Аллегория - иносказание, один из видов тропов: отвлеченная мысль передается через конкретный, отчетливо представляемый образ.
Аллитерация – повторение однородных согласных, придающее речи, литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность.
Амплификация – нагнетание в тексте, в речи, синонимических тропов, или повторяющихся однородных конструкций, слов.
Аналогия – сходство между предметами, прием убеждения, доказательства.
Анафора – повторение одного и того же слова в начале следующей синтагмы: «Пусть удалятся бесчестные. Пусть они отделятся от честных…»
Антитеза – фигура речи, сопоставление или противопоставление контрастных понятий, положений, образов: «Я царь – я раб, я червь – я Бог!»
(Г. Державин).
Антифразис – употребление слова или выражения в противоположном смысле; обычно используется для создания иронии, выражения отрицательной оценки: «Откуда, умная, бредешь ты голова?» (А. Крылов).
Антономазия – описательное обозначение какого-либо лица, а также вообще замена имени собственного описательным выражением: «Берег туманного Альбиона» вместо «Англия».
Ассонанс – созвучие гласных звуков, особенно в неточных рифмах: «огромность – опомнюсь», «грусть – озарюсь» (В. Маяковский).
Гипербола – образное выражение, намеренное преувеличение.
Градация – употребление близких по смыслу слов с ослаблением или нарастанием значения: «Его осуждает весь город, вся страна, весь народ…»
Инверсия – перестановка слов в предложении, несущая смысловой акцент.
Интонация – ритмико-мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений, интенсивности голоса и его тона.
Ирония – стилистический прием (троп), отрицание или осмеяние, притворно облекаемые в форму согласия или одобрения, когда истинным смыслом высказывания оказывается не прямо выраженный, а противоположный.
Каламбур – игра слов, шутка, основанная на комическом обыгрывании звукового сходства разнозначащих слов или словосочетаний: «Оптимистенко: «У вас есть заключение?». Просительница: «Нет, батюшка, нельзя ему заключение давать... А я чего, батюшка, кушать-то буду?»
Когезия – особые виды сцепления, связи, обеспечивающие последовательность и взаимозависимость отдельных частей ораторской речи, которые позволяют глубже проникнуть в ее содержание, понять и запомнить ее отдельные фрагменты, расположенные на некотором расстоянии друг от друга, но в той или иной степени связанные между собой.
Конвергенция – концентрация изобразительно-выразительных средств в каком-либо фрагменте текста.
Литота – один из тропов, образное выражение, содержащее преуменьшение размера, силы, значения при характеристике какого-либо явления.
Метафора – перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основе признака, общего для обоих сопоставляемых членов: «говорливая волна», «бронза мускулов».
Метонимия – замена одного слова другим на основе связи их значений по смежности («театр рукоплескал» - вместо «публика рукоплескала»).
Обманутое ожидание – сцепление или градация с нарушением в конце.
Оксюморон – соединение в одно словосочетание слов с противоположным значением: «слепящая тьма», «живой труп».
Парцелляция – расчленение высказывания на два и более интонационно обособленных отрезка.
Пафос – одно из трех оснований риторики в античном мире: этос - этическое начало, логос - словесное, мыслительное начало, пафос - эмоциональное начало. В риторике учение о пафосе исследует эмоциональное воздействие речи.
Перифраза (перифразис) – троп, замена какого-либо слова описательным оборотом; например, «четвероногий друг» вместо «собака».
Плеоназм – (от греч. - излишество) употребление слов, излишних для смысловой полноты высказывания. Например, в словосочетании «своя автобиография» уже содержится понятие «своя». В ряде случаев плеоназм сознательно используется для эмоционального усиления эффекта высказывания или для создания комического эффекта: «масло масленое», «вода мокрая».
Проспекция – один из элементов речи, относящих содержательную информацию к тому, о чем будет говориться в последующих частях выступления.
Ретроспекция – форма речевого выражения, отсылающая слушателей к предшествующей содержательной информации.
Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа. Средство эмоциональной выразительности в ораторской речи.
Синекдоха - вид метонимии, название части (меньшего) вместо целого (большего), или наоборот :: «Пропала моя головушка»вместо«Я пропал».
Сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, явлений или состояний, имеющих общий признак.
Сцепление – повтор сходных элементов в сходных позициях.
Топ – общее место, рассуждение на общую тему, которое может быть использование в различных речах. Также – универсальное положение, не требующее доказательств.
Тропы - слова или обороты речи, употребленные в переносном значении с целью выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, гиперболы, перифразы, аллегории, олицетворения и пр.
Умолчание - стилистическая фигура, заключающаяся в том, что начатая речь прерывается в расчете на догадку читателя-слушателя, который должен мысленно закончить ее.
Фигуры речи – изменение формы выражения на уровне высказывания. Конструкции, способствующие выразительности речи: анафора, эпифора, параллелизм, антитеза, градация, инверсия, эллипсис, умолчание, риторические вопросы, обращения и восклицания, многосоюзие, бессоюзие и др.
Фрейм – модели, трафареты, по которым распознаются знакомые образы.
Лингвистический фрейм – общая модель описания чего-либо. Аргументация с опорой на фрейм предполагает апелляцию к эмоциональной памяти, в которой хранятся образы различных социальных реалий.
Эвритмия – достижение гармоничного ритма речи (хороший синтаксис, уравновешенные, правильно организованные предложения).
Эвфония – благозвучие, достижение приятного звучания за счет правильного подбора и сочетания звуков.
Эллипсис – фигура убавления, состоящая в пропуске сказуемого (реже другого члена предложения), которое может быть восполнено без знания контекста. Эллипсисы делают речь динамичной, вследствие чего они часто используются в лозунгах.
Эпитет - образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения («чистое поле», «парус одинокий»).
Эпифора – фигура прибавления, состоящая в повторе слов в конце смежных отрезков речи: «Несут ему воду, спасает его вода, сладка ему вода».
Этикет ораторской речи – порядок речевого поведения, употребления общепринятых речевых форм.
Этос - одно из трех оснований риторики в античном мире: этическое, нравственно-философское начало (логос - словесно-мыслительное начало, пафос - эмоциональное начало).