КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ ВЫПУСКНИКОВ
Критерии оценивания знаний: научность; объем и полнота знаний; системность; осознанность; самостоятельность.
Оценка отлично выставляется, если обучающийся дает полный и правильный ответ на поставленные в экзаменационном билете и дополнительные (если в таковых была необходимость) вопросы:
- обнаруживает всестороннее системное и глубокое знание программного материала;
- обстоятельно раскрывает соответствующие методологические и теоретические положения;
- демонстрирует знание современной учебной и научной литературы;
- владеет категориальным аппаратом;
- демонстрирует способность к анализу и сопоставлению различных подходов к решению заявленной в билете проблематики;
- подтверждает теоретические постулаты примерами из судебной и практики;
- способен применять знание теории к решению профессиональных задач;
- имеет собственную оценочную позицию и умеет аргументировано и убедительно ее раскрыть;
- четко излагает материал в логической последовательности.
Оценка хорошо выставляется, если обучающийся дает ответ, отличающийся меньшей обстоятельностью и глубиной изложения:
- обнаруживает при этом твёрдое знание программного материала;
- допускает несущественные ошибки и неточности в изложении теоретического материала;
- исправленные после дополнительного вопроса экзаменатора;
- опирается при построении ответа только на обязательную литературу;
- подтверждает теоретические постулаты отдельными примерами из судебной практики;
- способен применять знание теории к решению задач профессионального характера;
- испытывает небольшие трудности при определении собственной оценочной позиции;
- наблюдается незначительное нарушение логики изложения материала.
Оценка удовлетворительно выставляется, если обучающийся в основном знает программный материал в объёме, необходимом для предстоящей работы по профессии педагог-психолог, но ответ, отличается недостаточной полнотой и обстоятельностью изложения:
- допускает существенные ошибки и неточности в изложении теоретического материала;
- ответ имеет репродуктивный характер;
- в целом усвоил основную литературу;
- требуется помощь со стороны членов экзаменационной комиссии (путем наводящих вопросов, небольших разъяснений и т.п.);
- испытывает существенные трудности при определении собственной оценочной позиции;
- наблюдается нарушение логики изложения материала.
Оценка неудовлетворительно выставляется, если обучающийся обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее существенной части содержания учебного материала:
- допускает принципиальные ошибки в ответе на вопросы экзаменационного билета;
- не может исправить ошибки с помощью наводящих вопросов членов экзаменационной комиссии;
- не способен применять знание теории к решению задач профессионального характера;
- не умеет определить собственную оценочную позицию;
- допускает грубое нарушение логики изложения материала.
СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
Теоретические вопросы по дисциплинам
Дисциплина «Дошкольная педагогика»
1. Дошкольная педагогика как наука. Цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста. Закономерности и принципы воспитания.
2. Роль взрослого в развитии ребёнка. Возрастная периодизация детства. Возрастные и индивидуальные особенности детей. Одарённые дети. Дети с проблемами развития.
3. Развитие и воспитание детей 1 года жизни. Этапы развития. Задачи воспитания. Организация режимных процессов и разных видов деятельности.
4. Развитие и воспитание детей 2-го года жизни. Характеристика развития детей. Особенности организации режима, самостоятельной деятельности и занятий.
5. Развитие и воспитание детей 3-го года жизни. Организация жизни и задачи воспитания детей.
6. Особенности организации жизни детей в группах дошкольного возраста – режим дня, условия и методика организации разных видов деятельности, методика организации приёма, прогулки.
7. История игрушки как предмета искусства и средства воспитания. Характеристика воспитательного и образовательного значения игрушки. Виды игрушек. Требования к игрушкам.
8. Типы дошкольных учреждений и их функции.
9. Проблема дошкольного воспитания в педагогической мысли древнего мира. Конфуций, Платон, Аристотель и Плутарх об общественном и семейном воспитании детей до школы.
10. Взгляды на проблему воспитания детей дошкольного возраста в эпоху Средневековья.
11. Развитие теории и практики отечественного дошкольного образования в конце XIX – первой половине XX в.
12. Педагогическая теория и практика дошкольного воспитания ХІХ столетия: деятельность Р. Оуэна, Ф. Фребеля.
13. Педагогика дошкольного возраста эпохи Просвещения. Теория природосообразного воспитания Ж.-Ж. Руссо. Принципы воспитания детей дошкольного возраста в И.Г. Песталоцци.
14. Развитие идей дошкольного воспитания в эпоху Возрождения. «Материнская школа Я.А. Коменского.
15. Характеристика методов научного исследования в дошкольной педагогике. Современные научные исследования в сфере дошкольного образования. Внедрение их результатов в практику работы ДУЗ.
16. Воспитание культурно-гигиенических навыков. Виды культурно-гигиенических навыков.
17. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Режим дня в раннем дошкольном возрасте.
18. Понятия умственного развития и умственного воспитания. Характеристика задач умственного воспитания детей дошкольного возраста.
19. Сенсорное воспитание как основа умственного воспитания. Сенсорное воспитание и сенсорное развитие детей в разных возрастных группах.
20. Особенности нравственного развития и нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Содержание нравственного воспитания.
21. Воспитание у дошкольников основ гуманизма. Развитие доброты, способности к сопереживанию, милосердия. Методы воспитания гуманизма.
22. Своеобразие детского труда, его воспитательное значение. Виды и содержание трудовой деятельности детей в разных возрастных группах. Формы и методика организации труда дошкольников.
23. Понятия эстетического развития и эстетического воспитания. Характеристика задач эстетического воспитания. Средства и методы эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
24. Характеристика особенностей обучения детей дошкольного возраста. Принципы и типы обучения.
25. Формы совместной работы дошкольного учреждения с семьёй, их характеристика. Участие родителей в жизни дошкольного учреждения.
26. Понятие преемственности в работе между дошкольным учреждением и школой в цели, содержании, формах и методах учебно-воспитательной работы.
27. Народоведение в работе с дошкольниками. Народные традиции в воспитании детей. Праздники в дошкольном учреждении.
28. Классификация детских игр. Игра как средство разностороннего воспитания детей дошкольного возраста.
29. Игра как форма организации жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Классификация творческих игр.
30. Характеристика сюжетно-ролевых игр. Развитие структурных компонентов сюжетно-ролевой игры на протяжении дошкольного возраста.
Основная литература
1. Болотина, Л.Р., Комарова, Т.С., Баранова, С.П. Дошкольная педагогика / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С.П. Баранова. – М., 2007. – 325 с.
2. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для сред. проф. образования / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 13-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 414 с.
Дополнительная литература
1. Радуга: Программа воспитания и обучения детей от 3 до 6 лет в детском саду. – М., 2011.
2. Буре, Р. С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду / Р.С. Буре. – М., 2010.
3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой и др. – СПб., 2011.
4. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. В 2 частях. – М., 2008.
5. Педагогика раннего возраста: Учеб. пособие для студентов / Г. Г. Григорьева и др. – М.: Академия, 1998. – 3346 с.