ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Курс "Технология", разработанный Лутцевой Е.А. реализует идеи концепции проекта "Начальная школа ХХI века" (научный руководитель Н.Ф. Виноградова) и программы "Технология" для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Содержание курса обогащает представление детей о рукотворном мире как результате творческой преобразующей деятельности человека и направлено на развитие творческого мышления учащихся в процессе создания ими собственных проектов.
Курс носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.
В связи с этим задачами курса являются:
- развитие личностных качеств (активности, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, мышления) и творческих способностей;
- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека;
- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда;
- овладение детьми элементарными, обобщенными, технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;
Учебник "Технология" и рабочие тетради "Учимся мастерству" содержат практические задания, развивающие исследовательские возможности учеников в познании действительности.
Место курса «Технология» в учебном плане
На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс 1 класса рассчитан на 33 ч.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты
1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
4. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.
2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
6. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
7. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
2. Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
3. Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
4. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (33ч)
Основные разделы программы | |
Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры | 26 ч |
Элементы материаловедения: материалы и их свойства; сбор и сушка природного материала; ткани и их свойства; использование свойств материалов в различных изделиях. | 6 ч |
Инструменты и приспособления:рациональные приемы работы; безопасное обращение с колющими и режущими инструментами. | 3 ч |
Организация рабочего места при работе с разными материалами: эстетика рабочего места. | 3 ч |
Основы конструкторских знаний и умений: деталь; однодетальные и многодетальные изделия; неподвижное соединение. | 2 ч |
Основы технологических знаний и умений: разметка, разделение на части, соединение деталей, отделка, приемы; сборка изделия; сушка под прессом; единообразие технологический операций; профессий людей. | 12 ч |
Человек в окружающем мире: мир природный и рукотворный; мастер и мастерство; деятельность учащихся по созданию и сохранению эстетики окружающего мира; эмоциональное и словесное выражение своего отношения к действительности. | 7 ч |
Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
Иметь представление:
1. О роли и месте человека в окружающем ребенка мире;
2. О созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
3. О некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;
4. О том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред;
Знать:
1. Что такое деталь (составная часть изделия);
2. Что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
3. Виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия – на уровне общего представления;
4. Последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
5. Виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;
6. Названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними.
Уметь:
1. Наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
2. Различать материалы и инструменты по их назначению;
3. Безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
4. Выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
5. Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий.
Под контролем учителя:
1. Организовывать рационально рабочее место в соответствии с используемым материалом;
2. Осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли;
При помощи учителя:
3. Проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ним готовое изделие.