ФОРМА РЕКОМЕНДАЦИЙ
Бизнес-проект начинающего субъекта малого и среднего предпринимательства, претендующего на получение гранта (далее – бизнес-проект), должен содержать следующие разделы:
1.Титульная страница (обложка); |
2.Резюме (или краткое описание проекта, введение); |
3.Описание продукции (услуг); |
4.План маркетинга; |
5.Организационный план; |
6.Производственный план; |
7.Финансовый план; |
8.Инвестиционный план; |
9.Оценка рисков; |
10.Приложения. |
Комментарии к оформлению разделов бизнес-проекта
1. На титульной странице (обложке) указываются наименование документа, название бизнес-проекта, полное официальное название организации, юридический, почтовый и электронный адреса организации, номер телефона (факса), фамилия имя отчество руководителя.
2. Резюме (или краткое описание проекта, введение) содержит краткую характеристику предлагаемого бизнес-проекта, включая оценку общественной значимости и полезности бизнес-проекта.
Резюме (или краткое описание проекта, введение) может включать в себя следующие подразделы:
1) краткое описание бизнес-проекта, его цели и задачи;
2) ресурсное обеспечение;
3) механизм реализации;
4) уникальность или конкурентоспособность продукции или услуги;
5) объем требуемого внешнего финансирования;
6) объем собственного вклада;
7) ожидаемая чистая прибыль, уровень доходности и срок окупаемости затрат.
Объем резюме (или краткого описания проекта, введения) должен составлять 1-3 листа, содержать полное, четкое, краткое описание подразделов.
3. Описание продукции (услуг) включает детальное описание товаров (услуг), последовательность их вывода на рынок (в первый год работы и на перспективу), описание качественных характеристик товара (услуг) (сезонность или круглогодичность), какие потребности клиентов они удовлетворяют, какие преимущества предлагаются. Специфические и уникальные особенности данных товаров (услуг) по сравнению с товарами (услугами) конкурентов. Характеристика потенциальных поставщиков и потребителей товаров (услуг).
4. План маркетинга включает в себя цели и стратегия развития бизнеса, анализ рынка, анализ конкурентов, прогноз объема продаж, стратегия рекламной политики, ценообразование, стимулирование продаж и должен содержать следующую информацию:
1) описание анализа рынка:
¾ рынки, на которых действует или будет действовать предприятие;
¾ основные сегменты этих рынков по каждому виду товара (услуги);
¾ факторы, влияющие на спрос на товары (услуги) предприятия;
¾ способы изучение потребностей и спроса;
¾ прогнозы развития емкости сегментов на каждом из рынков;
¾ реакция рынка на новые товары (услуги);
¾ крупнейшие производители аналогичных товаров;
2) описание конкуренции (предполагает идентификацию ближайших компаний-конкурентов и анализ собственных возможностей);
3) описание рынка сбыта товара (услуги). Подтверждающим документом обоснованности и реальности существования рынка сбыта могут стать письма, заявки, маркетинговые исследования, протоколы о намерениях, договоры;
4) описание поставки товара от места производства к месту продажи или потребления;
5) описание каналов сбыта товара (услуги);
6) описание стратегии привлечения потребителей, исходя из конкретных возможностей предприятия (план и бюджет рекламной кампании, бесплатное предоставление образцов, участие в выставках и др.);
7) цена и объем сбыта предлагаемого товара (именно цена продажи товара (услуги) определяет, в конечном счете, величину прибыли, рентабельность бизнес – проекта).
5. Организационный план включает в себя описание организационной структуры бизнеса, описание функций персонала, процедуры отбора, найма и обучение персонала, трудовые отношения с персоналом, контроль дисциплины, методы стимулирования работников, материальное вознаграждение. Должен содержать следующую информацию:
1) штатное расписание и прирост численности работников в связи с реализацией бизнес-проекта;
2) характеристика образовательного уровня; квалификации и опыта руководства, специалистов и производственных работников;
3) условия найма работников;
4) потребности в подготовке и переподготовке сотрудников и необходимые затраты на эти цели;
5) политика оплаты труда, режим работы, социальные условия и гарантии.
6. Производственный план включает в себя описание месторасположения бизнеса, планы производств или помещений, основное и вспомогательное оборудование, материалы, затраты общие прямые, переменные и постоянные, календарный план работ, описание технологического процесса производства товара (услуги). Производственный план должен содержать следующую информацию:
1) количество необходимых производственных мощностей действующего или вновь создаваемого предприятия (если речь идет о действующем предприятии, следует указать наличие оборудования и обозначить существующую потребность в дополнительном, а также привести перечень поставщиков и привести стоимость каждой единицы нового оборудования);
2) потребность в сырье, материалах и комплектующих, условия их поставки, система оплаты, текущие цены, список предполагаемых поставщиков (если в бизнес-проекте предусмотрено последующее увеличение производства продукции, следует указать, как будет обеспечиваться требуемое увеличение: за счет обозначенных поставщиков или будут привлекаться новые);
3) расчет производственных издержек в соответствии с планируемым объемом сбыта;
4) смета текущих затрат на производство.
7. Финансовый план составляется с расшифровкой выручки и текущих расходов на трехлетний период, включает в себя подробное описание потребности в финансовых ресурсах, предполагаемые источники финансирования, схемы финансирования, ответственность заемщиков и гарантии. Может включать в себя следующие подразделы:
1) план (прогноз) доходов и расходов с указанием периодичности:
Показатель, тыс. руб. | 20__ г. | 20__ г. | 20__ г. | ||||
I кв. | II кв. | III кв. | IV кв. | всего | |||
1. Выручка от реализации | |||||||
2. Налоги из выручки (НДС, экспортные пошлины) | |||||||
3. Выручка от реализации без НДС (1 - 2) | |||||||
4. Затраты на производство реализованной продукции | |||||||
5. Коммерческие и управленческие расходы | |||||||
6. Прибыль от реализации (3 - 4 - 5) | |||||||
7. Прочие доходы и расходы, в том числе налог на имущество (указать каждый вид в отдельности) | |||||||
8. Прибыль до налогообложения (6 +/- 7) | |||||||
9. Налоги из прибыли | |||||||
10. Выплата основных сумм по кредиту | |||||||
11. Чистая прибыль по проекту (8 - 9 - 10) |
2) план денежных поступлений и выплат;
3) ставки налогов и учет инфляции;
4) анализ состояния потока денежных средств (наличности);
5) оценка стоимости имеющегося оборудования;
6) анализ безубыточности;
7) расчет срока окупаемости:
Показатель | Сумма |
1. Потребность в средствах для реализации бизнес-проекта (инвестиционные затраты), тыс. руб. | |
2. Чистая прибыль по бизнес-проекту, тыс. руб. | |
3. Срок окупаемости бизнес-проекта, лет (п. 1 / п. 2) |
8) эффективность бизнес-проекта;
9) балансовый план:
Показатель, тыс. руб. | 20__ г. | 20__ г. | 20__ г. | ||||
I кв. | II кв. | III кв. | IV кв. | всего | |||
1. Денежные средства в наличии на начало периода | |||||||
2. Поступление денежных средств, всего, в том числе | |||||||
2.1 выручка от реализации | |||||||
2.2 кредиты и займы | |||||||
2.3 средства государственной поддержки | |||||||
2.4 прочие поступления | |||||||
3. Текущие денежные платежи, всего, в том числе | |||||||
3.1 покупка сырья, материалов, комплектующих | |||||||
3.2 заработная плата | |||||||
3.3 платные услуги | |||||||
3.4 арендная плата | |||||||
3.5 проценты за кредит | |||||||
3.6 реклама | |||||||
3.7 аудит, консультации | |||||||
3.8 налоги | |||||||
3.9 прочие расходы | |||||||
4. Прочие денежные платежи, всего, в том числе | |||||||
4.1 покупка оборудования | |||||||
4.2 выплата основных сумм по кредиту | |||||||
4.3 резервы | |||||||
4.4 доходы инвестора | |||||||
5. Всего денежных платежей (3+4) | |||||||
6. Денежные средства на конец периода (1 + 2 - 5) |
8. Инвестиционный план содержит расчет инвестиций за счет собственных средств и средств муниципальной поддержки и отражает следующую информацию:
1) обоснование инвестиционного планирования;
2) расчет требуемых инвестиций;
3) условия получения инвестиций и кредитования.
4) источники финансирования:
Показатель | Сумма, тыс. руб. | Доля в инвестиционных затратах, % |
Потребность в средствах для реализации бизнес- проекта (инвестиционные затраты), всего, в том числе | 100 | |
покрываемая за счет собственных источников субъекта бизнеса | ||
покрываемая за счет предполагаемой государственной поддержки бизнес-проекта (гранта) | ||
другие источники |
9. Оценка рисков включает в себя оценку устойчивости бизнеса к возможным изменениям как экономической ситуации в целом (изменение структуры и темпов инфляции, увеличение сроков задержки платежей), так и внутренних показателей бизнес-плана (изменение объемов сбыта, цены продукции). Раздел содержит следующую информацию:
1) оценку производственных рисков (связан с производством продукции, товаров и услуг, с осуществлением любых видов производственной деятельности);
2) оценку коммерческих рисков, возникающий в процессе закупки товаров и оказании услуг;
3) оценку финансовых рисков, вызванные инфляционными процессами, всеобщими неплатежами, колебаниями валютных курсов и пр.;
4) произвести предположительную оценку рисков, связанных с форс-мажорными обстоятельствами.
10. Приложения: баланс, показывающий активы (недвижимость, оборудование, обязательства), письма поддержки от других организации или местных администраций, гарантийные письма или договоры с поставщиками и другие документы, которые использовали для написания бизнес-плана и др.