Тема | Классы | Межпредметная интеграция | Формы совместной деятельности |
Генеалогия. Родословная моей семьи | История, вспомогательные исторические дисциплины | -Оформление родословного древа; -рассказ родителей об одном из предков; -представление семейных реликвий | |
Географические названия- свидетели прошлого | История, вспомогательные исторические дисциплины | -Сбор легенд о происхождении названий сел, деревень, улиц | |
Русско-турецкие войны во второй половине XVIII века | История, краеведение | -Подготовка сообщений о великих земляках; -посещение краеведческого музея | |
Династический кризис. Выступление декабристов | 8, 10 | История, литература | -Исполнение литературных произведений, обсуждение в «Литературной гостиной» |
Достижения художественной культуры России во второй половине XIX века | 8, 10 | История, ИЗО | -Посещение музея изобразительного искусства; -рассказ о местных храмах, их архитектуре |
Урок повторения и обобщения по теме: «Россия от мировой войны к революциям и гражданской войне» | 9,11 | -Участие родителей в дискуссии; -проведение викторины | |
Коллективизация сельского хозяйства | История, краеведение | -Интервью сельских жителей о создании и развитии местного колхоза; -приглашение на урок старейших жителей деревни; -оформление материалов для школьного музея | |
Политическая система и духовная жизнь в СССР в 30-е гг. | История, краеведение | -Приглашение на урок старейших жителей деревни; -защита проекта «Репрессии в истории моей семьи» | |
Советский тыл в годы Великой Отечественной войны и народы СССР в борьбе с немецкими фашизмом | История, краеведение | -Исследовательские экспедиции по изучению жизни жителей села в годы Великой Отечественной войны; -приглашение на урок тружеников тыла | |
Урок повторения и обобщения по теме: «СССР в годы Великой Отечественной войны» | 9,11 | История, краеведение | -Защита проекта «Наши земляки-защитники Отечества»; -оформление материалов для школьного музея; -написание рассказов, стихов |
Экономика СССР в 1953-1964 гг. | История, краеведение | -Приглашение на урок руководителей совхоза; - поиск заметок в СМИ о работе совхоза в этот период | |
Политика разрядки: надежда и результаты | -Встречи с участниками Афганской войны; -рассказ родителей об этой войне; -анализ родителями и детьми сообщений СМИ |
По итогам изучения какой-либо темы целесообразно организовать конкурсы между родителями и детьми или семейными командами, выставку-ярмарку семейных работ, защиту проектов.
Главным средством привлечения родителей к учебному процессу является организация совместной деятельности детей и родителей. К сожалению, не все родители готовы принять в ней участие. Педагогу следует начинать работу с теми, кто желает с ним сотрудничать. Постепенно таких родителей станет больше, если проявлять заинтересованность в развитии каждого ребенка, желание поддержать его, помочь ему проявить себя. Также важно стимулировать родителей, поощрять их за проведение дел в классе, за участие в жизни коллектива, за совместную работу с детьми. С этой целью можно:
- оценивать взаимодействие детей и родителей, поощряя отметкой ученика;
- делать поощрительные записи в дневнике ученика;
- оформлять благодарственные письма самым активным родителям;
- представлять результаты семейного труда;
- знакомить с лучшими достижениями семей и результатами их совместного труда через школьную печать, местную газету;
- проводить конкурсы по итогам учебного года «Самая активная семья», «Самый активный родитель», «Самая дружная семья».
Вопросы для самопроверки и обсуждения
1. Какие направления взаимодействия педагогов и семьи необходимо предусмотреть классному руководителю? Приведите примеры из опыта работы.
2. Назовите основные формы взаимодействия педагогов и семьи.
3. Как определяется тематика классных и родительских собраний?
4. Раскройте основные этапы и методические рекомендации при подготовке и проведении:
а) родительского собрания;
б) беседы классного руководителя с родителями по проблеме ребенка.
5. Сформулируйте основные требования к проведению первой встречи с семьей ребенка.
6. В каких случаях целесообразно использовать методику коллективной творческой деятельности при организации взаимодействия с семьей?
7. Как педагоги могут способствовать развитию отношений между родителями и детьми?
8. Как установить сотруднические отношения классного руководителя с родителями?
9. Какими правилами необходимо руководствоваться при взаимодействии с семьей и родителями?
Практические задания
Базовый уровень
1.Сформулируйте тему, цели, задачи родительского собрания, используя разработки родительских собраний из опыта, представленные в данном разделе книги.
2.Используя разработку собрания, представленную в данном разделе книги, выделите этапы проведения и приемы, которые используются на каждом этапе.
3.Проанализируйте ситуацию, описанную А.С. Макаренко в статье «Воспитание в семье и школе» (См. Т. 4. – С. 306 - 307). Какие требования к взаимодействию педагога с родителями нашли здесь отражение?
Повышенный уровень
1.Подготовьте анкету для родителей с целью ознакомления с семьей (взаимоотношений родителей и ребенка).
2.Разработайте методику подготовки и проведения первого родительского собрания «Будем знакомы».
3.Составьте примерный план взаимодействия классного руководителя и семей на I полугодие, учитывая основные направления, рассмотренные в пункте 7.1. данной главы пособия.
4.Познакомьтесь со статьей В.А. Сухомлинского «Как готовить мать и отца к школьно-семейному воспитанию их детей» (См. Т. 2. – С. 572 - 575, 579 — 582) и выполните следующие задания:
а) составьте тематику бесед для родителей;
б)определите правила беседы;
в)назовите темы бесед, которые следует обсуждать без присутствия детей;
г)дайте советы педагогу, как учитывать особенности семейного воспитания во взаимодействии с семьей и ребенком.
Рекомендуемая литература
1.Байбородова, Л.В.Взаимодействие школы и семьи: учебно-методическое пособие. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. – 224 с.
2.Взаимодействие классного руководителя и семьи: метод. рекомендации / сост. Л.В. Байбородова, Л.А. Щелкунова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. – С. 19-25.
3.Макаренко, А.С. Воспитание в семье и школе. Пед. соч.: в 8 т. – Т.4. - М.: Педагогика, 1986. – С. 287-314.
4.Маленкова, Л.И. Педагоги, родители, дети: методическое пособие для воспитателей, классных руководителей. - М., 2000. – С. 37-47.
5.Мастерская классного руководителя / авт.-сост. А.Р. Борисевич, В.Н. Пинчик, О.В. Вербицкий. – Минск: Красико-Принт, 2012. – 128 с.
6.Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: ВЛАДОС, 2004. - С.348-364.
7.Сластенин, В.А., Исаев, И. Ф., Шиянов, Е. Н. Педагогика: учеб. для студ. вузов, обуч. по пед. спец / под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2011. - С. 561-583.
8.Сухомлинский, В.А. Как готовить мать и отца к школьно-семейному воспитанию их детей. Избр. произведения: в 5 т. – Т. 2. - М.: Педагогика, 1980. – С. 572-575; 579-582.
9.Хоменко, М.А. Проектирование образовательного маршрута семьи // Социальная педагогика. – 2011. - № 6. – С. 54-55.