Задание 2. Прослушать музыкальный материал оперы.




К.В.Глюк. Опера «Орфей».

Три редакции «Орфея». Опера «Орфей» Глюка, сюжет которой заимствован из известного мифа, изложенного в «Георгиках» древнеримского поэта Вергилия, существует в двух редакциях: венской (на итальянском языке) и парижской (на французском языке). Отличие между этими редакциями в том, что заглавная партия в венской редакции была написана для альта, в парижской редакции для тенора с соответствующим перенесением арий и некоторых речитативов в другие тональности. Кроме того, парижскую редакцию Глюк дополнил некоторыми балетными сценами и арией Орфея, завершающей первое действие; были произведены некоторые другие мелкие дополнения наряду с сокращениями; отдельные места переинструментованы. В настоящее время эта опера известна в смешанной редакции Берлиоза, поставившего её в парижском Лирическом театра в 1859 году. Предназначая заглавную партию для знаменитой певицы Полины Виардо-Гарсия, Берлиоз в своей редакции снова перенёс партию Орфея в альтовую тесситуру.

Сценарий оперы. Опера «Орфей» состоит из трёх действий, образующих логичный и стройный по драматургии сценарий. В первом действии Орфей вместе со своими друзьями – пастухами и пастушками – оплакивает умершую Эвридику и по совету Зевса спускается в преисподнюю на поиски супруги. Во втором действии Орфей, смягчив своим пением гнев духов подземного мира, проходит в Элизиум и обретает Эвридику. В третьем действии он выводит Эвридику из преисподней, но. Выдержав испытания и взглянув на неё, снова её теряет. Последующее возвращение Эвридики к жизни Амуром и заключительный дивертисмент вокруг счастливых супругов – это дань времени и традициям. По существу трагедия заканчивается знаменитой арией Орфея «Потерял я Эвридику».

Первое действие. Печальные хоры пастухов и пастушек вместе с речитативами и ариями Орфея, оплакивающего умершую супругу, образуют стройную по композиции сцену. Законченность создаётся благодаря повторности: музыка хора звучит трижды – два раза в голосах, удвоенным оркестром, третий раз – в одном оркестре (сопровождая удаление хора); ария Орфея тоже исполняется трижды (но с различным текстом), образуя строфическую структуру с речитативами между строфами.

Таким образом, при законченности каждого отдельного построения (хор, речитатив, ария) и формальном делении на номера создаётся драматическая сцена со сквозным развитием, что было одним из важнейших достижений музыкальной драматургии Глюка.

Печальный, траурный характер хора пастухов и пастушек достигается минорным ладом, медленным темпом и нисходящими секундовыми «стонущими» интонациями. Временами, словно жалобный стон, звучит голос Орфея, взывающего к тени Эвридики.

Удалив друзей, Орфей поёт арию, мелодия которой звучит трижды, перемежаясь с речитативами. Ария отличается пластичностью, благородством выражения.

Обе арии Амура, который пришёл объявить Орфею волю богов Зевса, грациозны и изящны; но они являются уступкой галантному веку с его менуэтами и гавотами. В этом отношении особенно типична вторая ария Армура («Небес повеленье исполнить спеши»), представляющая собой менуэт.

Второе действие состоит из двух картин. Первая картина вводит в мир подземных теней, куда пришёл Орфей за Эвридикой.

Сцена встречи Орфея с фуриями – одна из самых сильных по драматизму сцен в оперном творчестве Глюка. Это – монументальная и величественная музыкальная фреска, в которой демонические хоры фурий перемежаются с ариями Орфея, умоляющего фурий сжалиться над его горем. Смягчённые его прекрасным пением, фурии смиряют свой гнев и пропускают Орфея. Так (подобно первому действию) при наличии формального деления на номера создаётся целостная драматическая сцена со сквозным развитием, где всё более настойчивым мольбам Орфея отвечают постепенно смягчающие фурии.

Небольшое оркестровое вступление с грозно звучащими унисонами характеризует мрачный мир теней и ужас, объявший Орфея при вступлении в преисподнюю

Раздаются звуки лиры Орфея (арфа в оркестре), которому подземные духи преграждают путь. Хор носит грозный характер благодаря тональности до минор. Унисонному звучанию хора, сопровождаемому тремоло в оркестре. однообразному чеканному ритму, повторению через каждые два такта одинаковой ритмической фигуры. Этот хор прерывается дикой пляской фурий.

Орфей приближается, и снова повторяется мрачно-зловещий хор фурий «Кто здесь блуждающий», Но теперь в хоре появляются резкие секундовые сочетания, взлетающие форшлаги в оркестре изображают дикий вой и лай адского пса Цербера. Обилие уменьшённых септаккордов усугубляет драматизм и зловещий характер музыки.

Хор непосредственно переходит в арию Орфея, умоляющего фурий сжалиться над ним. Аккомпанируя себе на лире, Орфей поёт нежную, полную страсти мелодию, прерывающуюся грозным окриком фурий: «Нет!». Мелодия Орфея и окрики фурий, наводящие ужас, резко контрастируют между собой.

Пение Орфея вызывает у духов сострадание, что и проявляется в следующем хоре, звучащем несколько более смягчённо, при сохранении того же упрямого ритма.

Новая ария Орфея – это скорбная песня. Глубокий и безраздельно господствующий минор, нисходящее движение мелодических фраз с задержаниями в конце каждой способствуют созданию впечатления сосредоточенной скорби, не лишённой внутреннего драматизма.

Пение духов становится ещё мягче. Более медленный темп. аккордовая фактура хора (вместо прежних унисонов) наряду с мягкими аккордовыми репетициями в оркестре помогают созданию настроения умиротворённости, что резко контрастирует грозному хору в начале этой сцены.

Мольба Орфея становится ещё более настойчивой. Следующая его очень короткая ария (состоящая всего из 15 тактов) представляет собой ряд отдельных взволнованных фраз, разделённых паузами, подобно возбуждённой речи человека, задыхающегося от волнения.

Духи окончательно растроганы. Их хор, являющийся по музыке развитием предшествующего и замирающий к концу на pianissimo, звучит нежно и ещё более умиротворённо.

Таким образом, вся эта сцена, единая в своей в своей цельности и монолитности, содержит две линии развития: пение Орфея, становящееся всё более активным и настойчивым, и, наоборот, всё более смягчающее пение фурий. Эта сцена заключает в себе и глубокий идейный смысл: сила искусства – пение Орфея – уничтожает возникающую перед ним преграду и открывает ему доступ в запретный мир.

Во время дикой пляски фурий Орфей проходит дальше и попадает в Элизиум – царство блаженных душ.

Вторая картина второго действия – в полях Элизиума – резко контрастна первой картине второго действия. После демонических хоров и неистовых плясок фурий наступает полный покой; в балете блаженных теней, в арии Эвридики с хором царит светлая, созерцательная лирика с некоторыми чертами пасторальности. Мелодии и гармонии отличаются удивительной чистотой и ясностью, подобно античной скульптуре.

Наиболее популярным эпизодом в балете блаженных теней является знаменитое, введенноё Глюком для парижской редакции, соло флейты, известное под названием «Мелодия».

Светло и спокойно звучит ария Эвридики (в образе блаженной тени) с хором. В следующей арии Орфея, поражённого красотой окружающей местности в полях Элизиума, большое значение имеет оркестровая партия, как бы рисующая изумительной красоты музыкальный пейзаж.

Блаженные тени подводят к Орфею Эвридику. Радостный и счастливый. Он выводит её на поверхность.

Третье действие происходит в ущелье, окружённом мрачными скалами. Орфей не оборачиваясь, идёт вперёд, ведя за руку Эвридику. Она не понимает, почему Орфей не смотрит на неё. В душе Орфея происходит борьба различных чувств: необходимость сдержать обет, данный богам, и в то же время жалость и любовь к Эвридике.

Всё это с большим драматизмом выражено в дуэте, состоящем из речитативов и ряда ариозных построений. Беспокойное движение и частая перемена темпа создают взволнованный характер.

Не выдержав испытаний. Орфей оборачивается к Эвридике и смотрит на неё. Она умирает. Известная ария Орфея «Потерял своё я счастье» по существу является завершением всей трагедии. В арии Орфея – благородное выражение печали (несмотря на мажорный лад), создающее интонациями в конце каждой фразы.

Ария Орфея написана в форме рондо. В обоих эпизодах по сравнению с рефреном скорбное настроение выражено ярче благодаря более медленному темпу и нисходящим секундовым интонациям «вздохов». Кроме того, второй эпизод написан в миноре.

Начальная фраза арии Орфея в итонационном отношении перекликается с начальными тактами первого хора первого действия у гробницы Эвридики. Обе ситуации аналогичны: в первом действии хор вместе с Орфеем взвывает к тени Эвридики, в третьем действии Орфей оплакивает умершую Эвридику; вместе с драматической репризой создаётся и музыкальная реприза. Арию Орфея можно представить себе как изменённую мажорную репризу первого хора. Так через оперу перекидывается интонационная «арка», способствующая целостности всего произведения.

В дальнейших своих операх Глюк ещё более последовательно развивает музыкально-драматургические принципы, заключённые в «Орфее».

Задание 1. Раскрыть содержание вопросов.

1. Отличительные особенности редакций оперы.

2. Строение и драматургия оперы.

3.Композиция 1 действия.

4. Композиция первой картины 2 действия.

5. Схематическое изображение номерной структуры первой картины 2 действия.

6. Драматургические линии развития первой картины 2 действия.

7. Основные номера второй картины 2 действия.

8. Характеристика арии Орфея из 3 действия.

Задание 2. Прослушать музыкальный материал оперы.

1. 1д. Хор пастухов и пастушек.

2. 1д. Ария Орфея «О, друг бесценный мой».

3. 1д. Ария Амура «Небес повеленье».

4. 2д. 1картина Оркестровое вступление.

5. 2д. 1 картина Хор фурий (1) «Кто здесь блуждающий».

6. 2д. 1 картина Ария Орфея (1) «О внемлите моей мольбе».

7. 2д. 1 картина Хор фурий (2) «Что привлекло тебя, смертный».

8. 2д. 1 картина Ария Орфея (2) «Вашей скобки не сравниться».

9. 2д. 1 картина Хор фурий (3) «Пенье волшебное».

10. 2д. 1 картина Ария Орфея (3) «Заклиная, умоляю».

11. 2д. 2 картина Балет теней «Мелодия».

12. 2д. 2 картина Ария Эвридики с хором.

13. 3д. Ария Орфея «Потерял своё я счастье».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: