МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫСТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ (цикл ОГСЭ)
Основная литература
Учебные пособия:
1. История России, 1945-2007 гг.: 11 класс: Учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений. /Под ред. Данилова А.А., Уткина
А.И., Филиппова А.В. – М.: Просвещение, 2008. – 367 с.
2. История современной России, 1991-2003: учеб.пособие /В.И.
Короткевич. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. – 293 с.
3. Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред.
Алексашкиной Л.Н. – М.: Просвещение, 2007. - 432 с.
Интернет-ресурсы:
https://school-collection.edu.ru
Сайт Евросоюза https://europa.eu/
Сайт ООН https://www.un.org/ru/
Резолюции совета Безопасности ООН https://www.un.org/ru/sc/documents/resolutions/
Сайт ЮНЕСКО https://www.unesco.org/new/ru/unesco/
Сайт Россия – НАТО https://natomission.ru/cooperation/nrc/
Предвыборные статьи В. В. Путина https://putin2012.ru/program
Сайт президента России https://www.kremlin.ru/
Дополнительная литература.
1. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1998. – 254 с.
2. Большая энциклопедия России: Современная Россия. М.: ИДДК, 2007.
MDF. eBook (компьютерное издание). 99 Мб
3. Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца ХХ - начала ХХI века.
/Д.А. Ванюков. М.: Мир книги, 2007. - 240 с.
4. Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России.: теоретико-правовые и конституционные основы/Г.В. Дегтев; МГИМО (ун-т) МИД РФ, Междунар. ин-т упр. – М.:Юристъ, 2005. 237 с.
5. Дроздов Ю. Россия и мир. Куда держим курс. /Ю.Дроздов. – М.:
Артстиль-полиграфия, 2009. - 352 с.
6. Изосимов Ю.Ю. Справочное пособие по отечественной истории современного периода. 1985-1997 гг. /Ю.Ю. Изосимов. – М.: Аквариум,
1998. – 217 с.
7. Шубин А. Мировой порядок. Россия и мир в 2020 году. /А.Шубин. М.:
Европа, 2005. – 232 c.
Семинар №3.
Внешняя политика СССР в период перестройки
Темы докладов:
1. Политика «нового мышления» и ее сущность
2. Отношения с США – договоры об ограничении ядерного оружия
3. Отношения с Евросоюзом – вывод войск и объединение Германии.
4. Вывод советских войск из Афганистана. Нормализация отношений с Китаем.
5. Итоги внешней политики СССР 1985-1991 г.г.
Основные понятия: «новое политическое мышление»; демилитаризация; разоружение; региональные конфликты; биполярная система международных отношений.
Работа с исторической картой: уметь назвать и показать основные региональные конфликты, разблокированные в 1985—1991 гг.
Работа с историческими источниками: заявление М. С. Горбачева по Афганистану (8 февраля 1988 г.); работа М. С. Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира» (М., 1987); обращение М. С. Горбачева к согражданам (25 декабря 1991 г.); воспоминания А. Ф. Добрынина «Сугубо доверительно» (М., 1996. — С. 651—678); воспоминания Л. М. Замятина «Горби и Мэгги» (М., 1995. — С. 104, 110, 144); воспоминания А. М. Александрова-Агентова «От Коллонтай до Горбачева» (М., 1994. — С. 291—295); мемуары К. Н. Брутенца «Тридцать лет на Старой площади» (М., 1998. — С. 560—565); воспоминания А. С. Черняева «1991 год.Дневник помощника Президента СССР» (М., 1998. — С. 221, 249); воспоминания Э. А. Шеварднадзе «Мой выбор.В защиту демократии и свободы» (М., 1991. — С. 127—128); воспоминания Р. Никсона «На арене:Воспоминания о победах, поражениях и возрождении» (М., 1992. — С. 353, 367—369).
Альтернативы внешнеполитического курса СССР 1985-1990 гг.- «новому мышлению в ядерный век». Автор внешнеполитического курса 1985-1990 гг. М. С. Горбачев. Причины изменения международной доктрины. Проблема накопления и распространения ядерного оружия. Советские инициативы и реакция западных стран. Проблемы ограничения вооружений и конверсии. «Новое политическое мышление» и его практическая реализация: вывод войск из Афганистана, из Восточной Европы, воссоединение Германии. Критика Горбачева и его курса. Альтернативы: возврат к доктрине Брежнева, «холодная война», угроза уничтожения мира.
Основные даты: 1987 г. — договор между СССР и США о ликвидации ракет среднего и ближнего радиуса действия; 1989 г. — вывод советских войск из Афганистана; 1990 г. — распад социалистической системы; 1991 г. — роспуск Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора.
Проблемы для дискуссии. «Новое политическое мышление»: философия, практика, последствия. Окончание «холодной войны»: предпосылки и последствия. Результаты «нового политического мышления».
При рассмотрении основных положений философии «нового политического мышления» можно предложить ученикам отметить, входят или нет положения из приведенной ниже таблицы в эту концепцию.
Основные положения философии «нового политического мышления» | Входят | Не входят |
Отказ от тезиса о расколе мира на две системы | ||
Признание мира целостным и неделимым | ||
Провозглашение невозможности применения силовых методов | ||
Неуклонное сокращение ядерных и обычных вооружений | ||
Опора в отношениях на баланс интересов, а не на баланс силы | ||
Отказ от принципа пролетарского интернационализма |
Для текущего и итогового контроля знаний предлагаем следующие вопросы и задания:
Первый уровень. Кто из великих философов, политиков прошлых лет заложил основы «нового политического мышления»? Каковы основные философские идеи «нового политического мышления»? Когда и с чего началась реализация нового внешнеполитического курса? Каковы основные направления внешней политики в годы перестройки? Что нового появилось в отношениях СССР — США? Какие события в этих отношениях стали наиболее важными? Какие меры предприняло советское руководство для разблокирования региональных конфликтов? Когда выведены советские войска из Афганистана? Когда и в связи с чем начался вывод советских войск из стран Восточной и Центральной Европы? К каким последствиям привел вывод советских войск из стран Восточного блока? Когда и почему распущен Совет Экономической Взаимопомощи? Когда и почему состоялся роспуск Организации Варшавского Договора?
Второй уровень. Чем вы можете объяснить «смену вех» советской внешней политики в 1985 г.? Проследите эволюцию советско-американских отношений за годы перестройки. Почему СССР и США выразили стремление к разрядке международных отношений? Какое направление в отношениях Восток — Запад стало главным в эти годы? Каких радикальных решений в области контроля над вооружениями удалось достичь в период перестройки? Чем объяснить разрядку в отношениях Восток — Запад на региональном уровне? Какие процессы в восточно-европейских странах вызвали падение в них коммунистических режимов? Чем объяснить смену власти в одних странах (Чехословакия, Венгрия, Польша и др.) путем «бархатных революций», а в других (Румыния) — вооруженным?
Третий уровень. Дайте общую оценку внешнеполитической деятельности советского руководства в годы перестройки. На конкретных примерах покажите диалектику «нового политического мышления».