В Properties (Окне свойств) на Главной панели видим список свойств активного объекта. Стоит щелкнуть мышью по другому объекту экранной формы, как к этому объекту переходит вся активность и мгновенно изменяется содержимое Окна Properties.
На примере объекта Метка Label2 рассмотрим изменение свойств в Окне Properties (рис. 26).
Теперь устанавливаются значения четырех текстовых полей. У текстовых полей много свойств, аналогичных свойствам метки. Свойству Name даем такие значения: "Длина", "Ширина", "Высота", "Площадь". Вместо свойства Caption у текстового поля есть свойство Text. В текстовое поле можно вводить как очень большой объем информации, так и одно число.
Главной характеристикой объекта CommandButton (Командная кнопка) является не какое-нибудь свойство, а событие. Оно заключается в щелчке мышью по этой кнопке. Свойству (Caption) присваивается значение в виде слова "РАСЧЕТ".
В заключение устанавливается значение всего одного свойства объекта PictureBox (Рисунок) - свойство Picture. Этим значением должен быть графический файл с рисунком, находящийся на компьютере.
После установки значений свойств объектов экранная форма приобретет вид, заданный в начале примера создания приложения (см. рис. 15).
Рис. 26
Программирование
Составление алгоритма и написание программы - это второй и главный этап проектирования приложения в среде Visual Basic. В составляемом приложении есть только одно событие: щелчок мышью по командной кнопке. Именно это событие должно запустить программу вычисления площади стен комнаты.
Алгоритм решения задачи вычисления площади стен комнаты следующий:
1. Ввести три числа: А, В, Н - длину, глубину и высоту.
2. Найти площадь одной стены: S1=A*H.
3. Найти площадь другой стены: S2=B*H.
4. Удвоить сумму этих площадей: S=2*(S1+S2).
5. Вывести результат: число S - площадь всех 4 стен.
Пункты 2, 3 и 4 алгоритма можно, очевидно, объединить:
S=2*(A+B)*H.
Для написания программного кода и привязки его к событию Нажатие кнопки необходимо раскрыть Окно программного кода Code (рис. 27), которое открывается командой Code (Программа) в меню View (рис. 28)
Рис. 27
Рис. 28
Процедура - это фрагмент программного кода, с помощью которого решается какая-то локальная задача. Часто (но не всегда!) процедура вызывается событием. В рассматриваемом примере вычисление по формуле начинается после нажатия кнопки "РАСЧЕТ".
Из правого списка выбираем событие Click, из левого - объект Command-Button1. В Окне программного кода появляется заготовка процедуры, программы реакции на нажатие кнопки "РАСЧЕТ". Для завершения оформления процедуры необходимо ввести недостающие операторы (рис. 29).
Первая строка программы начинается со слов Private Sub, а заканчивается программа словами End Sub; это служебные слова языка. Последовательность строк кода соответствует последовательным шагам алгоритма решения данной задачи. Знак "=" обозначает присваивание переменной определенного значения. Знаки "*" и "+" обозначают операции умножения и сложения. Выражение Text1 Text обозначает значение свойства Text объекта Text1. Запись Val(X) означает, что значение переменной X преобразуется из строки символов в число, а запись Str (X) означает, что значение переменной X преобразуется из числа в строку символов.
Рис. 29
Запускать программу можно:
• с помощью опции Run и команды Start Главной панели проекта (см. рис. 30);
• с помощью кнопки Start линейки инструментов Главной панели проекта;
• с помощью клавиши F5 клавиатуры.
Рис. 30
Завершить работу программы можно тоже по-разному, например:
• с помощью кнопки End на линейке инструментов (см. рис. 30);
• с помощью стандартного элемента Windows - системной кнопки закрытия окна в правом верхнем углу окна приложения.
Отладка программы. Первая попытка запустить программу не всегда бывает успешной. Часто попытка запуска приводит к появлению сообщений системы Visual Basic об ошибках. В этом случае их нужно исправить - для этого Visual Basic предоставляет разнообразные средства отладки.
Сохранение экранной формы проекта в виде файлов. Когда программа отлажена, проверена, когда доведен интерфейс, выполняется заключительный этап - компилирование. Файлы проекта собираются и переводятся на машинный язык командой Make Project1.ехе из группы меню File. Таким образом, образуется исполняемый файл с расширением *.ехе. После этого все файлы проекта сохраняются для дальнейшего использования.
Упражнение 2
• Загрузить среду программирования Visual Basic 6.0.
• Организовать на главной панели проекта окно экранной формы Form1, вынести панель инструментов ToolBox, окно свойств Properties. Разместить окна на панели проекта удобным образом.
• Перенести объекты с панели инструментов на форму и разместить их согласно схеме, изображенной на рис. 25.
• Используя окно свойств объектов, просмотреть свойства вынесенных на форму объектов, откорректировать свойства и придать форме вид, максимально приближенный к виду, изображенному на рис. 15.
• Открыть окно программного кода, создать процедуру Command1_Click согласно алгоритму задачи.
• Запустить приложение, проверить работу, правильность счета.
• Откомпилировать приложение под именем "Расчет площади".
• Сохранить файлы проекта во вновь созданной папке "Комната".