Студенты также ответили на вопрос о том, по каким дисциплинам они хотели бы увеличить лекционные учебные часы (см. рис. 9).
Результаты опроса показали, что следует увеличить количество лекций по:
· Гражданскому праву (20%),
· Международному праву (8%),
· Уголовному праву (6%),
· Гражданскому процессу (6%)
· Предпринимательскому праву (4%).
Рис.9. Предложения студентов по увеличению учебных часов лекционных занятий
Относительно увеличения часов семинарских занятий голоса респондентов распределились так:
o увеличить число семинаров по Гражданскому праву (24%),
o увеличить число семинаров по Уголовному праву (13%),
o увеличить число семинаров по Финансовому праву (13%),
o увеличить число семинаров по Международному праву (6%).
(рис. 10)
Рис.10. Предложения студентов по увеличению учебных часов семинарских занятий
Следует отметить, что 18% опрошенных студентов 3 курса желают увеличения семинарских занятий по Гражданскому праву, что подтверждает позицию 4 курса, где 24% придерживаются такого же мнения. 11% студентов 3 курса хотели бы, чтобы в учебном плане было больше семинаров по Финансовому праву. Важно заметить, что доля разделяющих это мнение четверокурсников составляет 13%.
Введение новых семинарских занятий и лекционных курсов
Помимо мнения относительно количества учебных часов, затрачиваемых на ту или иную дисциплину, студенты предложили введение лекций, семинаров и спецкурсов, которые, по их мнению, необходимы в учебном процессе для получения наиболее полного образования в юридической сфере.
Необходимо обратить особое внимание на мнение студентов относительно введения семинаров. В учебном плане есть ряд дисциплин, семинарские занятия по которым не предусмотрены программой, однако студенты хотели бы, чтобы семинары по этим дисциплинам проводились. Например, 64% респондентов поддерживают идею введения семинарских занятий по Международному Частному Праву. Аналогичное мнение у студентов и относительно Арбитражного Процесса (61%), Налогового Права (56%), Римского Права (53%) и Семейного права (43%) (рис.11).
Рис.11. Предложения студентов по введению в учебный процесс семинарских занятий
Среди опрошенных студентов 3 курса мнения опрошенных относительно введения семинарских занятий распределились так: Международное частное право - 52%, Арбитражный процесс - 52%, Налоговое право - 39%, Римское право - 38%, Семейное право - 29%.
Студенты 1 курса также отметили, что, на их взгляд, семинарские занятия по Международному частному праву (49%), Римскому праву (44%) были бы очень полезны. Надо отметить, что по всем предложенным к рассмотрению дисциплинам (Римское право (44%), Семейное право (30%), Международное частное право (49%), Арбитражный процесс (28%) и Налоговое право (31%)) студенты предпочли бы наличие практических занятий.
Важно заметить, что мнения всех опрошенных курсов относительно введения семинаров совпадают.
Спецкурсы
Студентам были предложены вопросы о сокращении, увеличении часов спецкурсов, а также о возможности введения новых спецкурсов в программу.
12% опрошенных считают, что необходимо сократить количество часов спецкурса по Правовой работе, 9% респондентов придерживаются такого же мнения относительно Гражданского и Торгового права зарубежных стран, 6% - относительно Сравнительного правоведения (рис.12)
Рис.12. Предложения студентов по сокращению спецкурсов
Факультативы
Студентам предоставлялась возможность высказать свое мнение относительно введения новых факультативов учебный процесс. Важно заметить, что студенты наиболее заинтересованы в введении таких факультативов, как Юридическое письмо (82% респондентов), Тактика деловых переговоров и медиация (71%) и Техника речи юриста (68%). (рис. 13)
Рис.13. Предложения студентов по введению факультативов
Студентам 3 курса также предоставлялась возможность выбрать новые факультативные дисциплины. Наиболее популярными вариантами ответами оказались: Юридическое письмо (80%), Техника деловых переговоров и медиация (70%), Техника речи юриста (63%) (см. рис. 14).
Рис.14. Предложения студентов по введению факультативов
Как показал опрос, наибольший интерес у студентов 1 курса вызвали следующие факультативные предметы: Техника речи юриста (77%), Техника деловых переговоров и медиация (71%), Профессиональная этика 65%), Юридическое письмо (49%) (см. рис. 15).
Рис.15. Предложения студентов по введению факультативов
Онлайн-опрос
Данные опроса подтверждаются данными проводившегося параллельно онлайн-опроса, в котором приняли участие студенты, аспиранты и выпускники Юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Всего было опрошено 243 человека.
Значительная часть студентов (40%) планирует заниматься научной деятельностью, 27% респондентов выбирают для себя спортивную деятельность, 25% хотели бы заниматься юридическим консультированием, 20% - общественной работой, 17% - культурно-массовой деятельностью, 10% - преподаванием, 8% - посещением Клуба дебатов. Внеучебной деятельностью не планируют заниматься 15 % опрошенных.
Значительная часть респондентов (41%) считает, что внеучебной активности на факультете уже достаточно. На вопрос «Какой активности вам не хватает?» опрошенные ответили так: 26% - СМИ факультета, 25% - киноклуба, 14% - театра, по 12% - философского клуба и поэтического клуба.
50% респондентов поддерживают идею введения семинарских занятий по Международному Частному Праву. Аналогичное мнение у студентов и относительно Римского Права (42%), Арбитражного Процесса (37%), Семейного права (33%) и Налогового Права (32%). Лишь 18% респондентов считают, что введение дополнительных семинаров не требуется.
Студенты наиболее заинтересованы в ведении таких факультативов, как Техника речи юриста (61%), Юридическое письмо (59% респондентов) и Техника деловых переговоров и медиация (54%).
Выводы
Опрос показал, что большинство студентов хотели бы видеть в расписании больше факультативных дисциплин. Стабильный интерес на всех опрошенных курсах вызывают такие факультативы, как
· Юридическое письмо,
· Техника речи юриста,
· Техника деловых переговоров и медиации.
В связи с этим предлагается ввести данные предметы путем восстановления чтения курса «Юридическое письмо» (за авторством Р. М. Янковского в весеннем семестре 2017/2018 учебного года), преобразования спецкурса для 3 курса бакалавриата Е. А. Борисовой «Альтернативное разрешение споров» в открытый для всех студентов факультатив «Техника деловых переговоров и медиации» и разработки программы нового факультативного курса «Техника речи юриста» для введения в следующем году. Предполагаемый ответственный за этот курс – Т. К. Ковалева.
Большое количество студентов на всех опрошенных курсах выразили желание посещать семинары таким предметам, как:
· Римское право,
· Семейное право,
· Международное частное право,
· Арбитражный процесс
· Налоговое право.
Также были высказаны предложения увеличить количество семинаров по таким предметам, как:
· Гражданское право, а также лекций по данной дисциплине,
· Уголовное право.
В связи с этим предлагается обратиться к кафедрам гражданского права, гражданского процесса, уголовного права и криминологии и финансового права с предложением ввести данные семинары в учебный процесс.
Значительное число студентов предложили уменьшить количество лекций по
· Праву Социального Обеспечения,
· Современному Естествознанию,
· Конституционному Праву Зарубежных Стран
· Правовой Информатике.
Также студенты считают, что необходимо сократить количество учебных семинарских занятий по
· Праву Социального Обеспечения,
· Современному Естествознанию
· Философии.
Среди спецкурсов есть предложения сократить количество часов по Правовой работе, Гражданскому и Торговому праву зарубежных стран, Сравнительному правоведению.
В связи с этим предлагается рассмотреть возможность сокращения учебных часов по этим дисциплинам с целью высвобождения времени для тех дисциплин, которые были бы интересны студентам.
Результаты проведенного исследования в отношении изменения и дополнения учебного плана соответствуют полученным данным по итогам мониторинга «Качество образования и критерии эффективности профессиональной подготовки юридических кадров» за 2008, 2012 и 2015 годы, проведенного лабораторией социально-правовых исследований.