Проза А. Солженицына. Принципы творчества. Жанры, типология героев, нравственный идеал.




Проблемно-тематическое и жанровое многообразие творчества А. Солженицына. Споры о мировоззренческих противоречиях писателя. Художественные и религиозно-философские принципы творчества. Теоцентрическое понимание сути искусства. Принцип предельного ограничения художественного вымысла, «письмо с натуры». Роль Слова в национальном Возрождении России. «Правда» и «ложь» как ключевые проблемы и этические категории, определяющие содержание произведений, типологию образов и авторскую позицию. Идея праведничества, нравственный идеал автора. Возрождение традиций агиографического жанра в рассказе «Матренин двор». Ориентация структуры рассказа на традиции русской иконописи. Отражение в композиции противостояния идеального, реального и инфернального миров. Матрена как образ русской судьбы, воплощение этики христианского аскетизма и внутренней свободы. Общее и отличительное в образах Матрены Васильевны и Ивана Денисовича («Один день Ивана Денисовича»). Тема Возрождения России и сбережения нации через индивидуальную этику. Принципы «жить не по лжи», «ложь не через меня».

Философия нравственного стоицизма в повести «Раковый корпус» и романе «В круге первом». Образы интеллигентов-правдоискателей, тема нравственного противостояния «государственной лжи». Символика заглавия повести. Образы Костоглотова, Русанова, Шулубина, Поддуева как выражение исторической расстановки социальных сил в стране. Авторская позиция в раскрытии темы личного и исторического исцеления-неисцеления. Мотивы покаяния и нравственного прозрения (Шулубин, Поддуев). Тема «осколочка Мирового Духа», выражающая суть христианской философии автора.

«В круге первом» как идеологический роман. Поэтика заглавия. Тема нравственного и исторического выбора, символика, мотив Рождества. Нержин, Володин, Рубин, Сологдин, Герасимович, Спиридон – носители основных историко-философских концепций Возрождения России. Проблема внешней и внутренней свободы в романе. Смысл финала.

Общественно-культурное значение трудов А. Солженицына «Архипелаг ГУЛаг», «Красное колесо». Публицистика писателя.

 

Литература:

1. Синенко В. Этика стоицизма Солженицына. Уфа, 1999.

2. Кузьмин В.В. Поэтика рассказов А. Солженицына. Тверь, 1998.

3. Чалмаев. А. Солженицын. Жизнь и творчество. М., 1994.

4. Нива Жорж. Солженицын. М., 1992

5. Паламарчук П. Александр Солженицын. Путеводитель. М., 1991.

 

30. Мифопоэтическая картина мира в повестях
В. Распутина. Типы героев, нравственный идеал.

Социальная, натурфилософская и экзистенциальная проблематика повестей писателя. Ретроспективный взгляд на современность, идея возвращения к корням национальной культуры и бытия. Сквозные архетипические образы и мотивы: земля, дом, природа, память, погост и др. Трактовка дома как главной «крепы» личной и национальной жизни. Обращение писателя к христианским и языческим обрядам и ритуалам. Дом, праматерь-природа и память как мера вещей, испытание человека и мира на нравственную состоятельность. Коллизия проверки современности национальным прошлым как основа сюжетов повестей. Темы исторической, этногенетической памяти и преемственности поколений («Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матерой»). Тема технического прогресса и нравственного регресса, конфликт техногенной цивилизации и природы. Роль мифологических образов огня, воды, древа, «хозяина» и мотива конца света в создании мифопоэтической картины национального мира в повестях «Прощание с Матерой» и «Пожар». Смысл заглавия произведений, названных исследователями «современным Апокалипсисом». Художественное значение аналогии «царственного лиственя» и «мирового древа». Типы «временщиков», «людей перекати-поле» и стариков-праведников. Образы стариков, выражающих этический идеал автора. Развитие В. Распутиным толстовской мысли о «стариках как основе нравственного прогресса». Образы женщин – символы национального оберега. Настена и Анна как современные Богоматери. Образы Дарьи, Егорова – идеал нравственного отношения к земле, данной поколениям «на подержание», идеал жизни, прожитой для других. «Русская болезнь совести» (Н. Бердяев) – главная черта народных характеров, выражающих этическую программу автора: «совесть иметь и от совести терпеть», «держаться совести как правды», «правда – в памяти» и т.д. Тема внутренней вины и покаяния Дарьи и Егорова за гибель земли. Обращение В. Распутина к религиозной народной философии в трактовке проблемы смерти. Тема христианского бесстрашия перед смертью. Тема «красоты», «труда смерти». Поэтика финалов повестей. Значение образа тумана, мотив нравственной слепоты современного человека. Подтекстовый образ птицы-Феникс в конце повести «Пожар». Значение творчества писателя.

 

Литература:

1. Панкеев И. Валентин Распутин. По страницам произведений. М., 1990.

2. Семенова С. В. Распутин. М., 1987.

3. Котенко Н. В. Распутин. Очерк творчества. М., 1980.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: