МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
Учреждение высшего образования
«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт кораблестроения и морского транспорта
Кафедра «Судовождение и безопасность судоходства»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к выполнению лабораторных работ по дисциплине
«Навигация и лоция ч.1»
(ЛР 1-6)
Севастополь
УДК 656.61.052
Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Навигация и лоция. Часть1» (Математические основы судовождени).
для студентов специальности 26.05.05 «Судовождение» всех форм обучения / В.Г.Ткаченко, Ю.И. Левченко – Севастополь: Изд-во СевГУ, 2017. — 28с.
Цель методических указаний – оказать методическую помощь студентам при подготовке и выполнении лабораторных работ.
Методические указания соответствуют минимальным требованиям стандарта подготовки вахтенных помощников судов валовой вместимости 500 или более, кодекса ПДНВ с Манильскими поправками раздела А—II, таблиц А—II/1 и А—II/2.
Приобретаемые компетенции согласно Кодекса ПДНВ
К-4 умение вести счисление судна с учетом влияния ветра, приливов и течений с учетом предполагаемой скорости.
Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры судовождение и безопасность судоходства, протокол № 9 от 30 августа 2017 г.
Рецензент Коптелов В.А. — капитан малого плавания
Содержание
1. Введение | |
2. Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ | |
ЛР № 1 Расчет разности широт, разности долгот, координат пунктов прихода и пункта отхода | |
ЛР № 2 Расчёт дальности видимого горизонта и дальности видимости предметов в море | |
ЛР № 3 Расчёт девиации и поправки компаса | |
ЛР № 4 Расчёт направлений относительно истинного меридиана и диаметральной плоскости судна | |
ЛР № 5 Расчёт скорости хода, пройденного судном расстояния и времени плавания по счислению | |
ЛР № 6 Аналитическое счисление | |
Библиографический список |
ВВЕДЕНИЕ
При выполнении лабораторных работ (ЛР) студенты пользуются конспектом лекций (обязательно) и рекомендованной литературой.
Расчеты выполняются с помощью микрокалькуляторов с использованием рабочих таблиц штурмана и математических формул. Качественное проведение занятий обеспечивается тщательной подготовкой студентов и активной помощью преподавателей студентам на занятиях. Объем заданий определяется из расчета на сильных студентов. Вопросы, отрабатываемые на ЛР, указаны в заданиях.
В указаниях к каждому занятию представлены: тема, объем, цель, содержание, краткие теоретические сведения по теме занятия, примеры решения типовых задач, перечень контрольных вопросов и задач для самостоятельного решения.
…………………..
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ЛР № 1 ― Расчет разности широт, разности долгот, координат пунктов прихода и пункта отхода
Цель занятия: приобретение компетенции согласно Кодексу ПДНВ (Раздел А-II/1. Функция «Судовождение на уровне эксплуатации». Сфера компетентности: «Планирование и осуществление перехода и определение местоположения»)
З (К-4) Знать способы счисления судна с учетом циркуляции.
Добиться умения правильно рассчитывать координаты места положения судна.
Объем: 2 академических часа.
План проведения занятия
1. Расчет разности широт.
2. Расчет разности долгот.
3. Расчет координат пунктов прихода и пункта отхода.
Теоретические положения
Разность широт (РШ) — меньшая из дуг любого меридиана, заключенная между параллелями пунктов отхода и прихода, измеряется в пределах от 0 до 180° и имеет наименование к N, если северная широта увеличивается или южная широта уменьшается, и к S, если северная широта уменьшается или южная широта увеличивается. Если северной широте условно приписать знак плюс, а южной знак минус, то РШ и ее наименование определятся по формуле:
РШ = Ш2 – Ш1,
где Ш1 — широта пункта отхода;
Ш2 — широта пункта прихода.
Разность долгот (РД) — меньшая из дуг экватора, заключенная между меридианами пунктов отхода и прихода измеряется в пределах от 0 до 180° и имеет наименование к Е, если восточная долгота увеличивается или западная долгота уменьшается, и к W, если западная долгота увеличивается или восточная долгота уменьшается. Если восточной долготе условно приписать знак плюс, а западной — минус, то РД и ее наименование определяется по формуле:
РД = Д2 – Д1,
где Д1 — долгота пункта отхода;
Д2 — долгота пункта прихода.
Разность долгот (как и сама долгота) не может быть больше 180°, так как представляет собой меньшую из дуг экватора. Однако при решении задач по формуле (2) величина РД (или долготы) может получиться более 180°. В этом случае полученный результат вычитают из 360° и изменяют наименование РД на обратное.
Пример 1.1
Пункт отхода А: Ш1 = 14°46´,0 N Ш2 = + 57°18´,5
Пункт прихода В: Ш2 = 57°18´,5 N Ш1 = + 14°46´,0
Плавание АВ: РШ = 42°32´,5к N РШ = + 42°32´,5
Пример 1.2
Пункт отхода С: Ш1 = 43°27´,8 S Ш2 = – 23°17´,6
Пункт прихода D: Ш2 = 23°17´,6 S Ш1 = – 43°27´,8
Плавание CD: РШ = 20° 10´,2 к N РШ = + 20°10´,2
Пример 1.3
Пункт отхода F: Ш1 = 25°49´,2N Ш2 = – 0 4°17´,5
Пункт прихода K: Ш2 = 4°17´,5 S Ш1 = + 25°49´,2
Плавание FК: РШ = 30°06´,2 к S РШ = – 30°06´,7
Пример 1.4
Пункт отхода А: Д1 = 18°14,7´Е Д2 = +42°56,8´
Пункт прихода В: Д2 = 42°56,8´Е Д1 = + 18°14,7´
Плавание АВ: РД =А´В´ = 24°42´,1 к Е РД = + 24°42´,1
Пример 1.5
Пункт отхода С: Д1 = 117°20´,5W Д2 = – 93°17´,4
Пункт прихода D: Д2 = 93°17´,4 W Д1 = –117°20´,5
Плавание CD: РД =C´D´ = 24°03´,1 к Е РД = + 24°03´,1
Пример 1.6
Пункт отхода М: Д1 = 173°46´,2 W Д2 = +167°03´,1
Пункт прихода L: Д2 = 167°03´,1 Е Д1 = – 173°46´,2
Плавание МL: РД =М´L´ = + 340°49´,3 РД = + 340°49´,3
т.е РД = – 19°10´,7 к W
Пример 1.7
Решение примера выполнять по формулам и с помощью чертежа (смотри рисунок 1.1).
Ш1= 43°05,0'N Ш2= 60°39,0'S
Д1= 131°55,0Е Д2 = 45°12,0'W
РШ=? РД=?
РШ=Ш2-Ш1 РД=Д2-Д1
Ш2= –60°39,0_ Д2=–45°12,0
Ш1=+43°05,0' Д1=131°55,0'
_____________ ____________
РШ=–103°44,0' РД=–177°07,0'
РШ=103°44,0' к S РД=177°07,0' к W
Рисунок 1.1 ― Расчет РШ и РД
Вопросы для обсуждения:
1. В каких случаях РШ имеет наименование к N (к S).
2. Что необходимо сделать, если при расчетах РД получается результат более 180°.
3. Изменяется ли наименование широты при пересечении экватора.
Задание №1.1 ― Определить значения и наименования РШ и РД
№ вар. | Ш1 | Д1 | Ш2 | Д2 |
20º05,0'N | 018º00,0'W | 50º05,0'N | 005º00,0'W | |
00º30,0'S | 075º00,0'E | 45º45,0'S | 105º30,0'E | |
60º00,0'N | 172º30,0'E | 50º00,0'N | 172º30,0'W | |
45º30,0'S | 150º00,0'W | 70º45,0'S | 172º30,0'E | |
65º00,0'N | 037º30,0'W | 60º00,0'S | 022º30,0'E | |
80º00,'N | 105º00,0'E | 70º00,0'N | 179º00,0'W | |
45º00,0'N | 050º00,0'E | 37º20,0'N | 052º50,0'E | |
00º30,5'N | 135º00,0'E | 45º41,0'N | 165º05,0'W | |
55º10,0'S | 165º30,0'E | 15º15,0'N | 052º30,0'E | |
22º30,0'N | 82º30,0'W | 50º35,'N | 005º00,0'W |
Задание № 1.2 ― Определить координаты пункта прихода, если известны координаты пункта отхода и сделанная судном разность широт (РШ) и разность долгот (РД).
№ вар | Ш1 | Д1 | РШ | РД |
50º35,'N | 005º00,0'W | 28º05,0' к S | 77º30,0' к W | |
60º00,0'S | 165º00,0'E | 100º0,0' к N | 30º00,0' к E | |
15º15,0'N | 052º30,0'E | 70º25,0' к S | 113º00,0' к E | |
45º30,0'N | 165º55,0'W | 40º30,0' к S | 25º05,0' к W | |
50º05,0'S | 005º00,0'E | 30º00,0' к N | 13º00,0' к W | |
60º00,0'S | 067º30,0'W | 65º00,0' к N | 75º00,0' к E | |
40º00,0'S | 075º00,0'W | 75º00,0' к N | 145º00,0' к W | |
45º10,0'N | 138º15,0'E | 14º05,0' к N | 12º05,0' к E | |
30º06,0'N | 175º00,0'E | 30º44,0' к N | 34º55,0' к E | |
70º30,0'S | 165º00,0'W | 19º30,0' к N | 55º00,0' к W |
ЛР № 2 ― Расчёт дальности видимого горизонта и дальности видимости предметов в море
Цель занятия: приобретение компетенции согласно Кодексу ПДНВ (Раздел А-II/1. Функция «Судовождение на уровне эксплуатации». Сфера компетентности: «Планирование и осуществление перехода и определение местоположения»)
З (К-4) Знать способы счисления судна с учетом циркуляции.
Усвоить методику расчета дальности видимости огней и предметов в море.
Объем: 2 академических часа.
План проведения занятия
1. Дальность видимости предмета в море.
2. Дальность видимости маячных огней.
Теоретические положения
Расчёт дальности видимого горизонта и дальности видимости предметов в море производится по формулам:
,
,
.
Последнее время на картах и в пособиях стали приводить номинальную (стандартную) дальность видимости, под которой понимается дальность видимости огней зрительных СНО в однородной среде при метеорологической дальности видимости 10 миль (коэффициент прозрачности атмосферы 0,74). С помощью помещаемой в каждом пособии по огням номограммы такая стандартная дальность видимости (либо сила света в канделах) позволяет получить нужную судоводителю оптическую дальность видимости в условиях конкретного значения метеорологической видимости.
Пример 2.1 ― Расчет дальности видимости ориентира
е = 9 м ДП = Де + Дh = 2,08 +2,08 ,
h = 25 м ДП = Де + Дh = 2,08 +2,08 = 6,2+10,4 = 16,6
ДП =?
Пример 2.2 ― Расчет географической дальности видимости маяка, если известна карточная дальность видимости его, а е ≠ 5 м
ДК = 26 миль ДП = ДК + ΔД, ΔД = 2,08 – 4,7,
е = 13 м ΔД = 2,08 – 4,7 = 7,5 – 4,7 = 2,8,
ДП =? ДП = 26 + 2,8 = 28,8 мили
Вопросы для обсуждения
1. Дайте определение наклонения видимого горизонта.
2. Какая дальность видимости называется географической.
3. Дайте определение оптической дальности видимости огня.
Задание № 2.1 ― Определить дальность видимости предметов в море если известны hм ― высота предмета и ем ― высота глаза наблюдателя
N вар. | ||||||||||
hм | ||||||||||
ем |
Задание № 2.2 ― Определить дальность открытия маяка, если известны Дк ― дальность видимости маяка, указанная на карте и ем ― высота глаза наблюдателя
N вар. | ||||||||||
Дк | ||||||||||
ем |
Задание № 2.3 ― Определить дальность видимого горизонта наблюдателя, если известна ем ― высота глаза наблюдателя
N вар. | ||||||||||
ем |
ЛР № 3 Расчёт девиации и поправки компаса
Цель занятия: приобретение компетенции согласно Кодексу ПДНВ (Раздел А-II/1. Функция «Судовождение на уровне эксплуатации». Сфера компетентности: «Планирование и осуществление перехода и определение местоположения»)
З (К-4) Знать способы счисления судна с учетом циркуляции.
К-9 Уметь определять поправки гиро- и магнитных компасов
Объем: 2 академических часа.
План проведения занятия
1. Приведение склонения к году плавления.
2. Способы определения девиации и поправки магнитного компаса.
Теоретические положения
Необходимо акцентировать внимание на то, что склонения изменяется со временем и возможно наличие магнитных аномалий.
Рассматривая поправку магнитного компаса как алгебраическую сумму магнитного склонения и девиации, необходимо обратить внимание на то, что она изменяется при переходе из одного района моря в другой и при изменении курса судна.
Следует обратить внимание, что при определении направления с помощью обыкновенного пеленгатора 127 мм МК, под призмой глазной мишени отсчитывается ОКП.
Способы определения поправок курсоуказателей по пеленгу створа навигационных ориентиров и по сличению отличается только способом определения истинного направления. Способ по пеленгу створа навигационных ориентиров используются для определения мгновенного значения поправки курсоуказателя при плавании в видимости берегов. При этом обращается внимание на следующее:
а) если К определяются по створу, истинное направление которого показано на карте, то в этом случае можно уточнить и девиация МК на данном курсе;
б) при использовании естественных створов, истинное направление которых снимается с карты, возможна графическая погрешность.
в)Способ по сличению курсов применяется главным образом для определения поправок и девиации магнитных компасов, установленных в закрытых помещениях. При этом поправка гирокомпаса, с показанием которого курсы по магнитным компасам, должна быть определена с достаточной точностью за 15 мин до или после сличения.
Определения постоянной поправки гирокомпаса и скорости ухода гироазимута по пеленгу отдалённого ориентира основывается на изучении сути постоянной и мгновенной поправки гирокомпаса.
1. Приведение склонения к году плавления производится по формуле:
,
,
где dК — значение снятое с карты (в счислимом месте), где m — разность между годом плавания и годом к которому приведено склонения указанное на карте; d1 — годовые изменение склонения (указываются в заголовке карты).
Пример: d2002= 7°,3 w;
d1= +6¢;
d2009=?
Решение: = 6 ¢ · 7 = 42 ¢ =0°,7;
d2009= d2002 + D; d =7°,3 w + 0°,7 = 8°,0 w.
2. Девиация магнитного компаса δ выбирается из таблицы девиации по значению КК (через 10-15°) с помощью интерполяции.
Таблица 3.1 ― Таблица девиации магнитного компаса
КК | δ | КК | δ | КК | δ | КК | δ |
000° | +2,3° | 090° | -2,7° | 180° | -1,7° | 270° | +4,5° |
010° | + 1,7 | 100° | -3,3 | 190° | -0,7 | 280° | +4,5° |
020° | + 1,3 | 110° | -3,7 | 200° | +0,3 | 290° | +4,3° |
030° | + 1,0 | 120° | -4,0 | 210° | + 1,3 | 300° | +4,0° |
040° | +0,5 | 130° | -4,3 | 220° | +2,0 | 310° | +3,7° |
050° | +0,0 | 140° | -4,0 | 230° | +2,7 | 320° | +3,5° |
060° | -0,7 | 150° | -3,7 | 240° | +3,5 | 330° | +3,0° |
070° | -1,5 | 160° | -3,3 | 250° | +4,0 | 340° | +2,7° |
080° | -2,0 | 170° | -2,5 | 260° | +4,3 | 350° | +2,5° |
090° | -2,7 | 180° | -1,7 | 270° | +4,5 | 360° | +2,3° |
Иногда значение КК неизвестно, но задано ИК. Тогда используют метод итерации (последовательного приближения), пока выбранные последовательные значения δ не будут отличаться на величину менее 0,3°.
Порядок действия:
а) Рассчитывают МК = ИК – d;
б) По значению МК (вместо КК) выбирают из таблицы девиации δ приближенно;
в)Рассчитывают ККприбл = МК – δ прибл;
г) По КК прибл из таблицы выбирают δ;
д) Выбор заканчивают, если δ – δ прибл < 0,3°.
Пример: КК= 165°; δ =?
Решение: δ 160° = – 3°,3; δ 170° = – 2°,5.
δ 165 = – 2°,9.
3. Поправка магнитного компаса рассчитывается по формуле:
DМК =d + δ.
Пример: d= 5°,0 Е; δ = – 1°,0; D МК=?
Решение: МК= + 5°,0 – 1°,0 = + 4°,0.
4.Определение δ и D МК по пеленгу створа производится по формулам: D МК = ОИП – ОКП, δ = D МК – d.
Пример: ОИП = 210°,0; ОКП = 218°,5; d = 5°,5 w.
Решение: ИП = ОИП – 180° =210,0° –180°,0 =30°,0;
КП = ОКП – 180° =218°,5 –180°,0 =38°,5;
D МК= 30°,0 – 38°,5 = – 8°,5;
δ = – 8°,5 –(–5°,5) = –3°,0.
5. Определение δ и D МК по сличению курсов производится по формулам
δ п = δ гл +(ККгл – ККп).
Пример: ККгл = 259°; ККп = 265°; δ гл = +3°,0; δ п =?
Решение: δ п = +3°,0 +(259 °– 265°)= – 3°,0.
Вопросы для обсуждения:
1. Объясните влияние магнитного поля Земли на МК.
2. Объясните метод определения девиации по створу.
3. Объясните порядок определения девиации по удаленному ориентиру.
4. Когда необходимо производить определение и уничтожение девиации магнитного компаса.
Задание № 3.1 ― Привести склонение к году плавания
Вар.№ | d град | Год издания | Годовое изменение | Год плавания |
9,6 E | Уменьшение 3' | |||
0,4 W | Увеличение 6' | |||
1,2 E | Уменьшение 0.1º | |||
4,5 W | Увеличение 0.08º | |||
3,0 E | Уменьшение0.06º | |||
10,0 W | Увеличение 7' | |||
5,0 E | Уменьшение0.08º | |||
0,8 W | Увеличение 0.04º | |||
7,7 E | Уменьшение 6' | |||
0,4 E | Увеличение 0.1º |
Задание № 3.2 ― Выбрать девиацию на следующие компасные курсы
№ вар | ||||||||||
КК |
Задание № 3.3 ― Определить МК
№ вар | ||||||||||
d град | 8,0 W | 3,5W | 5,3W | 2,1E | 3,8E | 15,0E | 3,3W | 5,7 E | 6,5 E | 4,5E |
d град | +4,5 | -5,0 | +2,7 | -3,5 | +2,2 | -5,7 | +1,7 | +1,3 | +2,7 | -2,2 |
Задание № 3.4 ― Определить девиацию магнитного компаса
№ вар | ||||||||||
ОИП | 42,0 | 135,0 | 1,3 | 87,3 | 32,0 | 274,0 | 315,0 | 23,0 | 15,0 | 28,0 |
ОКП | 45,0 | 140,0 | 359,0 | 90,0 | 45,0 | 271,0 | 318,0 | 20,0 | 19,0 | 30,0 |
d | 8,0W | 3,5 E | 2,0 E | 2,6 E | 8,1W | 1,5 E | 2,1 E | 3,0W | 1,4 E | 2,0W |
Задание № 3.5 ― Определить поправку путевого магнитного компаса
№ вар | ||||||||||
ККгл | 0,00 | 90,00 | 179,5 | 270,0 | 315,0 | 10,0 | 100,0 | 189,5 | 280,0 | 325,0 |
ΔMKгл | -5.5 | -10.3 | +5.7 | +8.5 | +5.8 | -5.5 | -10.3 | +5.7 | +8.5 | +5.8 |
ККп | 1,5 | 87,3 | 180,5 | 280,0 | 318,0 | 11,5 | 97,3 | 190,5 | 290,0 | 328,0 |
ЛР № 4 ― Расчёт направлений относительно истинного меридиана и диаметральной плоскости судна
Цель занятия: приобретение компетенции согласно Кодексу ПДНВ (Раздел А-II/1. Функция «Судовождение на уровне эксплуатации». Сфера компетентности: «Планирование и осуществление перехода и определение местоположения»)
З (К-4) Знать способы счисления судна с учетом циркуляции.
Объем: 2 академических часа.
План проведения занятия
1. Системы счета направлений.
2. Расчет курсового угла, истинного курса и истинного пеленга.
Теоретические положения
Для перехода к румбовой системе счета направлений можно использовать систему деления горизонта, представленную на рисунке 4.1.
Рисунок 4.1 — Румбовая система счета направлений
Для перехода от четвёртого счёта к круговому следует руководствоваться правилами, пояснёнными на рисунке 4.2.
Рисунок 4.2 — Соотношение четвертной, полукруговой и круговой систем счета направлений
Пример № 4.1: Направление в четвертной системе счета SE 50° соответствует направлению 180° - 50° = 130° в круговом счете. Направление N60°W равно 360°(0°) - 60° = 300° в круговом счете. Круговое направление 200° соответствует S20°W или N160°W в полукруговом счете.
Необходимо уяснить сущность счёта направлений относительно истинного меридиана и диаметральной плоскости судна:
ИП = ИК + КУ КУ = ИП - ИК
ОИП = ИП + 180° ИК = ИП - КУ
а) истинный курс и истинный пеленг не имеют отрицательных значений;
б) в случае получения такового при расчётах результат следует вычесть из 360°;
в) если ИК, ИП получились при расчётах более 360°, то следует из результата вычесть 360°;
г) если КУ получилось более 180°, то для перевода его в полукруговой счёт следует результат вычесть из 360° и приписать наименование левого борта.
В полукровном счёте КУ обязательно должен иметь наименование, а при расчётах – знак. В круговом счёте КУ наименование не имеет.
В случае, когда азимутальный круг котелка компаса разбит от 0 до 360°, для предметов с левого борта получают отсчет курсового угла (ОКУ), имеющий значение от 180 до 360°. Для получения КУ необходимо сделать вычисление по формуле: КУ л/б = 360° – ОКУ
Пример № 4.2: Определить КУ, если ОКУ = 315°.
Решение: КУ л/б = 360° – 315° = 45°.
При графическом решении углы строятся приближенно и обозначаются дугами. С одной стороны дуги - стрелка у линии, до которой считался угол, в середине дуги ставится наименование - ИП, ИК, КУ. В центре чертежа - силуэт судна с линией курса (ЛК) (по ДП), с линией пеленга (ЛП) на ориентир. При решении задачи вначале выполняется чертеж, потом расчет по формулам (смотри рисунок 4.3).
Пример № 4.3: ИП = 310°; ИК = 250°; КУ =?
Решение: ИП =ИК + КУ пр.б. КУпр.б. = ИП – ИК
КУпр.б. = 310° – 250° = 60°пр.б.
Рисунок 4.3 — Графическое построение направлений в море
Вопросы для обсуждения:
1. Дайте определения истинного курса, истинного пеленга, курсового угла.
2. Объясните правила перехода от круговой системы счета в полукруговую, четвертную.
3. Назовите главные, четвертные и промежуточные румбы.
Задание № 4.1― Решить задачи на перевод одной системы деления горизонта в другие
№ задачи | № вариантов | ||||||||
1.3.1 | Выразить в градусах в четвертной и круговой системах счёта след. румбы | ||||||||
WtS | NNW | SSE | WSW | EtN | ESE | NEtE | ENE | NtW | NWtN |
1.3.2 | Выразить в четвертной системе счета следующие направления | ||||||||
306,5 | 315,0 | 281,5 | 247,5 | 270,5 | 236,2 | 208,0 | 191,2 | 73,0 | 56,2 |
1.3.3 | Назвать направления, перпендикулярные перечисленным | ||||||||
NE | ESE | WSW | WtN | NE 30 | SE 45 | SW 20 | 77.0 | 153.0 | 212.5 |
Задание № 4.2 ― Определить направления в море по формулам
№ задачи | № вар | ||||||||||
1.4.1 | КУ=? | ||||||||||
ИК | 45,0 | 130,0 | 215,0 | 350,0 | 315,0 | 10,0 | 55,0 | 140,0 | 225,0 | 20,0 | |
ИП | 90,0 | 80,0 | 255,0 | 280,0 | 30,0 | 330,0 | 100,0 | 90,0 | 265,0 | 340,0 | |
1.4.2 | ИП=? | ||||||||||
ИК | 15,0 | 30,0 | 120,0 | 195,0 | 20,0 | 40,0 | 130,0 | 200,0 | 25,0 | 150,0 | |
КУ | 80п/б | 70л/б | 30п/б | 35п/б | 60л/б | 80л/б | 40п/б | 40п/б | 90п/б | 50л/б | |
1.4.3 | ИК=? | ||||||||||
ИП | 40,0 | 155,0 | 270,0 | 345,0 | 50,0 | 165,0 | 280,0 | 175,0 | 55,0 | 175,0 | |
КУ | 95л/б | 45п/б | 100п/б | 45п/б | 105л/б | 55л/б | 110п/б | 65л/б | 110л/б | 65п/б | |
1.4.4 | КУ=? | ||||||||||
КП | 15,0 | 103,0 | 178,0 | 213,0 | 289,0 | 25,0 | 113,0 | 188,0 | 223,0 | 279,0 | |
КК | 48,0 | 70,0 | 258,0 | 175,0 | 359,0 | 58,0 | 80,0 | 268,0 | 185,0 | 349,0 | |
1.4.5 | КК=? | ||||||||||
КП | 77,0 | 116,0 | 136,0 | 239,0 | 309,0 | 87,0 | 126,0 | 146,0 | 229,0 | 319,0 | |
КУ | 130п/б | 80л/б | 145л/б | 177п/б | 101п/б | 140п/б | 90 л/б | 155л/б | 167п/б | 111п/б |
Задание № 4.3 ― Рассчитать направления относительно меридиана или диаметральной плоскости судна по формулам и показать чертежом
№ задачи | № вар | ||||||||||
1.4.6 | ИП=? | ||||||||||
ИК | 180,0 | 270,0 | 360,0 | 90,0 | 270,0 | 180,0 | 180,0 | 90,0 | 270,0 | 360,0 | |
КУ | 45п/б | 90л/б | 45п/б | 45л/б | 45 л/б | 90п/б | 90 л/б | 45п/б | 90п/б | 45л/б | |
1.4.7 | КУ=? | ||||||||||
ИК | 90,0 | 360,0 | 180,0 | 270,0 | 180,0 | 90,0 | 270,0 | 360,0 | 90,0 | 180,0 | |
ИП | 180,0 | 90,0 | 270,0 | 360,0 | 90,0 | 360,0 | 180,0 | 270,0 | 45,0 | 225,0 | |
1.4.8 | ИК=? | ||||||||||
ИП | 360,0 | 360,0 | 90,0 | 90,0 | 180,0 | 180,0 | 270,0 | 270,0 | 270,0 | 270,0 | |
КУ | 90п/б | 90л/б | 45п/б | 45л/б | 90п/б | 90л/б | 90п/б | 90л/б | 45п/б | 45л/б |
ЛР № 5 ― Расчёт скорости хода, пройденного судном расстояния и времени плавания по счислению
Цель занятия: приобретение компетенции согласно Кодексу ПДНВ (Раздел А-II/1. Функция «Судовождение на уровне эксплуатации». Сфера компетентности: «Планирование и осуществление перехода и определение местоположения»)
З (К-4) Знать способы счисления судна с учетом циркуляции.
Уметь рассчитывать пройденное судном расстояние и скорость хода судна по показаниям лага.
Объем: 2 академических часа.
План проведения занятия
1. Определение поправки и коэффициента лага.
2. Определение пройденного судном расстояния и предвычисление времени прихода в заданную точку.
Теоретические положения
Расчет пройденного расстояния S по РОЛ и Кл (ΔЛ%), расчет S по скорости хода V и времени плавания t (ч., мин), расчет Кл и ΔЛ% по РОЛ и S, расчет V в узлах по S в милях и t в мин, с. выполняются по формулам:
; ;
; ;
; ;
; ;
; ; ;
Некоторые задачи связаны с предвычислением времени Т (ч, мин) и отсчета лага ОЛ на момент прибытия судна в заданную точку.
Порядок расчета предвычисления счислимого места:
а) рассчитывается промежуток времени от исходного момента Т1, до заданного Т2 по формуле tсч = Т2 – Т1; и расстояние, которое будет пройдено судном расчетной скоростью V об за этот промежуток времени: Sоб = Vоб ∙ tсч;
б) при плавании менее часа Vоб = (каб/мин), а t сч = (мин), и полученный результат Sоб = (каб) перевести в (мили);
в) рассчитанное расстояние откладывается по линии ИК и отмечается счислимое место на заданное время Т2;
г) для последующего контроля рассчитывается отсчет лага ОЛ2, который должен наблюдаться в заданное время ОЛ2 = ОЛ1 + РОЛ, где РОЛ = Sоб / Кл.
Порядок расчета предвычисления времени прихода судна в заданную точку:
а) с карты снимается расстояние до заданной точки;
б) рассчитывается промежуток времени, необходимый для прохождения расстояния S с заданной скоростью Vоб: tсч = S / Vоб;
в) рассчитывается время прихода судна в заданную точку Т2 = Т1 + tсч, где Т1 — время, когда судно находилось в исходной точке.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие факторы влияют на скорость судна.
2. Объясните определение скорости хода судна и поправки лага на мерной линии.
3. Объясните порядок предвычисления счислимого места судна.
Задание № 5.1:Определить поправку и коэффициент лага, рассчитать пройденное судном расстояние, рассчитать отсчет лага на заданное время, рассчитать время прихода судна в заданную точку.
№ задачи | № варианта | |||||||||
DЛ =? КЛ =? | ||||||||||
S | 20.3 | 19.0 | 21.4 | 20.1 | 15.3 | 14.0 | 11.5 | 10.2 | 5.3 | 14.9 |
РОЛ | 19.0 | 20.3 | 20.1 | 21.4 | 14.0 | 15.3 | 10.2 | 11.5 | 4.9 | 15.9 |
S =? | ||||||||||
ОЛ1 | 11.5 | 24.0 | 18.1 | 14.2 | 35.4 | 57.6 | 8.1 | 13.5 | 16.0 | 89.0 |
ОЛ2 | 17.6 | 30.2 | 29.2 | 17.8 | 48.6 | 68.9 | 9.2 | 28.7 | 21.2 | 99.1 |
DЛ | -5 | +6 | -4 | -3 | +7 | +8 | -6 | -5 | +4 | |
ОЛ2 =? | ||||||||||
Т1 | 11.43 | 11.38 | 12.20 | 12.15 | 19.19 | 12.00 | 23.38 | 00.20 | 00.15 | 7.19 |
Т2 | 12.00 | 12.00 | 13.00 | 12.40 | 20.00 | 12.24 | 24.00 | 01.00 | 00.40 | 8.00 |
ОЛ1 | 11.4 | 50.6 | 58.8 | 31.7 | 35.3 | 35.8 | 50.6 | 58.8 | 31.7 | 35.3 |
DЛ | 0.0 | +6.0 | 0.0 | +6.0 | +2.0 | +2.0 | +6.0 | 0.0 | +6.0 | +2.0 |
V | ||||||||||
Т2 =? | ||||||||||
Т1 | 10.30 | 11.24 | 11.40 | 14.30 | 15.20 | 21.40 | 16.10 | 23.00 | 4.20 | 01.00 |
ОЛ1 | 91.0 | 5.8 | 10.6 | 80.0 | 35.0 | 20.6 | 18.5 | 4.2 | 7.0 | 47.3 |
S | 2.5 | 4.8 | 0.8 | 5.6 | 8.0 | 3.8 | 12.0 | 2.0 | 6.1 | 14.8 |
DЛ | +8.0 | +2.0 | +4.0 | -2.0 | +2.0 | -6.0 | -4.0 | |||
V |
ЛР № 6 ― Аналитическое счисление
Цель занятия: приобретение компетенции согласно Кодексу ПДНВ (Раздел А-II/1. Функция «Судовождение на уровне эксплуатации». Сфера компетентности: «Планирование и осуществление перехода и определение местоположения»)
З (К-4) Знать способы счисления судна с учетом циркуляции.
Уметь рассчитывать курс и плавание между двумя точками, координаты которых известны.
Объем: 2 академических часа.
План проведения занятия
1. Расчет координат пункта прихода по известным координатам пункта отхода, по курсу и плаванию.
2. Расчет курса и плавания между двумя точками, координаты которых известны.
Теоретические положения
Расчет координат пункта прихода по формулам:
1. РШ = S cos К(ответ в минутах перевести в градусы).
2. ОТШ = S sin К (ответ в минутах).
3. j2 =j1+РШ.
4. jm=j1+РШ/2.
5. РД = ОТШ sec jm.
6. l2 =l1+РД.
К – величина ИК или ПУα с учетом дрейфа, применяется в четвертной системе счета (К1). Это позволяет определить знак Δφ и W(отш).
Δφ к N (+), Δφ к S(–), W(отш) к Е (+), W(отш) к W (–).
Знак Δλ совпадает со знаком W(отш).
Пример решения на рисунке:
ПУα = 230°
Δφ (–), W (–).
К1 = 230° – 180° = 50°.
Пример расчета координат пункта прихода (j2, l2) по формулам:
Дано: j1= 24°37´,0 S, l1= 162°24´,0 Е, К =294°, S = 184 мили.
Определить: j2, l2.
Решение:
1. РШ = S cos К = 184 cos 294° =74´,84 =1°14´,8 к N.
2. ОТШ = S sin К = 184 sin 294° = -168´.09 =168´.09 к W.
3. jm=j1+РШ/2 = - 24°37´,0 + 74´,84/ 2 =24°,0 S.
4. РД = ОТШ sec jm =-168´.09 sec24°= -168´.09