Народная – анонимная: фольклор, былины и т. д.
Массовая – коммерческая направленность, массовая аудитория, простота и зрелищность.
Элитарная – для узкого круга, непонятна большинству, нет быстрой прибыли, авторская оценка.
Субкультура – неформальность, для определённого круга лиц.
Антикультура (контркультура) – противопоставление общей культуре.
Наука (деятельность, направленная на получение, обоснование и систематизацию новых знаний о мире) | Искусство (творческая деятельность человека в виде художественных образов) |
Объективность, обоснованность, достоверность, систематизация. | Субъективность, образность. |
Естественные (биология, химия, физика) Точные (математика) Гуманитарные (история, филология) | Архитектура, живопись, музыка, театр, кино, скульптура и др. |
Образование – процесс воспитания и обучения человека.
Уровни в РФ:
· дошкольное (детсад; ясли)
· общее (лицей, школа, гимназия) – начальное (1-4), неполное общее (5-9 обязательное), полное общее (10-11)
· профессиональное – начальное (училище), среднее (колледж), высшее (ВУЗы)
· дополнительное (кружки, секции, и тд.
Тенденции в развитии современного образования:
· Непрерывность образования.
· Гуманизация – учитываются интересы личности.
· Гуманитаризация – повышение роли общественных дисциплин.
· Интернацинализация – создание единой системы образования для различных стран.
Религия – форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное (культ, ритуал, поклонение, церковь)
национальные | мировые |
Конфуцианство (Китай), синтоизм (Япония), иудаизм (Израиль) | Христианство, ислам, буддизм |
Широкое распространение, наличие организации, стремление обратить в свою веру других. |
Мораль – регулятор общественных отношений, представления о добре и зле (неформальный характер – общественное и личное порицание)
долг | свобода | ответственность |
добровольное моральное обязательство | возможность делать то, что не запрещено законом | оценка этих действий другими людьми или обществом |
Нравственность – реальные поступки в соответствии с нормами морали. Золотое правило – Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Этика – правильно, неправильно. Эстетика – красиво, безобразно
Экономика – наука о хозяйстве, способах его ведения, отношениях между людьми в процессе производства, закономерностях протекания хозяйственных процессов.
Главная проблема – ограниченность ресурсов, которую невозможно решить. Основные вопросы: что, как, для кого.
Стадии (фазы) экономической деятельности:
· Производство
· Распределение
· Обмен
· Потребление
Типы экономических систем
Традиционная экономика | Командно-административная(плановая, директивная, централизованная) | Рыночная экономика |
Натуральное хозяйство Преобладание аграрного сектора Отсталые технологии примитивные орудия труда Особая роль традиций в производстве | Государственная собственность Централизованный орган управления экономикой Плановая система Отсутствие конкуренции Государственное ценообразование | Доминирование частной формы собственности при равноправии со всеми остальными. Свободное ценообразование (взаимодействие спроса и предложения) Конкуренция Свобода экономической деятельности |
Факторы производства (ресурсы) и доходы
фактор производства | Труд | Земля | Капитал | Предпринимательство |
факторный доход | Зарплата | Рента | Процент | Прибыль |
Спрос – желание и возможность приобрести товар по конкретной цене в определенное время.
Предложение – желание произвести и продать товар или услугу по конкретной цене в определенное время.
Равновесная цена (сбалансированная) — цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить. Спрос равен предложению.
Спрос больше предложения – на рынке дефицит, цена повышается.
Спрос меньше предложения – на рынке избыток, цена понижается.
Собственность
экономическая | юридическая |
государственная, муниципальная, частная, кооперативная (пайщики) | иметь, пользоваться, распоряжаться |
Инфляция – повышение общего уровня цен на товары и услуги (дефляция - наоборот).
Безработица – социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у части экономически активного населения.
Виды конкуренции:
· Чистая конкуренция
· Несовершенная конкуренция: чистая монополия (один), монополистическая (много), олигополия (несколько)
Деньги — специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.
Функции денег:
· Мера стоимости (измерение стоимости товаров путем установления цен)
· Средство обращения (оплата приобретаемых на рынке товаров)
· Средство платежа (реализация товаров в кредит, т.е. с отсрочкой платежа)
· Средство накопления
Государственный бюджет – совокупность финансовых смет, в которых указывается уровень доходов и расходов государства.
Доходы: налоги, продажа госимущества, от целевых бюджетных фондов, экспорт.
Расходы: аппарат управления, оборона, социальные нужды, государственный долг.
Расход больше дохода – это дефицит;
Расход равен доходу – это баланс;
Расход меньше дохода – это профицит
Роль государства: сбор налогов, антимонопольное законодательство, поддержка незащищённых слоёв населения, защита различных форм собственности, создание общественных благ (образование, медицина, благоустройство и т.д.)
Приватизация – передача собственности в частные руки.
Национализация – переход всей собственности государству.
Налог – обязательный платеж, взимаемый органами государственной власти на обеспечение деятельности государства.
прямые | косвенные |
доход (зарплата), имущество, прибыль, транспорт | акцизы, пошлины, добавленная стоимость, гербовые сборы, с продаж |
Предпринимательство – деятельность на свой страх и риск ради получения прибыли.
Разделение труда – это распределение и закрепление производственных операций между участниками трудового процесса.
Специализация – это сосредоточение определённой деятельности у того, кто справляется с ней лучше других.
Заработная плата – вознаграждение за труд.
Повременная зависит от количества времени и квалификации.
Сдельная от количества и качества продукции (производительность труда – количество продукции за промежуток времени)
Социальная дифференциация – разделение общества на социальные группы, занимающие разное положение в обществе на основе неравенства (заработок, род занятий, брак).
Социальная мобильность – переход людей между социальными группами.
· Индивидуальная и групповая
· Горизонтальная (смена статуса, переезд) и вертикальная: восходящая (повышение) и нисходящая (понижение)
Маргиналы – люди, занявшие промежуточное положение между социальными группами.
Люмпены – люди, опустившиеся на «дно» социальной лестницы.
Социальная группа – общность людей, объединенная по социально значимому признаку.
Классификации соц. групп:
· Большие и малые (семья)
· Формальные (официальные) и неформальные (неофициальные)
· Устойчивые и временные
Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая по возрасту и особенностям социального положения.
Черты молодежи:
· Высокая инициативность
· Высокая мобильность
· Несформировавшееся мировоззрение
· Стремление выделиться
· Освоение новых соц. ролей
Этнические общности:
· Род (родственники)
· Племя (совокупность родов)
· Народность (складывается при наличие соц. структур)
· Нация (складывается при формировании государства, национальной экономики, наличии историко-культурного прошлого)
Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общностью культуры, языка, сознанием единства.
Социальная норма – общепризнанное правило поведения, обеспечивающее стабильность социального взаимодействия.
Виды социальных норм.