Психолого-педагогическое обеспечение:
- учёт актуального уровня психического развития ребенка;
-создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы;
-дифференцированный подход с учётом индивидуальных возможностей, учёт зоны ближайшего развития ребёнка.
-профилактика зрительных, умственных и физических нагрузок.
Программно - методическое обеспечение:
система занятий разработана на основе источников:
1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида. Под редакцией Плаксиной Л.И.Просвещение. М.: 1997
2. Основы коррекционной тифлопедагогики. Б.К. Тупоногов, Владос. М.:20003.
3. Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения (из опыта работы). Под редакцией Земцовой М.И. Просвещение, М.:1978.
4. Социализация дошкольников с нарушениями зрения средствами игры (из опыта работы). Под редакцией Подколзиной Е.Н. Город детства, М.:2006.
5. Нарушения зрения у дошкольников (развитие пространственной ориентировки) Нагаева Т.И. Феникс, Ростов – на – Дону, 2008.
6. Коррекционно –развивающие занятия с в подготовительной группе. Катаева Л.И. Книголюб. М.:2004.
7. Подбор статей по вопросам тифлопедагогики. Денискина В.З., Полколзина.Е.Н., Мясникова Л.В., Малева З.П., И К П при РАО.
Материально – техническое обеспечение:
-специально подготовленные пособия, компьютер;
- подбор дидактических игр и упражнений, физкультурных минуток, гимнастики для глаз.
При построении программы по развитию умений и навыков пространственной ориентации у детей, как базовые, были выделены 4 блока, составляющие этапы коррекционно-развивающей работы:
1. Развитие навыков ориентировки по «схеме тела».
2. Развитие ориентировки относительно себя.
3. Развитие ориентировки в макропространстве.
4. Ориентировка в пространстве по плану- схеме.
Таблица 1
Перспективное планирование специальных коррекционных занятий по разделу: «Ориентировка в пространстве»
Блоки | №занятия | Февраль | Март | Апрель |
Ориентировка по «схеме тела» | 1,5,9. | Упражнять в определении, назывании частей тела стоящего впереди ребёнка с точкой отсчёта от себя. | Учить определять и называть части тела, отображенные в зеркале. Использовать в речи специальные термины. | Совершенствовать умение выделять, словесно обозначать парно противоположные части тела. |
Ориентировка «от себя» | 2,6,10. | Учить определять пространственное расположение предметов, фигур относительно себя, использовать термины пространственного значения | Формировать умение определять пространственное расположение предметов относительно себя. Развивать целостное зрительное восприятие. | Закреплять умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета «от себя», учить определять пространственное расположение. |
Ориентировка в макро пространстве. | 3,7,11. | Учить ориентироваться при бросании и ловле мяча, в подвижных играх, развивать координацию движений, ориентировку в пространстве. | Совершенствовать умение ориентироваться в помещениях детского сада, находить названный кабинет, опираясь на предметы – ориентиры | Совершенствовать умение ориентироваться на территории детского сада, поясняя словесно свой путь. |
Ориентировка по плану-схеме | 4, 8, 12. | Учить ориентироваться на ближайшей к детскому саду улице; выявлять предметы ориентиры, пространственные отношения между ними. | Упражнять в умение сооружать постройки из строительного материала в соответствии с предложенной схемой. | Учить ориентировке на улице, опираясь на модель «Улица нашего города». Продолжать знакомить с правилами поведения на улице, правилами пешеходов. |
Таблица 2
Тематическое планирование специальных коррекционных занятий по разделу: «Ориентировка в пространстве»
Месяц | Блоки | № занятия | Тема | Цели коррекционной работы |
Февраль | Ориентировка по схеме тела | Упражнение «Опиши друга» | Закреплять умение определять и называть части тела ребенка стоящего впереди с точкой отсчета от себя | |
Февраль | Ориентировка в пространстве «от себя» | Упражнение «Полет птиц». Физкультурная минутка «Птичья полечка» | Упражнять в умении определять пространственное положение фигур относительно собственного тела, называть направления летящих птиц: выше-ниже, ближе-дальше, левее -правее, между. Развивать зрительное и слуховое восприятие, ориентировку в пространстве. | |
Февраль | Ориентировка в макро пространстве | Игровое упражнение «Куда пойдешь, что найдешь». Упражнение «Слева –справа» | Упражнять в действенном различении и обозначении словами основных пространственных направлений вперед- назад, налево – направо, обозначать местоположение объектов в пространстве (в, над, на, под, за) | |
Февраль | Ориентировка по плану-схеме | Пальчиковая гимнастика «Кулачки». Игра «Сложи узор» | Упражнять в умении расслаблять пальцы, выполнять действия по схеме- образцу. Развивать цветовое восприятие, способность к анализу, синтезу, ориентировку в микро пространстве, умение вербально пояснять действия | |
Март | Ориентировка на схеме тела | Игровые упражнения «Свет мой, зеркальце, скажи», «Лед и огонь» | Определять и называть части тела, отображенные в зеркале при повороте на 180 градусов. Использовать в речи специальные термины. Развитие навыков самоконтроля, координации движений | |
Март | Ориентировка в пространстве «от себя» | Игровое упражнение «Что, где находится?». Динамическая пауза «Мы рано встали». | Формировать умение определять пространственное расположение предметов относительно себя, словесно обозначать, давая характеристику используя в речи предлоги | |
Март | Ориентировка в макро пространстве | Игровое упражнение «Объясни Незнайке как пройти …» | Совершенствовать умение ориентироваться в помещениях детского сада; уметь пояснить, как пройти к тому или другому кабинету, опираясь на предметы, являющиеся ориентирами | |
Март | Ориентировка по плану-схеме | Игра с конструктором «Мы строители» | Закреплять умение строить постройки из строительного материала в соответствии с предложенной схемой; продолжать учить обозначать расположение деталей соответствующими терминами | |
Апрель | Ориентировка по «схеме тела». | Упражнение «Расскажи о том, кто стоит напротив». Упражнение на релаксацию «Распускается цветок» | Развивать умение определять стороны стоящего напротив ребёнка, обозначать их пространственными терминами. Выделять парно противоположные части тела. Развивать воображение, умение расслабляться и отдыхать | |
Апрель | Ориентировка «от себя» | Игровое упражнение «Кто, где стоит» | Закреплять умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета «от себя», определять пространственное расположение детей группы, использовать в речи слова-местоимения (этот, тот, другой) | |
Апрель | Ориентировка в макро пространстве | Игровое упражнение «Экскурсовод» | Совершенствовать умение самостоятельно ориентироваться на территории детского сада; словесно описывать свой путь, развивать зрительное восприятие | |
Апрель | Ориентировка по плану-схеме | Игра «Внимательный пешеход» Упражнение «Шагание» | Продолжать учить ориентироваться на улице, опираясь на модель «Улица нашего города», закрепить правила дорожного движения и правила для пешеходов». Упражнять в ходьбе с одновременным взмахом руки (левая нога – левая рука, правая нога – правая рука) |
При реализации данной программы у дошкольников с нарушением зрения должны наблюдаться следующие результаты:
- сформировано умение использовать возможности сохранных анализаторов, восполнены основные пробелы в формировании зрительных образов и впечатлений;
- уточнены представления об окружающей действительности;
- сформированы уровни активной социальной позиции, адекватная самооценка;
- уточнен и активизирован активный словарь, пополнен пассивный;
- предупреждены вторичные нарушения.
Дошкольники приобретут навыки активной познавательной деятельности, научится видеть, слушать, рассуждать, а также сравнивать, анализировать, обобщать. Упорядочение представлений и знаний об окружающем создаст базу для усвоения навыков по развитию зрительного восприятия и пространственной ориентации. На основе выявленных особенностей развития пространственной ориентации и использовании специальных методов и приёмов будет эффективно организован коррекционно-развивающий процесс по обучению дошкольников с косоглазием и амблиопией умению ориентироваться в пространстве.
Нами разработаны и предложены рекомендации по развитию пространственной ориентации педагогами и родителям.
Учителю-дефектологу, так как тифлопедагогическая помощь — это один из способов коррекционного воздействия, направленный на преодоление вторичных недостатков в развитии ребенка, на гармоничное развитие его личности, социальной активности, адаптации, формирование адекватных межличностных отношений:
1. Использовать сенсорные упражнения, различные виды продуктивной деятельности, дидактические игры, характеризующиеся целенаправленностью воздействия на отдельные зрительные функции.
2. Развивать предметно-практическую деятельность как основу качественного формирования перцептивных действий.
3. Развивать пространственные представления как средство совершенствования зрительного восприятия, его полноты и дифференцированности.
4. Использовать сохранные анализаторы в комплексе для формирования полисенсорного восприятия детьми пространства.
5. Оптимизировать процесс коррекции с целью повышения эффективности образовательного процесса и психического развития ребёнка с нарушением зрения.
Рекомендации педагогу - психологу:
1. Использовать в работе с детьми получаемую ими полисенсорную информацию в предметно-практической, познавательной, коммуникативной деятельности.
2. Создавать условия для мотивированной, значимой для ребёнка зрительной и познавательной деятельности, ситуации успеха.
3. Формировать социально-адаптивное поведение, позволяющее ребенку с нарушением зрения быть адекватным и самостоятельным в различных бытовых и простейших социальных ситуациях.
Логопеду:
1. Учитывать в работе замедление темпа развития отдельных психических функций и их своеобразие у детей с нарушениями зрения.
2. Формировать навыки использования зрительных умений для установления логических причинно–следственных связей при отражении окружающей действительности и развитии активного словаря.
3. Использовать речь как мощный компенсаторный фактор, охватывающий познавательную деятельность.
Работа с родителями:
- проведение практикумов – знакомство с различными играми и упражнениями на развитие пространственной ориентировки;
- создание «Семейной игротеки» (игры, книги, тетради по развитию пространственной ориентировки);
- организация выставок, детских работ и совместных тематических выставок детей и родителей.