ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Среднего профессионального образования
«Пермский педагогический колледж № 1»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
При изучении курса
ОП. 03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена профессионального цикла
Основной профессиональной образовательной программы
по специальности 44.02.01
Дошкольное образование
Углубленной подготовки
ПЕРМЬ, 2015
ОДОБРЕНО Кафедрой дошкольной и специальной дошкольной педагогики и психологии Заведующий кафедрой_______________ Т.Н. Маторнова | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ________________ Г. М. Фотеева | |||
Разработчик: Рыбакова Вера Николаевна, преподаватель высшей категории
Эксперты:
Внутренняя экспертиза
Техническая экспертиза: Самойленко Т.Г., преподаватель отв. за НМР, кандидат педагогических наук
Подпись______________________
Дата «____»_________________2015г.
Содержательная экспертиза: Коптелова Н.С. преподаватель первой категории ГБПОУ ППК№1
Подпись______________________
Дата «____»_________________2015г.
Содержание
Стр.
Пояснительная записка ………………………………...................................4
Задания для самостоятельной работы………………… …………………...5 -44
Глоссарий………………………………………………………………….
Рекомендуемая литература……………………………..54
Пояснительная записка
Данные методические рекомендации используются при выполнении самостоятельной работы в курсе дополнительного профессионального образования (переподготовка и курсы повышения квалификации) для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и содержат задания для освоения содержания дисциплины ОП. 03«Возрастная анатомия, физиология и гигиена», список рекомендованной литературы, глоссарий.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
· определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;
· применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
· оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
· проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
· обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе, при организации обучения и воспитания дошкольников;
· учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени при проектировании и реализации образовательного процесса.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
· основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;
· основные закономерности роста и развития организма человека;
· строение и функции систем органов здорового человека;
· физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
· возрастные анатомические и физиологические особенности детей;
· влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
· основы гигиены детей;
· гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
· основы профилактики инфекционных заболеваний;
· гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КУРСА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Раздел I. Рост и развитие организма.
ТЕМА1: «Антропометрический метод изучения роста и развития».
ЦЕЛЬ: Знакомство с антропометрическими методами изучения роста и развития организма на примере самообследования.
Дидактические единицы темы: «Рост и развитие».
Понятие роста и развития. Методы изучения роста и развития Критические периоды развития. Закономерности роста и развития. Возрастная периодизация. Возрастной период. Характеристика возрастных периодов.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Уровень физического развития человека определяют совокупностью методов, основанных на измерениях морфологических и функциональных признаков. К морфологическим относятся: длина и масса тела, окружности грудной клетки, пропорциональность телосложения, гибкость тела и др. К функциональным относятся: жизненная емкость легких, мышечная сила рук и др.
1. Рассчитать индекс массы по формуле: , где: m — масса тела в кг h — рост в метрах
В соответствии с рекомендациями ВОЗ разработана следующая интерпретация показателей ИМТ
Индекс массы тела | Соответствие между массой человека и его ростом |
16 и менее | Выраженный дефицит массы |
16—18 | Недостаточная (дефицит) масса тела |
18—25 | Норма |
25—30 | Избыточная масса тела (предожирение) |
30—35 | Ожирение первой степени |
35—40 | Ожирение второй степени |
40 и более | Ожирение третьей степени |
2. Рассчитать свой идеальный вес по формуле:ИВ = 50 кг. + (Рост, см. минус 150) умножить на 0,75.
3. Рассчитать теоретический собственный рост по формуле:
Формула для юношей: (рост отца + рост матери × 1,08): 2;
Формула для девушек: (рост отца × 0,923 + рост матери): 2.
4. Рассчитать пропорции своего тела по формуле:
П = Б: (Н + Р + Ш), где П – пропорции, Б – окружность бедер, Н – окружность голени, Р – окружность плеча, Ш – окружность шеи. Идеальным считается показатель 0,54-0,62%.
Талия должна соответствовать 2/3 от объема вашей груди или бедер.
5. Рассчитать свою ЖЕЛ.
Исходя из показателей роста в метрах и возраста в годах (В), ЖЕЛ (в литрах) можно рассчитать по следующим формулам:
для мужчин ЖЕЛ = 5,2×рост — 0,029×В — 3,2;
для женщин ЖЕЛ = 4,9×рост — 0,019×В — 3,76;
для девочек до 17 лет при росте до 1,75 м ЖЕЛ = 3,75×рост — 3,15;
для мальчиков того же возраста при росте до 1,65 м ЖЕЛ = 4,53×рост — 3,9, а при росте свыше 1,65 м — ЖЕЛ = 10×рост — 12,85
6. Какое практическое значение имеет антропометрия в оценке роста и развития ребенка дошкольного возраста?
7. Составьте диаграмму (таблицу) изменения морфологических и функциональных признаков роста и развития у детей различных возрастных периодов.