Проба на реакцию выбора. Предусматривает оценку возможности подчинять свои действия речевой инструкции, регулировать их, оттормаживая непосредственные реакции, противоречащие инструкции. Предлагается вариант, предусматривающий выбор правой или левой руки на 1 или 2 стука.
Процедура: Психолог сидит напротив испытуемого. Предварительно уточняется, где у испытуемого правая, а где левая рука, затем предлагается инструкция: «Сейчас я буду стучать. Если я стукну один раз – ты (Вы) хлопнешь правой рукой, если я стукну два раза – то левой рукой». Стимулы предъявляются в спокойном темпе в следующем порядке:
1 2 1 2 1 2 2 2 1 2 1 2 1 2 1 1 1
При необходимости инструкция может быть предложена повторно (всего за процедуру исследования не более двух раз)
Параметры оценки: 1) усвоение инструкции: 2 – с первого предъявления; 1 – со второго предъявления; 0 – недоступно; 2) правильность выполнения: 4 – безошибочно; 3 – одна ошибка с самокоррекцией; 2 – 1-2 ошибки без коррекции; 1 – постоянные сбои; 0 – инертный стереотип; 3) темп выполнения: 2 – быстрый или нормальный, 1 – замедленный, 0 – очень медленный; 4) наличие уподобления: 0 – нет уподобления, 1 – встречается уподобление.
Практикум: студенты разбиваются на пары и отрабатывают процедуру проведения пробы с обязательным протоколированием и последующей оценкой.
Пробы на исследованиесвободных и направленных ассоциаций позволяют исследовать способность к активному извлечению слов, способности к переключению с одного слова на другое и различению и отбору слов нужной грамматической или лексико-семантической категории. Проба включает три серии: свободные ассоциации, называние действий и актуализацию названий растений. Непосредственное отношение к оценке состояния функций программирования контроля имеют отношения две первые серии, третья в большей степени направлена на исследование номинативной функции речи, т.е. успешность ее выполнения обусловлена в первую очередь состоянием «задних» функций.
Процедура: Психолог засекает время по секундомеру. Инструкция для первой серии: «Сейчас я засеку 1 минуту, а ты (Вы) закрой глаза и называй любые слова, которые тебе придут в голову. Начали».
Инструкция для второй серии: «А сейчас называй любые действия, что можно делать?» Если ребенок или больной не понимает инструкции можно помочь следующим образом: «Что можно делать?...бегать, прыгать…». Если испытуемый отвечает фразами или предложениями, следует уточнить, что отвечать нужно одним словом.
Инструкция для третьей серии: «Называй(те) любые растения».
Ответы испытуемого протоколируются (включая паузы) или записываются на диктофон. Низкая продуктивность в первых двух сериях, «считывание» деталей обстановки и наличие неадекватных слов указывает на трудности программирования и контроля. Обилие повторов может указывать на слабость слухоречевой памяти, использование словосочетаний, неологизмов в сочетании с трудностями актуализации названий растений свидетельствует о дефиците 2 блока мозга.
Параметры оценки: 1) Продуктивность – общее количество слов в каждой из трех серий за исключением повторов, речевых инноваций и неадекватных слов, однокоренные слова засчитываются за 0,5 слова, названия растений, состоящие из нескольких слов (анютины глазки), засчитываются как одно слово; 2) Количество ответов словосочетанием при назывании глаголов (например, учить уроки, играть в футбол и т.д);
3) Количество повторов слов; 4) Количество неадекватных ответов при назывании глаголов и растений (листок, клумба, ветка, грядка); 5) Количество редких наименований при назывании растений.
Для стандартизированного варианта предлагается балльная оценка продуктивности в ассоциативном эксперименте. Свободные ассоциации: школьники 4б – более 31 слова; 3 б – от 24 до 30 слов; 2 б. – 17–23 слова; 1 б. – 11–16 слов; 0 б. – 10 и менее слов; дошкольники 4 – 17,5 и более; 3 – 17–11,5; 2 – 11–5: 1 – 4,5–0,5; 0 – 0.
Глаголы: школьники 4 б – более 20 слов; 3 б – 16–19 слов; 2 б – 11–15 слов; 1 б – 6 – 10 слов; 0 б – 5 и менее слов; дошкольники 4 – 10,5 и более; 3 – 10–6,5; 2 – 6-3,5; 1 – 3–0,5; 0 – 0.
Растения: школьники 4 б – более 20 слов; 3 б – 15–19 слов; 2 б – 10–14 слов; 1 б – 6–9 слов; 0 б – 5 и менее слов; дошкольники 4 б – 11 и более; 3 – 10,5–7,5; 2 – 7–4; 1 – 3,5–0,5; 0 – 0.
Практикум:
1. Студенты работают в группах по два человека для освоения процедуры проведения пробы.
2. Обработка протоколов (балльная оценка и интерпретация)
Ира С. (1 класс)
Свободные ассоциации: ведро, клубника, стол, пол, доска, мел, лифт, стекло, ручка, пенал, парта, цветок, стена, карандаш, стул, тетрадь, пропись, ящик, полка, линейка, сито, палка, гриб, дерево.
Действия: рисовать, делать аппликацию, заниматься, готовить, играть, ползать, скакать, кидать, подпрыгивать, наливать.
Растения: липа, цветок, трава, елка, виноград, арбуз, вишня, яблоня, груша, лимон, апельсин, хрен, облепиха, земляника, петрушка, укроп, слива.
Маша А. (7 лет)
Свободные: штаны, футболка, ручка, окно, стекло, сумка, стол, стул, стол.
Действия: зубы чистить, играть в футбол, уроки делать.
Растения: трава, цветы, кактус, дерево, роза, мак, листики, человек
Никита Ч. (8 лет)
Свободные: столь, талелька, ковель, стуль, стена, лямпа, потолек, лядильник (холодильник), скаф.
Действия: …. скакать, ходить……скакать, бегать, усить, улёки усить, игать, делать.
Растения: четок (цветок), пельсин….клумника…четок, клумба..
Пробы на исключение лишнего понятия позволяют судить о сформированности вербально-логических операций классификации и обобщения.
Процедура: для детей (6–9) лет предлагается проба на исключение пятого лишнего (Переслени, Чупров, 1989). Инструкция: «Я назову 5 слов, одно из них лишнее. Какое? Почему?» При необходимости задание можно прочесть дважды.
1) тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка;
2) река, озеро море, мост, пруд;
3) Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля;
4) курица, петух, орел, гусь, индюк;
5) стол, ковер, кресло, кровать, табурет.
Учащимся старших классов и взрослым предлагается другой вариант (Переслени, Фотекова, 2001):
1. Лист, почка, кора, чешуя, сук.
2. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
3. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
4. Секунда, час, год, вечер, неделя.
5. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.
Параметры оценки: 1) Количество правильно исключенных слов: 1 б – правильное выполнение с правильным объяснением с первой попытки, 0,5 б – со второй попытки, либо лишнее понятие сразу же найдено, но выбор необоснован или обоснован неправильно;
Составление рассказа по серии сюжетных картинок (Фотекова Т. А. Ахутина Т. В., 2007). Это многофункциональная проба, которая позволяет судить о состоянии не только Ш, но и П блока мозга. Для оценки функции программирования и контроля используются критерии смысловой адекватности и возможности программирования высказывания. Можно использовать картинки «Лягушка и аист» или серию Х. Бидструпа (приложение 1).
Процедура: перед испытуемым выкладываются в произвольном порядке сюжетные картинки. Инструкция: «Разложи(те) картинки по порядку, чтобы получилась история и составь(те) рассказ». Рассказ дословно с учетом пауз, повторов и других особенностей выполнения задания протоколируется или записывается на диктофон.
Параметры оценки: 1. Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения; 3 б – картинки разложены самостоятельно и правильно, в рассказе верно передан смысл происходящего; 2 б – использование стимулирующей помощи при раскладывании картинок, либо при уяснении смысла происходящего, либо и на том и другом этапе; 1 б – при раскладывании картинок или при интерпретации происходящего понадобилась развернутая помощь в виде наводящих вопросов, или же при правильно разложенных картинках дано собственное толкование событий; 0 б – невозможность адекватного понимания происходящего даже при оказании второго вида помощи. 2. Критерий возможности программирования текста: 3 б – рассказ содержит все основные смысловые единицы в правильной последовательности, между ними имеются связующие звенья, нет трудностей переключения; 2 б – пропуск отдельных смысловых звеньев, или отсутствие связующих элементов; 1 б – тенденция к фрагментарности текста, однотипные повторяющиеся грамматические конструкции или повторяющиеся непродуктивные слова, или сочетание нескольких ошибок из предыдущего пункта; 0 б. – невозможность самостоятельного построения связного текста.
Практикум: оценивание рассказа по серии картинок первоклассниками с разными вариантами развития:
Ира С. 7 лет. Картинки разложены самостоятельно.
Шел дед с мусором. И увидел он ведро большое, куда выбрасывают мусор, и высыпал туда мусор. И все? - И сам на себя выбросил.- Почему это произошло? - Ветер.
Саша Т., 8 лет. Картинки разложены самостоятельно.
Один дядя пошел с ведром относить его. Подошел и размахнулся./ Потом взял ведро и на край поставил около бака и выбросил… – И больше ничего не произошло? – Стал грязным. – Почему? – Потому что ведро сломалось. – Посмотри внимательнее? – А, ветер был.
Саша Б., 7 лет. Картинки разложены с организующей помощью.
Сначала он пошел с ведром. Потом он стал выкидывать камни... Потом выкинул в бак. Потом стоит грязный. - Почему он грязный? - Там взорвалось.
Ярослав К. (ОНР). 7 лет. Картинки разложены с помощью наводящих вопросов.
Он поставил ведро. Он делал это ведро. Рассыпал там песок.
Пересказ текста (Фотекова Т. А., Ахутина Т. В., 2007). Эта проба имеет тоже значение, что и предыдущая и оценивается сходным образом.
Процедура: Испытуемому зачитывается рассказ «Галка и голуби». Инструкция: «Сейчас я расскажу тебе (Вам) рассказ, послушай(те) внимательно и приготовься (тесь) пересказывать.
Галка и голуби.
Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась она в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее не узнали и приняли. Но галка не выдержала и закричала по-галочьи. Голуби все поняли и выгнали ее.. Тогда она вернулась к своим. Но те ее также не признали и выгнали.
По окончании пересказа задаются вопросы, позволяющие судить о том, насколько понят смысл ситуации:
- Почему галку не признали свои?
- Зачем она побелилась в белый цвет?
- Понравилась ли тебе галка и почему?
- Какая мораль у этой истории?
Первые три вопроса предназначены для старших дошкольников и младших школьников, последний – для учащихся средних и старших классов и взрослых.
Параметры оценки: 1 Критерии смысловой адекватности и самостоятельности выполнения: 3 б – правильный и самостоятельный пересказ, верное понимание смысла происходящего; 2 б – неточное описание ситуации с правильными ответами на вопросы, указывающими на понимание скрытого смысла, или правильное и полное описание ситуации с пониманием смысла после уточняющих вопросов; 1 б – правильное описание ситуации с буквальным пониманием смысла истории даже после уточняющих вопросов; 0 б – искажение ситуации при пересказе, неадекватное толкование смысла даже в условиях помощи. 2. Критерий возможности построения текста: 3 б – пересказ содержит все основные смысловые звенья в правильной последовательности, между ними имеются связи, нет трудностей переключения; 2 б – пропуск отдельных смысловых звеньев, или отсутствие связующих звеньев; 1 б – фрагментарность текста, тенденция к перечислению деталей и событий, неоднократные необоснованные повторы слов и грамматических конструкций (стереотипность оформления), необходимость наводящих вопросов, или сочетание нескольких ошибок из предыдущего пункта; 0 б – невозможность построения связного текста даже в условиях помощи.
Ира С. 8 лет
Услыхала галка, что голубей очень хорошо кормят и оделась в белый цвет и полетела. Голуби ее не узнали и приняли. Галка не утерпела и закричала по-галочьи. Голуби все поняли и выгнали ее. К своим она полетела и ее не приняли.
- Почему галку не признали свои? – Она белая была.
- Зачем она побелилась в белый цвет? – Чтобы не узнали ее.
- Понравилась ли тебе галка и почему? – Нет. Она обманывала.
Света Н. 8 лет
Галка увидела, что голубей хорошо кормят, вымазалась в белый цвет и полетела к ним. Голуби сначала не узнали ее, но потом галка не удержалась и закричала по-галочьи. И голуби все узнали и прогнали ее. А потом она прилетела к своим, но галки тоже не узнали и выгнали.
Почему свои галку не узнали? – Она вымазалась белым.
- Зачем она побелилась в белый цвет? – Чтобы поесть.
Понравилась ли тебе галка? –. Нет, она все наврала. Надо что дают, то и дают.
Саша. Б. 7 лет (текст предлагался дважды, вопросы после текста не задавались, т.к. пересказ отсутствует)
Галка хотела улететь к своим. Вдруг галка встретила ворону. И спросила…? не знаю.
Илья С. 8 лет
Она узнала, воробьев хорошо кормют. Она пикасилась в воробья и полетела к ним. Они сначала не поняли и приняли ее. Потом она не выдержала и закричала по-галки. Воробьи ее выгнули. Она своим хотела. Но свои тоже не узнали.
Почему галку не признали свои? – Она белая стала.
- Зачем она побелилась в белый цвет? – Чтобы к ним пролезть.
- Понравилась ли тебе галка и почему? – Нет. Она предатель.