих признаков ГОСТ и ГОСТ Р. Дать краткое описание
Документация для изучения:
ГОСТ 1.0-92 Межгосударственный стандарт. Межгосударственная система стандартизации. Основные положения.
ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения.