Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны и физическими, юридическими лицами с другой стороны, при котором государство выступает в качестве заемщика, гаранта или кредитора
Заемщик. Использ-е для финансирования:
-бюджетного дефицита
-образовавшейся задолженности
Кредитор. Используется для поддержки отдельных предприятий, территорий, программ.
Характеристики государственного кредита:
1.добровольный характер, 2.срочность, 3.возвратность, 4.платность, 5.обеспеченность имуществом государства, находящимся в его собственности, 6.нецелевой характер на уровне центра, правительства, но на более низком уровне власти – целевая направленность.
Функции: распределительная(форм-е и распр ден. Ср.го-ва), контрольная(контроль за целевым использ-ем, возрвратностью, платностью), регулирующая(воздейтв-е на ден..систему, произ-во, потребл-е)
Классификация заимствований:
1.внутренние заимствования; 2.внешние заимствования.
Различают:
а) внутренний госдолг – это госдолг РФ + государственный долг субъекта РФ.
б) внешний госдолг – это обязательство, возникающее в иностранной валюте.
Управление гос.кредитом на уровне РФ осуществляют:
1.Федеральное собрание РФ, которое устанавливает:-предельные размеры внутр. И внешнего долга, - объемы заимствований, - объемы предоставляемых кредитов.
2.Правительство РФ, которое устанавливает – предельные объемы выпуска ценных бумаг
3. Минфин РФ, которые устанавливает: - конкретные сроки и объемы выпусков ценных бумаг, -выступает эмитентом ценных бумаг
8. Доходы федерального бюджета, их состав и структура Доходы бюджета - это часть централизованных финансовых ресурсов государства, формируемая за счет перераспределения части национального дохода и используемая для выполнения государством и органами местного самоуправления своих функций.
Основной источник доходов - это налоги.
Налоги - это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в установленных законом размерах и в установленные сроки.
Налоги выполняют две основные функции:
·фискальную;
·регулирующую.
Фискальная - состоит в возможно большей мобилизации средств в бюджетную систему.
Регулирующая - связана с вмешательством государства через налоговую систему в процесс воспроизводства.
Налоги можно подразделить на прямые и косвенные.
Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части дохода налогоплательщика (подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций и др).
Косвенные налоги - это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг (НДС, акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги).
Налог на добавочную стоимость (НДС) - это форма изьятия в бюджет части прироста стоимости, созданной в процессе производства товаров (работ, услуг). Облагаемый оборот исчисляется на основании стоимости реализованных товаров (работ, услуг) исходя из применяемых цен и тарифов. Плательщиками НДС являются все юридические лица независимо от форм собственности.
Акцизы также взимаются в ценах товаров и услуг. Обьектом обложения выступает стоимость подакцизных товаров (вино-водочные, табачные, меховые, ювелирные изделия, легковые автомобили и др.)
Таможенные пошлины - это налоги, взимаемые при импорте и экспорте товаров.
Используются следующие ставки таможенных пошлин:
·адвалерные - пошлины, определяемые в процентах к таможенной стоимости товара;
·специфические - пошлины, устанавливаемые в твердой сумме за единицу товара;
·комбинированные - сочетающие элементы двух перечисленных выше пошлин.
Действующая в РФ система налогообложения включает налоги следующих видов:
·федеральные налоги;
·региональные налоги (налоги национально-государственных и административно-территориальных образований: республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга);
·местные налоги.
Основные федеральные налоги - это НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий и организаций, налог с физических лиц и др.
Из этих налогов полностью в федеральный бюджет поступают таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами, платежи за пользование природными ресурсами.
НДС, акцизы, подоходный налог с физических лиц - это регулирующие доходы, которые в виде процентных отчислений поступают также в бюджеты субьектов Федерации и в местные бюджеты.
Основное место в федеральном бюджете занимают косвенные налоги.
Что касается прямых налогов, то в России важнейшее место занимает налог на прибыль с предприятий и организаций. Он взимается со всех юридических лиц, независимо от форм собственности. Причем в условиях рынка он должен выполнять не только фискальную функцию, но и действовать на повышение эффективности производства. Однако в настоящее время налоговая система России слабо задействует регулирующую функцию.
К неналоговым доходам относятся:
·доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности;
·доходы от приватизации;
·доходы от внешнеэкономической деятельности;
·доходы целевых бюджетных фондов (Федерального дорожного фонда РФ, Централизованного фонда социального развития и др.)
Основное направление государственной политики в области налоговой реформы состоят в построении стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность системы налогов и налоговых платежей, что должно найти отражение в налоговом Кодексе. Принятие Кодекса должно преодолеть негативные стороны в российском налоговом законодательстве, обеспечить стимулирование роста производства, зафиксировать гарантии налогоплательщиков регионов и государства.
Управление финансами
УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ
Управление - это совокупность приемов и методов
целенаправленного воздействия на объект для дос-
тижения определенного результата.
Управления финансами - это деятельность, свя-
занная с проведением общей финансовой политики
государства, направленная на сбалансированность
всей финансовой системы. Управление финансами
осуществляется через сложившуюся систему отноше-
ний, обусловленную историческими, экономическими
и политическими условиями, и подчинено финансо-
вой политике государства.
Управление финансами осуществляет специальный
аппарат с помощью особых приемов и методов, в том
числе разнообразных стимулов и санкций.
В управлении финансами, как и в любой другой уп-
равляемой системе, выделяются объекты и субъекты
управления. Объектами выступают разнообразные
виды финансовых отношений; субъектами являются
организационные структуры, осуществляющие управ-
ление.
В соответствии с классификацией финансовых отно-
шений по их сферам выделяют три группы объектов:
1)финансы предприятий (организаций, учреждений),
2) страховые отношения,
3)государственные финансы.
Им соответствуют следующие субъекты управления: финансовые службы (отделы) предприятий
(организаций, учреждений), страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции.
Система финансового управления осуществляется
с помощью финансового аппарата, а финансовый аппарат представляет собой совокупность органов и организаций занимающихся управлением финансами.Финансовый аппарат составляют:
1) финансовые органы государства;
2) страховые органы;
3) финансовые службы предприятий.
Управленческие решения принимаются на основе
анализа финансовой информации, которая должна
быть достаточно полной и достоверной, обеспечиваю-
щей принятие обоснованных решений. Финансовая
информация базируется на бухгалтерской, статисти-
ческой и оперативной отчетности.
Управление финансами регулируется высшими за-
конодательными органами через принятие финансо-
вого законодательства, утверждение государствен-
ного бюджета и отчета о его исполнении, введение
или отмену отдельных видов налогов, утверждение
предельного размера государственного долга и дру-
гих финансовых параметров.
В управлении финансами выделяют следующие
функциональные элементы:
1) планирование. В его ходе любой субъект хозяй-
ствования всесторонне оценивает состояние сво-
их финансов и выявляет возможности увеличения
финансовых ресурсов;
2 Оперативное управление - это комплекс мер,
разрабатываемых на основе оперативного анализа
складывающейся финансовой ситуации и пресле-
дующих цель получения максимального эффекта при
минимуме затрат с помощью перераспределения
финансовых ресурсов. Кроме оперативного управ-
ления/различают стратегическое управление, ко-
торое выражается в определении финансовых ре-
сурсов через прогнозирование на перспективу,
установлении объема финансовых ресурсов на реа-
лизацию целевых программ;
3) контроль - это сопоставление фактических ре-
зультатов с плановыми, выявление резервов для
увеличения ресурсов с помощью эффективного хо-
зяйствования.