Оценка по номинальной шкале | Характеристики ответа обучающегося |
Отлично | Обучающийся самостоятельно и правильно решил учебно-профессиональную задачу, уверенно, логично, последовательно и аргументировано излагал свое решение, используя профессиональную терминологию. |
Хорошо | Обучающийся самостоятельно и в основном правильно решил учебно-профессиональную задачу, уверенно, логично, последовательно и аргументировано излагал свое решение, используя профессиональную терминологию. |
Удовлетворительно | Обучающийся в основном решил учебно-профессиональную задачу, допустил несущественные ошибки, слабо аргументировал свое решение, путаясь в профессиональных понятиях. |
Неудовлетворительно | Обучающийся не решил учебно-профессиональную задачу. |
6.3. Типовые контрольные задания или иные материалы,
необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе прохождения практики
6.3.1. Материалы для подготовки к защите практики
Таблица 11
Вопросы, необходимые для защиты практики
(примерные теоретические вопросы)
№ п/п | Примерные формулировки вопросов | Код компетенций |
В чем специфика преподавания специальных дисциплин в вузе по направлению подготовки 51.03.06 и 51.04.06 Библиотечно-информационная деятельность? | ПК-16 | |
Какую профессиональную функцию преподавателя вуза Вы считаете наиболее важной и почему? | ПК-16 | |
Сформулируйте цель, задачи, требования к знаниям и умениям одной из специальных дисциплин направления | ПК-16 | |
Какие формы учебных занятий считаются традиционными, а какие инновационными для высшей школы? | ПК-17 | |
Проведите сравнительный анализ эффективности различных средств обучения специальным дисциплинам Вашего направления | ПК-16 | |
Какую функцию контроля результатов обучения Вы считаете наиболее важной? | ПК-16 | |
Выделите основные критерии оценки качества лекции и расположите критерии в порядке понижения их значимости | ПК-17 | |
Проведите сравнительный анализ достоинств и недостатков письменного и устного контроля знаний | ПК-16 | |
Обоснуйте выбор метода обучения при проведении различных организационных форм аудиторных занятий по любой специальной дисциплине | ПК-17 | |
Считаете ли Вы целесообразным для формирования готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности снижать объем аудиторной нагрузки и увеличивать объем самостоятельной работы студентов? | ПК-16 | |
Предложите собственную методику проведения зачета, экзамена, защиты курсовых работ и критерии, которыми должен руководствоваться преподаватель, оценивая ответ студента | ПК-17 | |
Какие виды деятельности на занятиях вызывали у Вас серьезные затруднения (налаживание контакта с группой, изложение новых знаний, актуализация знаний студентов – проведение опросов, контрольных работ, тестов)? | ПК-16 | |
Как Вы относитесь к профессии преподавателя библиотечных дисциплин (положительно, отрицательно, неопределенно)? | ПК-16 | |
Предложите способы оптимизации учебно-познавательной деятельности и повышения качества бакалавров и магистров по Вашей специальности. | ПК-17 |
6.3.2. Примерные задания для освоения программы практики
Таблица 12
Наименование этапов практики | Содержание работы (заданий) | Форма контроля |
Подготовительный этап | ||
– инструктаж | Прослушивание правил поведения на производстве | Опрос |
– определение индивидуального задания | Разработка совместно с руководителем уточненного задания если этого требуют условия прохождения практики и специфика библиотеки-базы практики | Утверждение индивидуального задания |
– ознакомление с правилами внутреннего (трудового) распорядка библиотеки | Изучение правил внутреннего (трудового) распорядка библиотеки-базы исследования | Опрос |
Основной этап | ||
– выполнение заданий практики | Последовательное выполнение всех заданий практики. Подробное описание заданий см. после таблицы | Проверка выполненных заданий |
Итоговый этап | ||
– анализ результатов практики | Подведение итогов практики и их обсуждение с руководителями практики от библиотеки и института | Оценка выступления студента |
– оформление отчета, разработка презентации по итогам практики | Подготовка отчетной документации по практике: – отчет обучающегося о прохождении практики (Приложение 5); – дневник (Приложение 7) | Оценка отчета |
– подготовка к защите | Написание выступления к защите практики | Оценка презентации результатов практики |
Содержание учебной (исполнительской) практики соответствует требованиями ФГОС ВО с учетом научно-педагогических интересов и профессиональных возможностей выпускающей кафедры, оно определяется педагогической, учебно-методической и организационной работой кафедры библиотечно-информационной деятельности ЧГИК.
В процессе прохождения практики студент должен освоить следующие направления деятельности:
· ознакомление со структурой образовательного процесса в высшем образовательном учреждении и правилами ведения преподавателем отчетной документации;
· изучение программы и содержания читаемых дисциплин для бакалавров направления 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность;
· ознакомление с организацией и проведением всех форм учебных занятий;
· самостоятельную подготовку планов и конспектов занятий по учебным дисциплинам;
· подбор и анализ основной и дополнительной литературы в соответствии с тематикой и целями занятий;
· разработку содержания учебно-методического материала на современном научно-методическом уровне;
· методически правильное проведение различных видов учебных занятий (лекции, семинарские и практические занятия);
· осуществление научно-методического анализа проведенных занятий.
Программа практики для каждого магистранта конкретизируется (планируется руководителем практики) и дополняется в зависимости от научных и педагогических интересов магистранта и кафедры БИД.
Содержание научно-педагогической практики магистрантов не ограничивается непосредственной педагогической деятельностью (самостоятельное проведение лабораторных и практических занятий, семинаров, чтение пробных лекций и др.). Предполагается совместная работа практиканта с профессорско-преподавательским составом кафедры библиотечно-информационной деятельности по решению текущих учебно-методических вопросов, знакомство с инновационными образовательными технологиями, освоение их методики их применения магистрантом.
Освоение программы практики магистрантом ведется в логической последовательности по следующим заданиям:
1. Прослушивание студентами не менее 2-х лекций по выбранной дисциплине. Для освоения содержания и наблюдения за методикой преподавательской деятельности магистрант присутствует в качестве наблюдателя на нескольких занятиях ведущего педагога по выбранной дисциплине. Магистрант самостоятельно анализирует посещенные им занятия с точки зрения организации педагогического процесса, особенностей взаимодействия педагога и студентов, формы проведения занятия и т.д. Результаты анализа оформляются в письменном виде в свободной форме или по схеме (см. приложение 1):
2. Проектирование лекционного, практического и лабораторного занятий с использованием инновационных образовательных технологий. В соответствии со своим индивидуальным заданием магистрант самостоятельно осуществляет: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме обучения в высшей школе; знакомится с методиками подготовки и проведения лекций, лабораторных и практических занятий, семинаров, консультаций, зачетов, экзаменов, руководства курсовыми и дипломными работами; осваивает инновационные образовательные технологии; знакомится с существующими компьютерными обучающими программами, возможностями технических средств обучения и т. д. Результатом работы по данному заданию становится разработка одной лекции, практического и семинарского занятия с использованием инновационных и интерактивных педагогических форм.
3. Написание учебно-методических материалов к занятиям в соответствии с выбранной темой. Логически продолжает работу третьего задания. В соответствии с содержанием и формой занятия студент разрабатывает для нужд образовательного процесса мультимедийные комплексы, дидактические источники, деловые игры, кейсы, материалы для семинарских занятий и др. по выбранной теме одной из дисциплин профессионального цикла.
4. Разработка фрагмента рабочей программы дисциплины (РПД) по выбранной теме дисциплины. Глубоко изучив содержание темы (дидактической единицы) студент разрабатывает для нее учебно-методическое обеспечение в форме фрагмента рабочей учебной программы дисциплины. С методическими материалами по составлению РПД можно ознакомится в Интранете ЧГИК. Перед выполнением задания рекомендуем ознакомиться с методическим обеспечением учебного курса: государственный образовательный стандарт, рабочий учебный план направления, опубликованная рабочая программа дисциплины.
5. Разработка экзаменационных заданий, тематики курсовых и дипломных работ по разрабатываемой теме библиотечной дисциплины. На основе изученной темы необходимо разработать два варианта экзаменационных заданий по содержанию данной дидактической единицы, сформулировать три темы курсовых работы и три темы для дипломного исследования.
6. Составление фрагмента теста (или другого педагогического инструмента) для осуществления контроля знаний и умений. Задание предполагает изучение различных методов оценки качества учебно-познавательной деятельности студентов при изучении библиотечных дисциплин, а также разработку собственного педагогического инструмента для выявления контроля знаний и умений. Рекомендуемая форма контроля – фрагмент теста. Методика составления тестов для проверки остаточных знаний студентов размещена на внутреннем сайте института (Интранете).
7. Проведение лекционного, семинарского и практического занятия по выбранной теме. Самостоятельное проведение магистрантом занятий: лекции, практической работы и семинарского занятия на основе разработанных ранее материалов.
8. Апробирование теста (или другого педагогического инструмента) для осуществления контроля знаний и умений студентов. Проведение тестирование среди студентов, прослушавших лекцию, выполнивших практическое задание и участвовавших в семинарском занятии. Проверка и оценка результатов тестирования.
9. Анализ своей педагогической деятельности и результатов освоения учебного материала студентами. Магистрант самостоятельно анализирует результаты занятия, в котором он принимал участие, оформляя их в письменном виде, ориентируясь на критерии оценки, представленных ниже. Руководитель практики и ведущий педагог выбранной специальной дисциплины дают оценку педагогической деятельности магистранта согласно критериям оценки, предложенным в приложении 3:
10. Участие в проверке курсовых работ и отчетов по практике. Для комплексного охвата всех видов научно-педагогической работы преподавателя библиотечных дисциплин магистранту предлагается отрецензировать три курсовые работы и два отчета по практике студентов-бакалавров направления 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность. Рецензии пишутся в соответствии с формой, разработанной на кафедре.
6.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы
формирования компетенций
1. Нормативно-методическое обеспечение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся осуществляется в соответствии с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ № 1367 от 19.12.2013) и локальными актами (положениями) «Об организации практики обучающихся» (утв. 15.02.2015).
2. Для подготовки к промежуточной аттестации (защиты практики) рекомендуется пользоваться фондом оценочных средств:
– перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе прохождения практики (см. п. 6.1);
– описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания (см. п. 6.2);
– типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе прохождения практики (см. п. 6.3).
3. Требования к прохождению промежуточной аттестации (экзамена). Обучающийся должен:
– своевременно выполнять задания по практике;
– предоставить отчетные документы по практике;
– принять участие в защите практики.
4. Во время промежуточной аттестации по практике используются:
– список теоретических вопросов, выносимых на защиту практики (экзамен);
– описание шкал оценивания;
– характеристика обучающегося от руководителя базы практики;
– отчет обучающегося о прохождении практики;
– отчет руководителя практики от вуза;
– дневник (для педагогической практики обязателен, по другим видам практики – на усмотрение кафедры);
– справочные, методические и иные материалы.
Процедура защиты практики обучающихся завершается оформлением протокола защиты (Приложение 8), заполнением зачетно-экзаменационной ведомости и зачетных книжек.
5. Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по практике для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья адаптированы фонды оценочных средств, позволяющие оценить достигнутые ими результаты обучения и уровень сформированности всех компетенций, заявленных в рабочей программе практики. Форма проведения промежуточной аттестации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т. п.). При необходимости им предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на защите практики.
7. Перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет»,
необходимых для проведения практики
7.1. Учебная литература
1. Алешина, С.А. Педагогика профессионального образования [Электронный ресурс] / Е. С. Заир-Бек, И. А. Иваненко, А. Н. Ксенофонтова, С. А. Алешина. – Оренбург: ОГПУ, 2013. – 81 с. – Режим доступа: https://rucont.ru/efd/335491.
2. Гревцева, Г. Я. Педагогика высшей школы: учеб. пособие / Г. Я. Гревцева; М. В. Циулина; Челяб. гос. ин-т культуры. – Челябинск: ЧГИК, 2016. – 228 с.
3. Музыкальная психология и педагогика [Электронный ресурс]: учеб. пособие для иностранных студентов музыкальных вузов / Т. Я. Железнова, Министерство культуры Российской Федерации, Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки, Кафедра музыкальной педагогики и исполнительства. – Нижний Новгород: Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки, 2015. – 52 с. – Режим доступа: https://rucont.ru/efd/366900.
4. Педагогика / ред. П. И. Пидкасистый. – Москва: Юрайт, 2012. – 511 с.
5. Симонов, В. П. Педагогика и психология высшей школы [Электронный ресурс]: инновационный курс для подготовки магистров: учебное пособие / В. П. Симонов. – Москва: Вузовский учебник; Москва: ИНФРА-М, 2016. – 320 с. – (Вузовский учебник).
6. Сковородкина, И. З. Общая и профессиональная педагогика [Электронный ресурс]: учебник / И. З. Сковородкина, С. А. Герасимов. – Архангельск: Северный (Арктический) фед. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2014.— 553 с. – Режим доступа: https://rucont.ru/efd/279612.
7. Шарипов, Ф. В. Педагогика и психология высшей школы [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Ф. В. Шарипов. – Москва: Логос, 2012. – 448 с. – (Новая университетская библиотека). – Режим доступа: https://rucont.ru/efd/178125.
7.2. Ресурсы сети «Интернет»
1. Андреев, А. А. Педагогика высшей школы: новый курс [Электронный ресурс] / А. А. Андреев. – Режим доступа: https://www.ict.edu.ru/ft/003829/book_10.pdf. – (01.09.2016).
2. Егоров, В. В. Педагогика высшей школы [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В. В. Егоров, Э. Г. Скибицкий, В. Г. Храпченков. – Новосибирск: САФБД, 2008. − 260 с. – Режим доступа: https://window.edu.ru/resource/341/63341. – (01.09.2016).
3. Педагогика и психология высшей школы [Электронный ресурс]: учебное пособие / отв. ред. М. В. Буланова-Топоркова. – Режим доступа: https://krotov.info/lib_sec/shso/71_rost1.html. – (01.09.2016).
8. Перечень информационных технологий, используемых
при проведении практики, включая перечень программного обеспечения
и информационных справочных систем
8.1. Перечень информационных технологий
Информационные технологии – это совокупность методов, способов, приемов и средств обработки документированной информации, включая прикладные программные средства и регламентированный порядок их применения.
В ходе проведения проектной практики используются следующие информационные технологии:
– организация взаимодействия с обучающимися посредством электронной почты, форумов, интернет-групп, скайпа, чатов;
– видеоконференцсвязь;
– подготовка проектов с использованием электронного офиса.
8.2. Лицензионное программное обеспечение
и информационные справочные системы
Офисные программы:
• Microsoft Office 2007;
• OneNote 2007;
• Visio 2007;
• Adobe Reader 9.0;
• Adobe Acrobat Pro 9.0;
• Fine Reader 10.0;
• InfraRecorder;
• 7zip.
Программы для работы в Интернет:
• Skype;
• Mozilla Firefox;
• Google Chrom.
9. Описание материально-технической базы,
необходимой для проведения практики
9.1. Список изданий, используемых для проведения практики
Издания в процессе прохождения проектной практики не используются.
9.2. Перечень используемых наглядных и аудиовизуальных средств
(плакаты, таблицы, схемы, муляжи, материалы коллекций)
Наглядные и аудиовизуальные средства в процессе прохождения проектной практики не используются.
9.3. Технические средства, используемые при прохождении практики
Автоматизированное рабочее место с требуемым программным обеспечением.
Лист изменений в программе практики
В программу проектной практики по направлению подготовки 51.04.06 Библиотечно-информационная деятельность внесены следующие изменения и дополнения:
Учебный год | Реквизиты протокола | Номер и наименование раздела, подраздела | Содержание изменений и дополнений |
2017–2018 | Протокол №, дд.мм.гггг | ||
2018–2019 | Протокол №, дд.мм.гггг | ||
2019–2020 | Протокол №, дд.мм.гггг | ||
2020–2021 | Протокол №, дд.мм.гггг |
Приложение 1
Лист оценки (самооценки) занятия
Преподаватель, проводящий занятие (ФИО, степень, звание) | |
Магистрант, группа | |
Название учебной дисциплины | |
Форма занятия (семинар, практическое занятие, др.) | |
Контингент (факультет, курс, группа) | |
Тема занятия | |
Учебные задачи | |
Анализ содержания занятия | |
Методы и формы проведения занятия | |
Активность работы студентов | |
Оценка (самооценка) магистранта (трудности, успехи) |
Подпись магистранта________________ ______________________________
«____» ____________ 201__ г.
Приложение 2
Образец распоряжения по практике
Министерство культуры Российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ» распоряжение по факультету документальных коммуникаций и туризму |
«___ » ____________ 20 г. № _____
§ 1
В соответствии с учебным планом направить на рассредоточенную учебную (исполнительскую) стационарную дискретную практику обучающихся очной /заочной формы обучения 1 курса, группы № __ направления подготовки 51.04.06 Библиотечно-информационная деятельность, уровень высшего образования: магистратура, в период с «__» __ 20__г. по «__» __ 20__ г.
Практику провести в Челябинском государственном институте культуры (ЧГИК). Продолжительность практики по учебному плану составляет 72 час.
№ п/п | Ф. И. О. обучающегося | Руководитель практики от ЧГИК (Ф. И. О.) | Руководитель практики от профильной организации (Ф. И. О., должность) |
§ 2
Организационный семинар по практике и целевой инструктаж по охране труда и технике безопасности (с записью в журнале инструктажа обучающихся) провести «__» __________ 20 __г.
Ответственный: декан факультета документальных коммуникаций и туризма И. О. Фамилия.
§ 3
Защиту практики провести «__» ________ 20__ г. К защите представить:
– характеристику (отзыв) на обучающегося по итогам практики от руководителя профильной организации (базы практики);
– отчет обучающегося о прохождении практики;
– дневник.
Декан факультета И. О. Фамилия
Зав. кафедрой И. О. Фамилия
Приложение 3
Форма оценочного листа занятия магистранта