-Кравченко А.И. Программа курса «Обществознание»для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.. -М.: Русское слово.2006;
- Развёрнутого тематического планирования по программе А.И.Кравченко: «Рабочие программы по обществознанию, экономике, праву»,10 -11 классы /Т.А.Корнева- М:«Глобус»,2008;
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебников:
Ø Учебник. А.И.Кравченко, Певцова Е.А. «Обществознание» 11 класс. М.: Русское слово.2008.
Ø Задачник по обществознанию для 10-11 класса, Кравченко А. И.: учебное пособие -М. Русское слово.2006;
Ø Хрестоматия по обществознанию для 10-11 класса, Кравченко А. И: учебное пособие -М. Русское слово.2006.
дополнительных пособий для учителя:
Ø Книга для преподавателей. Обществознание. Поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко 11 класс. Н.С.Кочетков, Волгоград:«Учитель»,2007;
Педагогические средства: электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия; краткая Российская энциклопедия.
Календарно-тематическое планирование по обществознанию. 11 класс. 68 часов. |
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Виды учебной деятельности | Планируемые результаты освоения материала | Виды контроля,измерители | Домашнее задание | Даты План Факт | ||||||||||||||
План | Факт | |||||||||||||||||||||
Закон и право (13 ч) | ||||||||||||||||||||||
Происхождение права, его формы и структура | Вводный урок | Участие в дискуссиях | Давать определение понятию «право», объяснять сущность отдельных концепций правопонимания, анализируя их положительные и отрицательные стороны | Самостоятельное формулирование собственных заключений и оценочных суждений | Изучить § 1. Ответить на вопросы 1—2 | 3.09 | ||||||||||||||||
Право в системе социальных норм | Урок-лекция | Работа с документами | Разъяснять сущность правовой системы и системы права, характеризовать источники права, объяснять иерархию соподчинения нормативно-правовых актов и действие закона во времени, пространстве и по кругу лиц; аргументирован но доказывать значимость права в обществе, | Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий | § 1,лекция Ответить на вопросы 3-4. | 7.09 | ||||||||||||||||
Отрасли.права | Урок-лекция | Работа с документами | лиц; аргументирован но доказывать значимость права в обществе, его связь с экономическим и политическим уровнем развития государства; научиться отличать правовые нормы от других социальных норм. Знать понятия и термины | Самостоятельное формулирование собственных заключений и оценочных суждений | Прочитать § 1,подготовить сообщения | 10.09 | ||||||||||||||||
Система российского права | Комбини- рованный урок | Понятийный диктант Понятия и термины:правовая система, закон, конституция, права и свободы граждан | Знать, что та- кое правовая система и ее отличие от системы права; как осуществляется законотворчество в РФ. Уметь характеризовать Конституцию РФ. Знать определение гражданства и способы его приобретения | Работа с документом | Написать эссе- «История развития конституционного строя в России» | 14.09 | ||||||||||||||||
Гражданство РФ | Комбинированный урок | Участие в обсуждении вопросов | Знать понятие гражданства, основания приобретения гражданства. Уметь характеризовать основные права и свободы граждан | Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий | Мини-сочинение «Читайте, завидуйте, я - гражданин!..» | 17.09 | ||||||||||||||||
Правосудие в современной России | Комбинированный урок | Уметь разъяснять особенности российского судопроизводства, разбираться в судебной системе страны. Знать понятия и термины | Входной контрольный срез | Учить § 2,ответить на 1-4 вопросы. | 21.09 | |||||||||||||||||
Конституционный суд, Арбитражный суд, суд общей юрисдикции, мировой суд | Комбинированный урок | Участие в обсуждении вопросов | Уметь разъяснять особенности российского судопроизводства, разбираться в судебной системе страны. Знать понятия и термины | Самостоятельное формулирование собственных заключений и оценочных суждений | Написать по заданной теме эссе | 24.09 | ||||||||||||||||
Основные принципы российского судопроизводства | Деловая игра | Участие в обсуждении вопросов | Уметь написать исковое заявление в суд | Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий | Учить § 2,составить исковое заявление в суд. | 28.09 | ||||||||||||||||
Основные принципы российского судопроизводства | Деловая игра | Разработка и презентация проектов по теме | Знать понятия и термины | Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий | Учить § 2,подготовить сообщения. | 1.10 | ||||||||||||||||
Юридическая ответственность | Комбинированный урок | Составление конспекта темы урока | Знать: -юридическая ответственность и в каких случаях она наступает; уметь характеризовать состав правонарушения. | Самостоятельное формулирование собственных заключений и оценочных суждений | § 3,ответить на вопросы1-4.5,6 | 5.10 | ||||||||||||||||
Правонарушения и преступления | Комбинированный урок | Участие в обсуждении вопросов | Знать основные виды наказаний, предусмотренные российским правом Уметь различать конкретные поступки человека с точки зрения правомерного и не правомерного поведения. | Выполнение дифференцированных заданий | Подготовиться к диспуту «Нужна ли смертная казнь» | 8.10 | ||||||||||||||||
Особенности уголовного процесса | Урок- диспут | Разработка и презентация проектов по теме | Знать виды уголовных наказаний и порядок их назначения, виды административного правонарушения и административные взыскания. Знать понятия и термины | Выполнение дифференцированных заданий | Составить схему «Виды административной ответственности», практикум к § 3 (24) | 12.10 | ||||||||||||||||
Виды административного правонарушения и административные взыскания. | диспут | Участие в обсуждении вопросов | Знать виды административного правонарушения и административные взыскания. Знать понятия и термины административная, уголовная, гражданско-правовая ответственность, наказание | Самостоятельное формулирование собственных заключений и оценочных суждений | Выполнить практикум к § 3 | 15.10 | ||||||||||||||||
Гражданские правоотношения 14 ч. | ||||||||||||||||||||||
Гражданские правоотношения: понятие и виды | Лекция | Составление конспекта темы урока | Знать понятия «гражданские правоотношения», их виды. Уметь разъяснять сущность правоспособности и дееспособности правоотношений. | Самостоятельное формулирование собственных заключений и оценочных суждений | § 4, подготовить сообщения. | 19.10 | ||||||||||||||||
Трудовые правоотношения | Комбинированный | Участие в обсуждении вопросов | Знать правовые особенности регулирования основных форм предпринимательской деятельности, особенности регулирования трудовых правоотношений | Составить трудовой договор Административный контрольный срез «Экономика как система.» | Написать заявление о приеме на работу | 22.10 | ||||||||||||||||
Жилищные правоотношения. | Комбинированный | Работа с документами, решение юридических задач | Знать специфику жилищных правоотношений, основания приобретения права собственности на жилье, виды сделок граждан с жильем. | Выполнение дифференцированных заданий | Решить юридические задачи | 26.10 | ||||||||||||||||
Семейные правоотношения | Лекция | Участие в обсуждении вопросов | Знать юридические и правовые основы брака, условия заключения брака, права и обязанности супругов, права и обязанности родителей и детей. | Самостоятельное формулирование собственных заключений и оценочных суждений | Составить брачный договор | 29.10 | ||||||||||||||||
Семья и брак | Объяснение новой темы | Порядок и условия заключения и расторжения брака | Знать порядок и условия заключения и расторжения брака. Уметь составлять брачный договор | Деловая игра «Идеальная семья» | Подготовить сообщения по теме. | 9.11 | ||||||||||||||||
Деловая игра «Идеальная семья» | Деловая игра | Порядок и условия заключения и расторжения брака | Знать порядок и условия заключения и расторжения брака. Уметь составлять брачный договор | Деловая игра «Идеальная семья» | Написать: эссе «Семейная реликвия» | 12.11 | ||||||||||||||||
Имущественные правоотношения | Комбинированный | Участие в обсуждении вопросов | Знать понятие собственности основания для приобретения права собственности, методы защиты права собственности | Работа с документами.промежуточное тестирование | Составить договор купли-продажи, дарения. | 16.11 | ||||||||||||||||
Права потребителя | Деловая игра | Участие в обсуждении вопросов | Иметь навыки грамотного потребительского поведения | Деловая игра «Азбука потребителя» | Решить юридические задачи, подготовить экологический проект. | 19.11 | ||||||||||||||||
Экологическое право | Урок- практикум | Разработка и презентация проектов по теме | Иметь понятие об экологии. Уметь классифицировать экологические правонарушения | Защита экологического проекта | Творческий уровень: разработка правил экологического поведения | 23.11 | ||||||||||||||||
Поведение человека в правовой сфере «Права и обязанности налогоплательщика». | Семинарское занятие | Разработка и презентация проектов по теме | Знать причины нарушения закона, способы решения проблем | Ответы на семинаре, промежуточный тест | Повторить все термины, готовить отвеет на проблемный вопрос «Касаются ли нормы частного права лиц, не обладающих дееспособностью?» | 26.11 | ||||||||||||||||
Неимущественные права | Комбинированный | Составление конспекта темы урока | Уметь грамотно защищать свои имущественные и неимущественные права | Промежуточный тест | Готовиться по индивидуальным карточкам | 30.11 | ||||||||||||||||
Международное Гуманитарное право | Урок-лекция | Понятие и система | Знать понятие международного права, международного гуманитарного права | Работа с документами | Написать эссе «Геноцид как крайнее проявление агрессии» | 3.12 | ||||||||||||||||
Почетное право – защита Родины | Урок-лекция | Участие в обсуждении вопросов | Знать порядок призыва на военную службу, условия отсрочек, правовое регулирование воинской Службы. | Самостоятельное формулирование собственных заключений и оценочных суждений | Мини исследование «Военная служба - долг или призвание?» Повторить пройденный материал. | 7.12 | ||||||||||||||||
Повторительно-обобщающий урок Гражданские правоотно шения | Контрольная работа | Индивидуальные работы | Знать материал раздела «Закон и право»,основные понятия и термины. | Тестирование | Работать над ошибками. | 10.12 | ||||||||||||||||
Социальная система общества | ||||||||||||||||||||||
Социальная структура и социальные отношения | Комбинированный | Участие в обсуждении вопросов | Уметь объяснять сущность Социальной стратификации анализировать положение людей, принадлежащих к определенному социальному классу. Знать понятия и термины: неравенство, рабство, каста, сословие, титул, класс, открытое и закрытое общество | Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий, | § 4,прочитать, подготовить сообщения. | 14.12 | ||||||||||||||||
Социальная стратификация. | Комбинированный | Участие в обсуждении вопросов | Уметь анализировать положение людей, принадлежащих к определенному социальному классу. Знать понятия и термины: стратификация, неравенство, рабство, каста, сословие, титул, класс, открытое и закрытое общество | Выполнение дифференцированных заданий | практикум, в. 1,2. Творческий уровень: сочинение-размышление «Как влияет экономическое и политическое развитие современной России на социальную стратификацию?» | 17.12 | ||||||||||||||||
Социальная мобильность | Комбинированный | Составление конспекта темы урока | Уметь разъяснять сущность социального статуса, характеризовать основные виды социальной мобильности, анализировать конкретные ситуации, способствующие социальному продвижению личности. Знать понятия и термины:социальный статус,.мобильность:горизонтальная и | Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий, | Изучить: § 6: в. 1-3.в. практикум, в. 2 | 21.12 | ||||||||||||||||
Молодёжь как социальная группа | Урок-беседа | Участие в обсуждении вопросов | Знать, что представляет собой молодежь как социальная группа, особенности молодежной культуры и субкультуры | Выполнение дифференцированных заданий | Подготовить сообщения о молодежных субкультурах | 24.12 | ||||||||||||||||
Семья как социальный институт Семья и брак, их функции | Комбинированный урок Комбинированный урок | Разработка и презентация проектов по теме | Разъяснять сущность института брака и его правовое регулирование. Знать права и обязанности супругов, родителей и детей. Знать основные варианты добрачного поведения. Уметь анализировать различные виды семей и взаимоотношения их членов. Знать понятия и термины | Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий, | § 7,подготовиться к тесту Изучить § 7,ответить на вопросы | 11.01 14.01 | ||||||||||||||||
Демографиче- ская политика | Комбини- рованный урок | - Составление конспекта темы урока | Знать особенности демографической ситуации в России, меры преодоления демографического кризиса | Работа с документами | Творческий уро- вень: демографическое исследование «Динамика рождаемости за последние 15 лет» | 18.01 | ||||||||||||||||
Как можно добиться успеха в бизнесе и личной жизни? | Урок-диспут | Участие в обсуждении вопросов | Знать особенности социальной стратификации в современном российском обществе | Тест | Сочинение -рассуждение «Возможно ли добиться успеха?» | 21.01 | ||||||||||||||||
Социальная стратификация в современном российском обществе | Урок-диспут | Разработка и презентация проектов по теме | Знать особенности социальной стратификации в современном российском обществе | Тест | Выполнить задания теста | 25.01 | ||||||||||||||||
Повторительно- обобщающий урок Социальная система общества | Контрольный урок по теме | Индивидуальная работа | Знать материал раздела «Социальная система общества», основные понятия и термины | Тестирование | Работать над ошибками | 28.01 | ||||||||||||||||
Взаимодействие людей в обществе (Пч) | ||||||||||||||||||||||
Социальное взаимодействие | Комбинированный урок | , Разработка и презентация проектов по теме | Уметь разъяснять сущность социального взаимодействия, характеризовать основные элементы и формы социального взаимодействия. Уметь анализировать определенные поступки людей, используя научные знания о социальном взаимодействии людей. Знать понятия и термины | Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий, | Прочитать,ответить на вопросы § 8 | 1.02 | ||||||||||||||||
Деятельность и поведение | Комбинированный урок | Составление конспекта темы урока | Знать определение деятельности и ее виды. Знать понятия и термины деятельность, конфликт, паника | Выполнение дифференцированных заданий | § 8.подготовить выступления | 4.02 | ||||||||||||||||
Конфликт и основные способы его разрешения Социальное и протестное движение, их характеристика и масштабность | Урок- диспут Урок- диспут | Участие в обсуждении вопросов | Пояснять сущность социальной напряженности в обществе. Знать особенности возникающих в обществе конфликтов, уметь давать советы по их разрешению, используя разные способы, известные в науке, характеризовать протестные формы поведения людей. | Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий, | § 9 (30). Изучить и ответить на вопросы. § 9 прочитать,подготовить выступления | 8.02 11.02 | ||||||||||||||||
Социальный контроль | Комбинированный | Составление опорной схемы урока . | Уметь давать определение понятию «социальный контроль», характеризовать особенности социальных норм и санкций, разъяснять особенности самоконтроля, характеризовать конкретные проявления внешнего контроля. Знать понятия и термины | Выполнение дифференцированных заданий | § 10 прочитать, выполнить практикум. | 15.02 | ||||||||||||||||
Отклоняющееся (девиантное)поведение. | Урок- исследование | Участие в обсуждении вопросов | Уметь характеризовать сущность девиантного поведения, его формы. Знать понятия и термины | Социологическое исследование | § 11прочитать,подготовить выступления | 18.02 | ||||||||||||||||
Противоправное поведение | Урок- исследование | Разработка и презентация проектов по теме | Знать понятия и термины | Социологическое исследование | Выполнить тестовые задания | 22.02 | ||||||||||||||||
Борьба с девиациями | Комбинированный | Составление опорной схемы урока | Уметь выделять особенности делинквент-ного поведения, пояснять причины отклоняющегося поведения | Беседа, фронтальный опрос, развёрнутые монологические ответы | Проблемный вопрос «Нужна ли России «сильная рука», чтобы покончить с преступностью?» | 25.02 | ||||||||||||||||
Проблемы и противоречия в поведении человека в обществе | Урок конференция | Участие в обсуждении вопросов | Знать причины конфликтов, способы их разрешения. Уметь контролировать собственное поведение. | Выступления на конференции | Написать эссе «Может ли быть конфликт самим собой?» | 29.02 | ||||||||||||||||
Проблемы и противоречия в поведении человека в обществе | Урок конференция | Разработка и презентация проектов по теме | Знать причины конфликтов, способы их разрешения. Уметь контролировать собственное поведение. | Выступления на конференции | Работать по материалам ЕГЭ, решать С задания по теме | 3.03 | ||||||||||||||||
Повторительно-обобщающий урокВзаимодействие людей в обществе | Контрольная работа по теме | Индивидуальные работы | Тестирование | Работать по материалам ЕГЭ, решать С задания, по теме | 7.03 | |||||||||||||||||
Культура и духовная жизнь | ||||||||||||||||||||||
Этическая основа культуры | Урок-диспут | Участие в обсуждении вопросов | Понимать, что подразумевается под понятием «культура» в современной науке, характеризовать ценности, являющиеся стержнем культуры. Знать понятия и термины: культура, ценность | Беседа, фронтальный опрос, развёрнутые монологические ответы | Изучить § 12,выполнить задания | 10.03 | ||||||||||||||||
Мораль и нравственность | Урок-беседа | Разработка и презентация проектов по теме | Знать понятие морали, нравственности. Уметь объяснять особенности морально-нравственных и этических принципов, господствующих в обществе. | Выполнение дифференцированных заданий | Изучить § 12 Проблемное задание: в. 4, 5 | 14.03 | ||||||||||||||||
Нравственные чувства | Комбини рованный урок | Составление опорной схемы урока | Уметь объяснять нравственные чувства людей и их влияние на поведение, разъяснять сущность морали и морального поведения. Знать понятия и термины | Беседа, фронтальный опрос, развёрнутые монологические ответы | Изучить § 13 (34). в. 1-3. | 17.03 | ||||||||||||||||
Моральное поведение | Комбини рованный урок | Участие в обсуждении вопросов | Разъяснять сущность морали и морального поведения. Знать понятия и термины | Выполнение дифференцированных заданий | Решить проблемный вопрос «Возможно ли и необходимо ли оставаться моральным человеком в аморальном обществе?»-рассуждение в виде эссе | 31.03 | ||||||||||||||||
Нравственные категории и добродетели Милосердие, долг | Комбини рованный урок Комбиниро -ванный урок | Разработка и презентация проектов по теме | Уметь разъяснять сущность нравственных категорий, характеризовать проявления добра и зла, добродетели и порока, стыда и совести, милосердия. Знать понятия и термины:нравственные категории, добро и зло, добродетель и порок, стыд и совесть, милосердие, долг | Беседа, фронтальный опрос, развёрнутые монологические ответы Выполнение дифференцированных заданий | Изучить § 14 (35). в. 1—4. в. 7. Написать сочинение-рассуждение на тему «Исчезнет ли зло, если все люди станут добрыми?» | 4.04 | ||||||||||||||||
7.04 | ||||||||||||||||||||||
Счастье, удовольствие, гедонизм Счастье, удовольствие, гедонизм | Пресс конференция Пресс конференция | Участие в обсуждении вопросов Разработка и презентация проектов по теме | Уметь разъяснять основные концепции понимания счастья, характеризовать гедонизм и его проявления. Знать понятия и термины | Выступления на пресс-конференции Беседа, фронтальный опрос, развёрнутые монологические ответы | Изучить § 15 в. 1-2. практикум, в. 2 (работа по группам). Написать сочинение- рассуждение на тему «Возможно ли счастье без добра?» | 11.04 | ||||||||||||||||
14.04 | ||||||||||||||||||||||
Справедливость и равенство | Урок-беседа | Участие в обсуждении вопросов | Уметь оценивать поведение людей с точки зрения соблюдения принципа справедливости. Знать основные представления о сущности справедливости в истории и современности. Знать понятия и термины:справедливость, равенство | Выполнение дифференцированных заданий | Изучить §16,подготовиться к тесту, написать эссе «Всеобщее равенство означает...» | 18.04 | ||||||||||||||||
Проблемы духовной жизни человека и общества Мораль и моральное поведение | Семинарское занятие Семинарское занятие | Участие в обсуждении вопросов Разработка и презентация проектов по теме | Знать признаки социального и нравственного поведения, методы их реализации в жизни Знать признаки социального и нравственного поведения, методы их реализации в жизни | Выступления на семинаре. Тест | Ответить на проблемный вопрос «Применимо ли понятие социальной справедливости к современному российскому обществу?» Знать все понятия по теме. | 21.04 | ||||||||||||||||
21.04 | ||||||||||||||||||||||
Повторительно-обобщающий урок Культура и духовная жизнь | Контрольный урок по теме | Знать материал раздела «Культура и духовная жизнь», основные понятия и термины | Тестирование | Работать над ошибками | 25.04 | |||||||||||||||||
Внутренний мир и социализация человека (6 ч) | ||||||||||||||||||||||
Структура человеческой психики Структура человеческой психики | Урок-лекция Комбинированный урок | Составление опорной схемы урока Составление опорной схемы урока | Уметь объяснять сущность психики как особой формы отражения действительности. Уметь анализировать роль природных и социальных факторов в процессе эволюции человека, объяснять структуру человеческой психики. Знать понятия и термины | Промежуточный тест Беседа, фронтальный опрос, развёрнутые монологические ответы | Для всех учащихся изучить § 17 (38). в. 1-2. Изучить § 17 (38: в. 3, практикум | 28.04 | ||||||||||||||||
2.05 | ||||||||||||||||||||||
Элементы человеческой психики и сознания | Комбинированный урок | Составление опорной схемы урока | Знать сущность инстинктов и рефлексов, разъяснять особенности потребностей человека, характеризовать привычки людей, разъясняя их виды, характеризовать мотивы действий человека, разъяснять основные виды деятельности человека Знать понятия и термины: инстинкты, рефлексы, потребности, привычки, мотивы, чувства, эмоции, рассудок, разум, дух, личность, деятельность | Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. | Изучить 18(39), в. 1-4. Конструктивный уровень: практикум. Творческий уровень: в. 5 | 5.05 | ||||||||||||||||
Влияние общества на личность | Семинарское занятие | Составление опорной схемы урока | Уметь объяснить сущность социализации личности, объяснять взаимоотношения родителей и детей, характеризовать основные проблемы подросткового периода. Знать понятия и термины:социализация, взаимоотношения, окружение | Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. | Изучить § 19 (40), подготовиться к тесту. Репродуктивный уровень: в. 1,2, 4,5. Творческий уровень: в. 6 | 9.05 | ||||||||||||||||
Проблемы социализации человека Проблемы социализации человека | Семинарское занятие Семинарское занятие | Составление опорной схемы урока Разработка и презентация проектов по теме | Знать материал раздела «Внутренний мир и социализация человека», ос новные понятия и термины | Выступления на семинаре Тест | Для всех учащихся: подготовиться к итоговой контрольной работе. Написать мини-сочинение «Роль сверстников в моей жизни» | 12.05 16.05 | ||||||||||||||||
67- | Повторительно-обобщающий урок «Внутренний мир и социализация человека» Итоговое занятие | Контрольный урок по теме Итоговой контрольный урок | Индивидуальные работы | Знать материал курса «Обществознание. 11 класс», основные понятия и термины | К/р тестирование | Повторить весь курс. Работать над ошибками | 19.05 23.05 | |||||||||||||||
Литература
Учебник:
Ø Учебник. А.И.Кравченко, Певуцова Е,А, «Обществознание» 10 класс. М.: Русское слово.2008;
Ø Задачник по обществознанию для 10-11 класса, Кравченко А. И.: учебное пособие -М. Русское слово.2006;
Ø Хрестоматия по обществознанию для 10-11 класса, Кравченко А. И: учебное пособие -М. Русское слово.2006.
дополнительные пособия для учителя:
Ø Книга для преподавателей. Обществознание. Поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко 11 класс. Н.С.Кочетков, Волгоград:«Учитель»,2007;
Ø Программа курса «Обществознание»для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Кравченко А. И -М.: Русское слово.2006.
Педагогические средства:
электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия;
краткая Российская энциклопедия;
диск «Обществознание»интерактивный тренинг-подготовимся к ЕГЭ-2008,2009;
электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия; краткая Российская энциклопедия, диск «Обществознание»; интерактивный тренинг-подготовимся к ЕГЭ-2008.