Практическое занятие № 1
Тема: История становления и общая характеристика методов активного социально-психологического обучения
Вопросы для обсуждения:
1. Расскажите об истоках возникновения активных методов обучения:
- Мишель Монтень (подготовить сообщение)1 регламент 5 минут
- Иоганн Генрих Песталоцци (подготовить сообщение)2 регламент 5 минут
- и другие ученые (подготовить сообщение) 3
2. Отметьте особенности развития активных методов обучения на рубеже XIX–XX вв.:
- эксперимент НорманаТриплетта*;
- социально-психологическая концепция В.М.Бехтерева «Коллективная рефлексология»**;
- М. М. Бирштейн (подготовить сообщение).
3. Расскажите о становлении МАСПО в связи с появлением социально-психологического тренинга за рубежом и в России.
4. Определите кризис системы образования и причины появления активных методов.
5. Расскажите о взаимосвязи МАСПО с другими науками.
Самостоятельная работа:
1. *Подготовить сообщение «Влияние присутствия других на эффективность труда» ** Подготовить сообщение на тему «Основные тезисы социально-психологической концепции В.М.Бехтерева «Коллективная рефлексология»»
Дополнительные задания (выполняются письменно):
1. Графически покажите связь методов активного социально-психологического обучения с другими науками о человеке.
Практическое занятие № 2
Тема: Понятие и сущность методов активного социально-психологического обучения
Вопросы для обсуждения:
- Дайте определение понятию «традиционное обучение». Раскройте особенности традиционных методов обучения.
- Дайте определение понятию «методы активного социально-психологического обучения».
- Раскройте содержательно смыслообразующие характеристики МАСПО. Расскажите об исследовании американского преподавателя Эдгара Дейла**.
- Определите что общего и принципиально различного в традиционных и активных методах обучения*.
- Определите отличительные особенности методов активного социально-психологического обучения.
- Обозначьте основные цели и задачи, решаемые посредством МАСПО.
- Раскройте практическое значение МАСПО.
Самостоятельная работа:
1. **Познакомьтесь с источником https://www.openlesson.ru – Открытый урок - О профессоре ДЕЙЛЕ, его «конусе опыта» и «пирамиде обучения», предложенной его последователями. Приготовьте доклад аудитории об исследовании американского преподавателя Эдгара Дейла. Разработайте раздаточный - наглядный материал для участников практического занятия.
Дополнительные задания (выполняются письменно):
1. Проанализируйте следующие определения: «активные групповые метолы», «активные методы обучения» и «методы активного социально-психологического обучения», в чем, по вашему мнению, данные понятия схожи, и какое имеют различие.
2. * Законспектируйте сравнительный анализ традиционных и активных методов обучения (Приложение 1)
Приложение 1
Сравнительный анализ традиционных и активных методов обучения
№ пп | Критерии | Традиционное обучение | Активные методы обучения | Активное социально-психологическое обучение |
Позиция учащегося. | Участие формальное. Подчеркиваются обязанности учащихся в выполнении правил и заданий. | Участие частично формальное. | Добровольность участия. Поддерживается тенденция принятия других. Присутствует эмоциональная поддержка и взаимное доверие. | |
Позиция педагога. | Постоянное доминирующее эмоциональное воздействие личности учителя. Преобладает односторонняя коммуникация. Чувства учащихся подавляются и игнорируются. | Педагог стремится строить субъект-субъектные отношения, но не всегда имеет возможность учитывать эмоциональную сторону общения. | Преобладает двусторонняя коммуникация; занятия строятся на основе партнерского общения. Нормой является открытое и честное выражение чувств. Постоянная рефлексия того, что происходит в группе. | |
Мотивация учащихся. | Пассивное накопление знаний, их репродуктивное воспроизведение, получение положительной оценки, одобрения "значимых других". | Рост поведенческой и профессиональной успешности в определенных ситуациях, заданных примененным методом. | Рост поведенческой и профессиональной успешности, гибкость мышления, самопознание, адекватная самооценка, успешное профессиональное самоопределение. | |
Соотнесение целей занятий с целями учащихся. | Учащиеся часто принимают навязанные цели и не связывают их со своими индивидуальными потребностями. Отсутствует учет индивидуальных особенностей учащихся, осуществляется "усредненный" подход. | Цели выработаны педагогом, учащиеся подстраивают свои цели под цели обучения, согласованность между групповыми и индивидуальными целями частичная. | Цели ясны и выработаны совместно, существует согласованность между групповыми и индивидуальными целями. | |
Распределение ответственности за результаты. | Ответственность за результаты несет педагог. | Ответственность за результаты несет педагог. | Ответственность за результаты несет как педагог, так и участники группы. | |
Степень активности. | Пассивность или видимая активность учащихся. Отсутствие самостоятельности, слабая речевая двигательность. | Вынужденная активность, частичная самостоятельность, неравномерность в привлечении к активной деятельности всех участников образовательного процесса. | Проявление как внешней, так и внутренней активности всеми участниками образовательного процесса. | |
Возможности коммуникаций в учебном процессе. | Учащиеся изолированы от общения друг с другом, а общение с преподавателем строго регламентировано. | Процесс общения проходит эпизодически, с ограничениями. | Происходит полноценный процесс общения между всеми участниками группы. | |
Учет эмоционального состояния учащихся в сложившейся ситуации. Реализация психологического принципа "здесь и теперь". | В большинстве случаев игнорируется. | В большинстве случаев игнорируется. | Учитываются процессы, происходящие в группе в данный момент, переживаемые чувства, появляющиеся мысли и суждения. | |
Степень внутренней мыслительной активности и проявления рефлексии у учащихся. | В большинстве случаев мышление репродуктивное, пассивное, редкое проявление творчества и инициативы. Отсутствие рефлексии. | Частично происходит процесс осознания, отдельные проявления творческой инициативы и продуктивного мышления. | Глубокая рефлексия, развивается гибкость мышления, поощряются инновации, оригинальные способы самовыражения. |