Основные научные направления в теории математического развития детей




Практические задания

Сформулировать обоснование к высказыванию: «Настоящее в прошлом, будущее- в настоящем».

Настоящее - в прошлом, так как то, что ты есть сейчас - заслуги твоего прошлого (характер, друзья, отношения, знания, опыт, умение и т. п.). Будущее - в настоящем, так как то, как ты живешь сейчас, к чему стремишься, что делаешь, о чем задумываешься в жизни и т. д. - от всего этого зависит твое будущее.

Дайте краткую характеристику эмпирического этапа становления теории и технологии математического развития

На длительном пути становления методики развития математических представлении у детей дошкольного возраста предосно-ву ее как научной дисциплины составляло устное народное творчество: разнообразные сказки, считалки, поговорки, пословицы, загадки, шутки и т. д. В ходе их освоения дети не только овладевали пересчетом предметов, но и умением воспринимать и осознавать изменения, происходящие в окружающей их действительности: природные, цветовые, пространственные и временные; количественные, изменения по форме, размеру, расположению, пропорциям. Это обеспечивало естественное развитие у детей некоторых представлений, смекалки и сообразительности.

Для первого этапа становления методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста характерно следующее:

Выдвижение и обоснование идей развития у детей количественных, геометрических, пространственных и временных представлений; создание с этой целью предметно-игровой среды (М. Монтессори, Ф. Фребель) и разработка методик овладения действиями сравнения, деления на части, сосчитыва-ния,

измерения и др.

Активный поиск методов обучения и развития детей дошкольного и начального школьного возраста. Ж.1- Интерес к занимательной математике (прикладной) как средству развития детских интересов, приобщения детей к осуществлению умственных усилий, «думанию» и сообразительности.

Щ Отсутствие теоретических и методических разработок, представляющих собой целостную систему развития математических способностей детей дошкольного возраста.

3. Продолжите таблицу базовых теоретических направлений в методике развития математических представлений:

Основные научные направления в теории математического развития детей

 

№п\п Представители направления (авторы) Базовые положения
1. Ж Пиаже, Д. Эльконин, В Давыдов, Н. Поддъяков, А Столяр - наблюдательность, познавательные интересы детей; -умение сравнивать, выявлять зависимости, делать выводы; Осуществление действия в виде «умственного эксперимента»
  А.В.Запорожец, Л.А.Венгер Преимущественное развитие у детей сенсорных процессов и способностей: -включение ребенка в активный процесс по выделению свойств объектов путем обследования, сравнения, результативного практического действия; - самостоятельное и осознанное использование сенсорных эталонов и эталонов мер в деятельности; -использование моделирования («прочтения» моделей и действий моделирования).
  П.Я.Гальперин, Л.С.Георгиев, В.В.Давыдов, Г.А.Корнеева, А.М.Леушина Первоначальное овладение детьми способами практического сравнения величин через выделение в предметах общих признаков – массы, длины, ширины, высоты. Числа осваиваются вслед за упражнениями по сравнению величин путем измерения.
  А.А.Столяр, Р.Ф.Соболевский, Т.М.Чеботаревская, Е.А.Носова, З.А.Михайлова, Л.М. Кларина Становление и развитие определенного стиля мышления в процессе освоения детьми свойств и отношений. Взаимосвязь эмоциональных и познавательных моментов («Чувствовать –познавать, творить»; развитие познавательных эмоций).

 

4. Проанализировать в современных программах развития и воспитания детей дошкольного возраста блок математического развития детей и выделить характерные направления, данные занести в таблицу:

№ п/п Название программы Характерные направления в блоке математического развития детей в разных возрастных группах
  Детство Четвертый год жизни. 2-я младшая группа Различение цветов спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый, освоение 2-4 слов, обозначающих цвет. Узнавание, обследование осязательно-двигательным способом и название некоторых фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест). Использование (при поддержке взрослого) простейших способов обследования с использованием разных анализаторов: рассматривание, поглаживание, ощупывание ладонью, пальцами по контуру, прокатывание,, бросание и др. Освоение слов, обозначающих признаки предметов и обследовательские действия. Сравнение (с помощью взрослого) двух предметов по 1-2 признакам, выделение сходства и отличия. Овладение действием соединения в пары предметов с ярко выраженными признаками сходства, овладение группировкой по заданному предметно образцу и по слову (по цвету, форме, размеру, материалу). Пятый год жизни. Средняя группа. Различение и называние цветов спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; черный, серый, белый; 2-3 оттенка цвета (светло-зеленый, темно-синий). Различение и называние геометрических фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест), воссоздание фигур из частей. Использование сенсорных эталонов для оценки свойств предметов (машина красная, кошка пушистая, чай горячий, стул тяжелый). Сравнение предметов, выделение отличия и сходства по 2-3 признакам, освоение группировки (по цвету, форме, размеру, материалу, вкусу, запаху, фактуре поверхности). Описание предмета по 3-4 основным свойствам. Отражение признаков предметов в продуктивных видах деятельности. Шестой год жизни. Старшая группа. Различение и называние всех цветов спектра и ахроматических цветов (черный, серый, белый), оттенков цвета (темно-красный, светло-серый), 3-5 тонов цвета (малиновый, лимонный, салатный, бирюзовый, сиреневый…), теплых и холодных оттенков. Различение и называние геометрических фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция), освоение способов воссоздания фигуры из частей, деления фигуры на части; освоение умения выделять (с помощью взрослого) структуру плоских геометрических фигур (стороны, углы, вершины). Использование сенсорных эталонов для оценки свойств предметов (фуражка темно-синяя, значок в форме ромба, стакан глубже чашки, книга тяжелее тетрадки). Освоение умений выделять сходство и отличие между группами предметов. Проявление умения сравнивать предметы, выделять3-5 признаков сходства и отличия, группировать предметы по разным основаниям преимущественно на основе зрительной оценки; различать звуки (музыкальные звуки по разным характеристикам: высоте, тембру, громкости, длительности, звуки родного языка). Седьмой год жизни. Подготовительная группа Различение и называние всех цветов спектра и ахроматических цветов:; 5-7 дополнительных тонов цвета, оттенков цвета, освоение умения смешивать цвета для получения нужного тона и оттенка. Различение и называние геометрических фигур (ромб, трапеция, призма, пирамида, куб и др.), выделение структуры плоских и объемных геометрических фигур. Освоение классификации фигур по внешним структурным признакам (треугольные, пятиугольные и т.п.Понимание взаимосвязи(с помощью воспитателя) между плоскими и объемными геометрическими фигурами. Сравнение нескольких предметов по 4-6 основаниямс выделением сходства и отличия. Понимание особенностей свойств материалов (разные виды бумаги, картона, тканей, резины, пластмассы, дерева, металла), осознанный выбор их для продуктивной деятельности.
  От рождения до школы 2-3 год жизни. Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов: много — один (один — много). Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т.д.). Форма. Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар). 3-4 год жизни Количество, счет. Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного». Учить сравнивать две равные (неравные) группы предметов, пользуясь приемами наложения и приложения на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов». Учить уравнивать неравные по количеству группы предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы. Величина. Учить сравнивать два предмета по размеру (длиннее — короче, выше — ниже, больше — меньше). Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами (длинный — короткий, одинаковые (равные) по длине; широкий — узкий, одинаковые (равные) по ширине; высокий — низкий, одинаковые (равные) по высоте; большой — маленький, одинаковые (равные) по величине). Форма. Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание. Ориентировка в пространстве. Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева. Учить различать правую и левую руки. Ориентировка во времени. Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер. 4-5 год жизни Количество, счет. Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множе- ства, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну». Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три — всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1–2, 2–2, 2–3, 3–3, 3–4, 4–4, 4–5, 5–5. Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3». Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет («К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, стало 3 зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну — 3 и 3» или: «Елочек больше (3), а зайчиков меньше (2). Убрали 1 елочку, их стало тоже 2. Елочек и зайчиков стало поровну: 2 и 2»). Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5 (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика). На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве. Величина. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине). Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего). образовательная деятельность с деть ми 4–5 лет Устанавливать размерные отношения между 3–5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины. Вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов («эта (красная) башенка — самая высокая, эта (оранжевая) — пониже, эта (розовая) — еще ниже, а эта (желтая) — самая низкая» и т.д.). Форма. Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательнодвигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.). Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны. Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой — маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др. Ориентировка в пространстве. Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки). Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко, высоко — низко. Ориентировка во времени. Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро — день — вечер — ночь). Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра». 5-6 год жизни Количество и счет. Учить создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их; устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или их равенство. Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах от 5 до 10 (на наглядной основе). Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать один, то станет по 7, поровну»). Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел (5 < 6 на 1, 6 > 5 на 1). образовательная деятельность с деть ми 5–6 лет Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10). Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке (в пределах 10). Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10). Познакомить с цифрами от 0 до 9. Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них. Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 петушков, 5 матрешек, 5 машин — всех игрушек поровну — по 5). Упражнять детей в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета). Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 — это один, еще один, еще один, еще один и еще один. Величина. Учить устанавливать размерные отношения между 5–10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру (розовая лента — самая широкая, фиолетовая — немного уже, красная — еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент и т.д.). Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно — с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов. Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему. Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре). Учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого. Форма. Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником. Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника. Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки — круглые и т. д. Развивать представления о том, как из одной формы сделать другую. Ориентировка в пространстве. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов (я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры); обозначать в речи взаимное распо ложение предметов (справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади — мишка, а впереди — машина). Учить ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу). Ориентировка во времени. Дать детям представление о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки. Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. 6-7 год жизни Количество, счет. Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками. Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами. Знакомить с числами второго десятка. Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10). Учить называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число. Знакомить с составом чисел в пределах 10. Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе). Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет). Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (–) и знаками отношения равно (=), больше (>), меньше (<). Величина. Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета. Делить предмет на 2–8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям. образовательная деятельность с деть ми 6–7 лет Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку). Учить детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Дать представления о весе предметов и способах его измерения. Сравнивать вес предметов (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами. Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры. Форма. Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств. Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой (определения не даются). Учить детей распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам. Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга — круг, из четырех отрезков — четырехугольник, из двух коротких отрезков — один длинный и т.д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу. Учить детей делить геометрические фигуры на равные части (круг на два полукруга, квадрат на два прямоугольника или на два треугольника и пр.) Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению. Ориентировка в пространстве. Учить ориентироваться на ограниченной площади (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.). Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы. Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы). Ориентировка во времени. Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года. Учить пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время». Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час). Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.
  Истоки 4 год жизни Развитие умений выделять в объектах цвет, форму, величину; соотносить окружающие предметы с сенсорными эталонами, использовать эталоны в разных видах практической деятельности. Овладение детьми элементарными приемам группировки, нахождения общего и отличного, выстраивания сериационного ряда из нескольких предметов по одному признаку; сравнения предметов; различения количественных группы предметов и определение их словами (один-много-мало); определения отношений между ними (больше — меньше — поровну) с использованием приемов наложения и приложения одного предмета к другому. Формирование первых пространственных ориентировок и простейших способов размещения конструкций по горизонтали (дорожки разной длины и ширины, заборы разной высоты и формы) и вертикали (башенка, лесенка), а также способов соединения деталей для создания целостной конструкции. 5 год жизни развивает умения детей находить взаимосвязи характеристик предмета: формы, цвета, размера, веса, материала, функционального назначения; Дети сравнивают предметы между собой, замечают их отличия друг от друга, узнают, как они называются (например, тарелка, миска, блюдце имеют разную форму и используются по-разному); учит обобщать предметы по определенным признакам (одежда, посуда, мебель, транспорт; могут плавать, тонуть, летать и т.п.), развивает умение устанавливать связи между назначением предмета и его формой, структурой, материалом, из которого он сделан.  
  Детский сад – дом радости Младший дошкольный возраст Содействовать: — развитию интереса к математической стороне действительности. Количество — овладению представлением о множестве («один» и «много») предметов и явлений в ближнем окружении (в группе, помещении детского сада, дома); умением сравнивать множества по количеству входящих в них элементов без счета (наложением, приложением, графическим соотнесением при помощи стрелки); определять количественный состав числа из единиц в пределах 3; делить предмет на 2 равные части с целью формирования понятия «половина» (одна из двух равных частей) и определения отношений между частью и целым; устанавливать отношения между частью и целым: часть всегда меньше целого; из двух равных частей (половин) можно составить целое. Величина — овладению умениями: выделять отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина); сравнивать два предмета по этим параметрам (наложением, приложением и на глаз); строить сериационные ряды по образцу, по одному или двум признакам одновременно (цвету и величине, величине и форме, длине и ширине и т.д.) из 3—5 предметов; строить сериационный ряд по правилу — расположить предметы в том порядке, который определен устной установкой (например, построить лестницу, располагая бревнышки от самого длинно- го до самого короткого; расставить матрешек в ряд — от самой большой до самой маленькой и т.д., предметный образец при этом отсутствует); — овладению умением измерять и сравнивать окружающие объекты с помощью элементарного измерительного оборудования (кружки различного цвета и размера и т.д.); — ознакомлению с элементарным измерительным оборудованием (линейки различных размеров, кружки различной величины, бумажные кукольные кровати контрастных размеров, узкие и широкие одеяла для куклы), развитие умений использования его в познавательной деятельности. Форма — овладению умением совершать простейший анализ строения геометрических фигур (подсчет вершин, сторон, углов; определение соотношения сторон; отношение к другим, уже известным фигурам) осязательно-двигательным путем под контролем зрения. Ориентировка в пространстве — развитию способности ориентироваться в пространстве (определять расположение предметов справа и слева от себя; внизу, вверху, спереди и сзади от других предметов; двигаться в заданном направлении от других объектов — вперед, назад, вверх, вниз). Ориентировка во времени — развитию способности ребенка ориентироваться во времени: ознакомление с понятием «сутки»: части суток, последовательность смены суток — вчера, сегодня, завтра; ознакомление с текучестью времени, днями недели, временным отрезком «год», его сезонами (временами года). Средний дошкольный возраст Количество Содействовать: — обогащению развития интереса к математической стороне действительности: представлений о множестве как совокупности предметов, имеющих общий признак (один стул, много стульев), и явлений в ближнем окружении (в группе, помещении детского сада, дома); — овладению умением считать предметы в пределах 5, пользуясь правильными приемами: а) называть числительное по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; б) согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже; в) относить последнее число ко всей группе (всего пять деревьев.); — пониманию, что число не зависит от величины предметов, расстояния между ними, от их пространственного расположения и направления счета (слева направо или справа налево). — овладению умением: различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: сколько? который? какой по счету?; сравнивать две группы предметов (один, два — всего два зверя; одна, две, три — всего три птицы; три — больше, а два — меньше); добавлять к меньшей группе недостающий предмет (или убирать из большей группы предмет) и устанавливать равенство между группами, состоящими из одинакового количества разных предметов (здесь три рыбки, а здесь три птички; рыбок и птичек поровну); отсчитывать предметы по образцу или названному числу (отсчитай столько же ложек, сколько тарелок; отсчитай и принеси столько птиц, сколько деревьев у меня; отсчитай три утки, пять уток); — овладению умением определять количественный состав числа из единиц в пределах 5; сравнивать множества по количеству входящих в них элементов без счета практическим способом (наложением, приложением, графическим соотнесением при помощи стрелки); умением образовывать из неравенства равенства (2 больше 1; 3 больше 2 и т.д.; 5 больше 4; если добавить 1, будет по 5, т.е. поровну в обеих группах). — освоению обобщенного представления «число и цифра»; овладению умением узнавать и называть цифры от единицы до пятерки; — развитию понимания «половина» (одна из двух равных частей); становлению умения делить предмет на две равные части и определять отношения между частью и целым: часть всегда меньше целого, из двух равных частей (половин) можно составить целое. Величина Содействовать: — овладению умением выделять и называть отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина), сравнивать два предмета по этим параметрам наложением, приложением и на глаз, а также с помощью третьего предмета — условной меры; — совершенствованию умения строить сериационные ряды по образцу, по одному или двум признакам одновременно (цвету и величине, величине и форме, длине и ширине и т.д.) из 3—5 предметов; строить сериационный ряд по правилу — расположить предметы в том порядке, который определен устной установкой (например, построить лестницу, располагая бревнышки от самого длинного до самого короткого; расставить матрешек в ряд от самой большой до самой маленькой и т.д., предметный образец при этом отсутствует); — расширению представлений об элементарном измерительном оборудовании (линейки различных размеров, кружки различной величины, условные мерки), развитию умения использовать их в познавательной деятельности. Форма Содействовать: — овладению умением совершать простейший анализ строения геометрических фигур (подсчет вершин, сторон, углов; определение соотношения сторон; отношение к другим, уже известным фигурам) осязательно-двигательным путем под контролем зрения; различать и называть предметы круглой, квадратной, треугольной, прямоугольной, овальной формы, а также геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, треугольник, круг; геометрические тела: куб, шар, цилиндр, призма; — развитию умения различать фигуры разных размеров (большой круг — маленький круг, большая призма — маленькая призма и т.п.); определять формы предметов (мяч, арбуз — шар; тарелка, блюдце — круг и т.д.). Ориентировка в пространстве Содействовать: — совершенствованию способности ориентироваться в пространстве: определять расположение предметов справа и слева от себя; внизу, вверху, спереди и сзади от других предметов; двигаться в заданном направлении от себя, от других объектов (вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево, далеко — близко); — овладению умения обозначать словами положение того или иного предмета по отношению к себе (впереди — стол, позади — шкаф, справа — дверь, слева — окно, вверху — потолок, внизу — пол, далеко — стена, а близко — стул). Ориентировка во времени Содействовать: — совершенствованию способности ребенка ориентироваться во времени: закреплять представления о сутках, частях суток, последовательности смены суток — вчера, сегодня, завтра, текучести времени, днях недели, временных отрезках «год», его сезонах (временах года). Старший дошкольный возраст Содействовать: — проявлению и развитию математических способностей и одаренности (признаки: явный интерес к математической стороне действительности, относительно быстрое и прочное овладение математическими знаниями, умениями, навыками; самостоятельность мышления, находчивость и сообразительность при решении различных проблем, требующих использования элементарных математических представлений и др.); — амплификации развития мышления (образного, образно-схематического, начала логического), мыслительных операций, гибкости мышления, сообразительности. Количество Содействовать: — развитию представлений о количественных отношениях в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке; о месте числа среди других чисел ряда; о числе как результате измерения условной меркой; — овладению знаниями о цифрах от 0 до 9; монетах, циферблате; об элементах знаковой системы (+; –; =; >; <); о составе числа из двух меньших чисел (до 10), из единиц (до 5); — овладению умениями оперировать множествами и операциями над ними (понятия: множество, элемент, часть множества), сравнивать множества практическим путем и опосредованно (через счет) до 10; находить числа «до» и «после» названного; воспринимать зависимость числа как результата измерения, счета отдельных предметов от размера (условных меро<


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: