Положение
О внутренней системе оценки качества образования
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 214городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
Общие положения
1.1.Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования (далее – Положение) определяет цели, задачи, принципы внутренней системы оценки качества образования (далее ВСОКО) в МАДОУ Детский сад № 214 городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ее организационную и функциональную структуру.
1.2.Положение представляет собой локальный акт, разработанный в соответствии с действующими правовыми и нормативными документами системы образования:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012г.;
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155;
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 N 30038);
- СанПин 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» утверждённых Главным санитарным врачом РФ 27.10.2020 г.;
- Устав МАДОУ Детский сад № 214.
1.3.В настоящем Положении используются следующие термины:
Качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования (образовательным стандартам) и потребностям заказчика, в том числе степень достижения воспитанниками планируемых результатов освоения основной образовательной программы (далее – ООП) дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ).
Качество условий – выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в дошкольном учреждении; реализация мер по обеспечению безопасности воспитанников в организации образовательного процесса.
Государственный образовательный стандартдошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования.
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта.
Педагогическая диагностика – система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая отслеживание результатов освоения основной образовательной программы детского сада, состояния и прогнозирования ее развития.
1.4. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:
· отчеты деятельности педагогов МАДОУ Детский сад № 214;
· карты анализа образовательной и иной деятельности, проводимой педагогами МАДОУ Детский сад № 214;
· анкетирование педагогов и родителей (законных представителей);
· данные полученные в результате проведения контрольной деятельности (тематический, оперативный, итоговый, контроль)
1.5. ДОУ обеспечивает разработку и реализацию материалов ВСОКО, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов.
1.6. Положение распространяется на деятельность всех работников ДОУ, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на работников, работающих по совместительству.
1.7. Срок данного Положения не ограничен. Положение действует до принятия нового.
Основные цели, задачи, функции и принципы ВСОКО.
2.1.Целью организации ВСОКОявляется качественнаяоценкаусловий обеспечения образовательной деятельности, организации образовательного процесса, качество результата образовательной деятельности учреждениядля определения факторов и своевременного выявления изменений, влияющих на качество образовательного процесса вМАДОУ Детский сад № 214.
2.2.Задачами ВСОКО являются:
¾ Получение объективной информации о функционировании и развитии дошкольного образования в ДОУ, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на динамику качества образования.
¾ Организационное и методическое обеспечение сбора, обработки, хранения информации о состоянии и динамике показателей качества образования.
¾ Предоставление всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования.
¾ Принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений.
¾ Прогнозирование развития образовательной системы ДОУ.
2.3.Основными принципами ВСОКОДОУ являются целостность, оперативность, информационная открытость к результатам.
Реализация ВСОКО.
3.1. Реализация ВСОКО осуществляется на основе нормативно-правовых актов Российской Федерации, регламентирующих реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования.
3.2. Мероприятия по реализации целей и задач ВСОКО планируются на основании Программы организации внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) в МАДОУ Детский сад № 214.
3.3. Оценивание эффективности ВСОКО в ДОУпроводится по следующим блокам:
¾ Блок № 1. Оценка качества условий реализации Программы (психолого-педагогических, кадровых, материально-технических, развивающей предметно-пространственной среды);
¾ Блок №2. Оценка качества образовательной деятельности;
¾ Блок № 3. Оценка воспитательной работы;
¾ Блок № 4. Оценка качества услуг по присмотру и уходу воспитанников;
¾ Блок № 5. Оценка взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
3.3.1. Блок 1. Оценка качества условий реализации Программы (психолого-педагогических, кадровых, материально-технических, предметно-пространственной среды) содержит:
1. Требования к психолого-педагогическим условиям реализациирограммы (п.3.2, 3.2.1 ФГОС):
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих ихвозрастным и индивидуальным особенностям;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальнуюситуацию его развития;
- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видахдеятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видахдеятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности иобщения.
2.Требования к развивающей предметно-пространственной среде (п.3.3.ФГОС):
- насыщенность предметно-пространственной среды;
- трансформируемость пространства;
- полифункциональность игровых материалов;
- вариативность предметно-пространственной среды;
- доступность предметно-пространственной среды;
- безопасность предметно-пространственной среды.
3. Требования к кадровым условиям реализации Программы (п.3.4.ФГОС):
- квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в ЕКС, в том числе при работе в группах для детей с ОВЗ и детей инвалидов;
- должностной состав и количество работников, необходимых для реализации Программы;
- обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей (п. 3.4.2 ФГОС).
4. Требования к материально-техническим условиям реализации Программы (п.3.5 ФГОС):
- наличие средств обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
- обеспечение программы учебно-методическими комплектами, оборудованием, оснащение (предметы);
- материально-техническое обеспечение Программы.
3.3.2. Блок № 2. Оценка качества образовательной деятельности включает:
- анализ содержания Программы, обеспечивающее развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности с учетом образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие (п.2.6.ФГОС);
- оценка индивидуального развития детей педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования п.3.2.3.ФГОС);
- использование педагогической диагностики (мониторинга) для решения образовательных задач (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития п.3.2.3 ФГОС);
- анализ планируемых результатов освоения программы с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья п.2.11.1);
- вовлечение воспитанников в образовательную деятельность, участие в мероприятиях (участие в праздниках, конкурсах, олимпиадах и т.д.) (п.3.2.5.ФГОС).
3.3.3. Блок 3. Оценка воспитательной работы включает:
¾ Реализацию программы воспитания;
¾ Вовлечение воспитанников в образовательную деятельность, участие в мероприятиях (участие в праздниках, конкурсах, олимпиадах и т.д.) (п.3.2.5.ФГОС).
3.3.4. Блок 4. Оценка качества услуг по присмотру и уходу воспитанников включает:
¾ Анализ состояния здоровья воспитанников (становление ценностей здорового образа жизни п.2.4 ФГОС);
¾ Анализ распорядка и/или режима дня в ДОО (п. ФГОС);
¾ Анализ организации питания в ДОО.
3.3.5. Блок 5. Оценка взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников включает:
¾ оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития (1.7.ФГОС);
¾ анализ текста краткой презентации Программы (характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей п.2.13 ФГОС);
¾ создание условий для участия родителей (законных представителей)в образовательной деятельности (п.3.1.ФГОС);
¾ поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность (п.3.2.1.ФГОС).
3.4. Педагогический совет дошкольного учреждения может определить дополнительные вопросы оценки.
3.5. Периодичность проведения оценки качества образования, формы проведения устанавливаются решением общего собрания работников и утверждаются приказом заведующего МАДОУ Детский сад № 214.
Организация ВСОКО.
4.1. Организацией оценки качества образования и интерпретацией полученных результатов, занимается: администрация дошкольного учреждения, творческая группа педагогов,общее собрание работников учреждения родительский комитет.
4.2. Администрация МАДОУ Детский сад № 214:
регулирует функционирование ВСОКО в ДО, утверждает локальные акты и контролирует их исполнение;
принимает участие в разработке мероприятий, направленных на совершенствование ВСОКО в дошкольном учреждении;
обеспечивает предоставление информации о качестве образования на различные уровни системы оценки качества образования; формирует информационно – аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы дошкольного учреждения за учебный год, самообследование деятельности образовательного учреждения);
принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО.
4.3. Творческая группа педагогов:
разрабатывает мероприятия, направленные на совершенствование ВСОКО в дошкольном учреждении;
разрабатывает методики оценки качества образования; участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития дошкольного учреждения;
обеспечивает на основе образовательной программы проведение в дошкольном учреждении контрольно-оценочных процедур по вопросам качества образования;
осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития ДОУ; анализирует результаты оценки качества образования на уровне дошкольного учреждения;
организует изучение информационных запросов основных пользователей ВСОКО;
готовит предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне ДОУ.
4.4. Общее собрание работников учреждения:
принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в дошкольном учреждении;
заслушивает информацию и отчеты творческой группы, планирует деятельность на основании отчета.
4.5. Родительский комитет:
принимает участие в разработке мероприятий, направленных на совершенствование ВСОКО в дошкольном учреждении, принимает участие в их реализации;
заслушивает информацию и отчеты творческой группы, планирует деятельность на основании отчета.
5.Организация педагогической диагностики.
5.1 Педагогическая диагностика позволяет оценить динамику достижений в развитии детей на протяжении всего дошкольного возраста.
5.2. В проведении диагностики участвуют все педагоги.
Основная задача педагогической диагностики - определить степень освоения ребенком образовательной программы и выстроить образовательный процесс на основании данных, полученных в результате диагностики.
5.3. Педагогическая диагностика проводится группой специалистов, куда входят воспитатели, работающие в данной возрастной группе, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
5.4. Педагогическая диагностика осуществляется в течение времени пребывания ребенка в детском саду, исключая время, отведенное на сон. Периодичность педагогической диагностики определяется педагогическим коллективом самостоятельно.
5.5. Для диагностики используется следующий инструментарий:
¾ наблюдение за детьми в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении;
¾ анализ продуктов детской деятельности;
¾ итоговые занятия;
¾ беседы.
5.6. Результаты педагогических наблюдений оформляются воспитателями групп в удобной для них форме. Итоги предоставляются старшему воспитателю в виде аналитической справки, с указанием процента уровня деятельности ребенка по образовательным областям. Материалы диагностики в течение учебного года хранится в группе, в конце учебного года предоставляютсяв методический кабинет и используются только для коррекции образовательной деятельности или построения индивидуального маршрута развития ребенка. Данные диагностики разглашению не подлежат.
5.7. При необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводит педагог-психолог.
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.