Пояснительная записка
Данная программа опирается на нормативно-правовые основы для разработки дополнительных общеобразовательных программ:
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция Российской Федерации;
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273-фз от 29.12.2012)
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08. 2013г. №1008)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4июля 2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04 сентября 2014г. №1726-р)
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)
- Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»)
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. №
06 – 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного
образования детей».
- УставМБУДО«ДЮЦ»
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря2010 г. № 1897.
Данная подпрограмма является частью дополнительной общеобразовательной программы «Гитара плюс песня» и направлена на развитие творческого потенциала обучающихся, средствами общего музыкального развития, развития слуха, вокальных данных, основ музицирования на гитаре и разучивание песен. Подпрограмма предназначена для занятий с детьми коллектива клуб авторской песни «Аккорд» в летний период времени.
Актуальность программы
В современном обществе как никогда остро стоит проблема поиска пути организации процесса воспитания подростков: на смену пионерии и комсомолу пришли идейная пустота, влияние иностранных культур и море пагубных соблазнов. Как направить ребенка к духовному поиску, обретению нравственных ценностей и идеалов, воспитать чувство патриотизма, стремление к самореализации и чувство социальной ответственности? Все это, плюс умение мыслить и ценить духовные и материальные богатства, накопленные человечеством, позволит создать возможность включения личности в многомерность и неоднозначность мира. В.В. Розанов писал: «Культурен тот, кто не только носит в себе какой-нибудь культ, но и кто сложен, не прост, не однозначен в идеях своих, в чувствах, в стремлениях, наконец, в навыках и всем стиле жизни».
Многообразие чувств и суждений проявляется у человека тогда, когда расширяется круг его общения с другими людьми, взглядами, традициями, эпохами. Находясь в «поле культурного напряжения», человек учится самоопределению, выработке жизненной позиции, открытости новым знаниям, терпимости к другим мнениям.
Все вышесказанное стало основой при составлении данной программы, главноенаправление деятельности которой – создание на базе клуба авторской песни единого воспитательного пространства, создающего условия для личностного, духовного и творческого роста каждого его представителя.
Кроме того, именно в летний период, когда большинство детей остаётся в городе, и у родителей нет возможности находиться с детьми либо их отправить в загородные оздоровительные учреждения, появляется необходимость занятости детей.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе её освоения, обучающиеся овладевают дополнительными знаниями, умениями, навыками, которые направлены выстраивание взаимоотношений человека (ребёнка) с поэзией и музыкой классической и современной бардовской песни.
Целью программы является художественно-эстетическое развитие личности ребенка, его физических и творческих сил, способностей, раскрытие индивидуальных особенностей средствами музыкального песенного творчества и погружения в мир песен российских бардов.
Основные задачи: воспитательные - формирование специальных знаний, умений; удовлетворение образовательных потребностей; развивающие - развитие личностного самообразования; здоровьесберегающие - сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни.
Особенностью занятий в летний период является то, что основной упор идет на разучивание и совместное исполнение песен жанра авторской песни с возможностью широкого диалога друг с другом и педагогом. Что позволяет расширить коммуникативные и творческие возможности каждого ребенка.
Организация образовательного процесса
Предполагаются занятия с детьми 8-16 лет во время летних каникул, не владеющих гитарой для ознакомления и привлечения в творческое объединение клуб авторской песни «Аккорд», а также для детей профильных отрядов клуба «Лад».
Занятия будут осуществляться в течении первого летнего месяца 6 часов в неделю.Продолжительность одного часа занятий – 45 минут, занятия проводятся с десятиминутным перерывом, согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей (СанПиН от 4июля 2014г.).
Формы и режим занятий:
В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий:
- беседа;
- разучивание песен;
- пассивные игры и т.п.
Формы организации детей на занятиях:
Групповая до 15 человек
Формой подведения итогов является показательное выступление участников – концерт.
Учебный план:
Дата | Темы |
02.06.21 | Познавательный рассказ о возникновении гитары Определение диапазона голоса. |
04.06.21 | Аккордовые модели. Аккордовая сетка Возможности голоса. Интонирование. |
07.06.21 | Простые ритмические фигуры. Развитие чувства ритма. Разбор и разучивание песни: «Изгиб гитары жёлтой» О. Митяев |
09.06.21 | Ля-минорная аккордовая схема. Аппликатурное правило. Разбор и разучивание песни: «Алые паруса» Вл. Ланцберг |
11.06.21 | Правильная артикуляция. Анализ ошибок произношения Разбор и разучивание песни: «Песенка про песенку» С. Матвеенко |
14.06.21 | Перкуссия подручными средствами. Разбор и разучивание песни: «Весеннее танго» В. Миляев |
16.06.21 | Игры на развития слуха Разбор и разучивание песни: «Пора в дорогу старина» Вл. Ланцберг |
18.06.21 | Смысловое и эмоциональное содержание в поэзии бардов XX века Разбор и разучивание песни: «Ночная дорога» Ю. Визбор |
21.06.21 | Дыхательные упражнения и игры Разбор и разучивание песни: «Утренняя гимнастика» Вл. Высоцкий |
23.06.21 | Музыкальные потешки. Вокальные упражнения Разбор и разучивание песни: «Фантастика-романтика» Ю. Ким |
25.06.21 | Модуляция и отклонение. Основы грамотного вокала Разбор и разучивание песни: «Вершина» Вл. Высоцкий |
28.06.21 | Распевки Итоговый отчётный концерт |
30.06.21 | Заключительное занятие |
Содержание программы
1. Знакомство с гитарой:
История возникновения. Устройство инструмента. Известные гитаристы. Гитара в бардовской песне.
2. Рассказы о жанре авторской песни. Персоналии известных бардов.
Разучивание песен:
«Изгиб гитары жёлтой» О. Митяева; «Алые паруса» и «Пора в дорогу старина» Вл. Ланцберга; «Песенка про песенку» С. Матвеенко; «Фантастика-романтика» Ю. Ким; «Ночная дорога» Ю. Визбора; «Утренняя гимнастика» и «Вершина» Вл. Высоцкого; «Весеннее танго» В. Миляева.
3. Игры:
На развитие слуха, чувства ритма, правильного интонирования и произношения.
На умение работать в команде, на внимание и на взаимовыручку.
Планируемые результаты
К концу обучения учащиеся должны знать песни известных бардов. Также иметь представление о жанре и знать имена и фамилий известных бардов.