Российская экономика
за последние 20 лет фактически вернулась в доиндустриальную эпоху: доля
обрабатывающей промышленности в валовой добавленной стоимости и в численности
занятых упала вдвое; производительность в сфере машиностроения за последние
10 лет сократилась в шесть раз; экспортируется менее 1/5 выпуска российского
машиностроения – в общем объеме экспорта доля продукции данной отрасли
практически не значима (табл. 3).
Россия окончательно превратилась в сырьевой придаток более успешных стран,
снабжая их энергоносителями, металлами, лесом, удобрениями и т. д. На три основные
группы топливно-сырьевых товаров и материалов (минеральные продукты, металлы,
драгоценные камни и изделия из них, древесина и целлюлозно-бумажные изделия) сегодня
приходится почти 90 % всего вывоза в страны дальнего зарубежья. Удельный вес РФ в
мировом экспорте машинотехнических изделий едва достигает 0,4 %, в том числе в объеме
продаж продукции автомобилестроения
–
0,3 %, офисного и телекоммуникационного
оборудования (включая части и компоненты)
–
0,05 %, в поставках фармацевтической
продукции
–
0,06 %, текстильных изделий
–
0,2 %.
Таким образом, можно говорить о том,
что из экспорта «вымывается» продукция высокой степени обработки
Доля обрабатывающей промышленности в валовой добавленной
стоимости (ВДС) и экспорте Российской Федерации, %
В российском экспорте доля промышленных товаров высокой степени
переработки составляет лишь 12 %, а в экспорте Германии она достигает 84 %.
Сырьевые товары и продукция первичной переработки в 2011 г. составили 74,8 %
российского экспорта, в экспорте Бразилии эта доля не превысила 35 %.
Выраженная топливно-сырьевая направленность российского экспорта имеет
ряд негативных структурных эффектов, ведет к усилению хозяйственных
диспропорций, социально-экономической дифференциации регионов, экологической
нагрузке на экономику. Повышенная доходность сырьевого бизнеса провоцирует отток
капитала и рабочей силы из отраслей глубокой переработки товаров даже при общей
низкой мобильности факторов производства в России. Происходит «утяжеление»
структуры промышленного производства, фактически его детехнологизация в
условиях, когда основная часть национальных ресурсов концентрируется в
добывающем секторе и отраслях первичного передела продукции. Сегодня примерно
2/3 всех промышленных инвестиций осуществляется в топливно-энергетическом и
металлургическом комплексах. При этом следует отметить, что основные экспортно-
ориентированные отрасли
–
топливная и металлургическая
–
являются главными
источниками промышленных загрязнений: на них приходится почти 90 % выбросов в
атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников.
С учетом изложенного выше можно ли считать случайностью, что падение ВВП
России в кризисные 2008
–
2009 гг. (около 9 %) оказалось намного глубже, чем в любой из
стран с развитым индустриальным сектором? Случайность ли то, что в это же время
экономика Польши, например, ориентированная на промышленный экспорт в развитые
страны ЕС, продолжала расти? Экспортно-сырьевой тип экономического устройства может
в лучшем случае только воспроизводить себя, обеспечивать стабильность, но он не
обеспечивает способности и заинтересованности к развитию. Поэтому одним из важнейших
направлений экономической политики Российской Федерации на современном этапе является
развитие экспорта, увеличение в его структуре доли продукции высокой степени переработки
и повышение конкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке.
Экспортный потенциал представляет собой способность национальной экономики
производить продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках, и экспортировать
ее в достаточных объемах по мировым ценам. В этой связи приоритетной и наиболее
сложной является проблема развития и диверсификации экспортного потенциала страны.
По оценкам экспертов ООН, в настоящее время в структуре мирового экспорта
преобладает продукция обрабатывающей промышленности
–
более 75 % (из них половина
приходится на технически сложные товары и машины); 8 % составляют продовольственные
товары (в том числе напитки и табак); 15 %
–
минеральное сырье и топливо.
Основной объем торговли готовыми изделиями приходится на промышленно
развитые страны, их удельный вес в экспорте машин и транспортного оборудования
составляет почти 77 %, в импорте – 66 %. Ведущие позиции в торговле готовыми изделиями занимают Германия (14,2 %), США (13 %), Япония (12,9 %). На долю
развивающихся стран приходится 21,8 % мирового экспорта машин и транспортного
оборудования и 30,9 % мирового импорта (в том числе 9 % экспорта обеспечили
новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии). Доля стран с переходной
экономикой – 1,4 и 3,1 % соответственно. Таким образом, наиболее наукоемкая и
высокотехнологичная продукция обращается между промышленно развитыми
странами, но на современном этапе развивающиеся страны составляют серьезную
конкуренцию промышленно развитым странам.
На этом фоне ситуация, сложившаяся к настоящему времени в экспортном
секторе экономики России, свидетельствует о том, что ни объем, ни форма
государственной поддержки экспортно-ориентированных производств не могут
считаться удовлетворительными и достаточными для формирования предпосылок
осуществления активной экспортной экспансии на внешних рынках. Решение данной
проблемы как важнейшей составляющей развития национального хозяйства
представляется крайне важным.
В российском импорте более 80 % приходится на готовую продукцию, в том
числе более половины – на машины и оборудование, включая потребительские товары
длительного пользования (автомобили, бытовая электроника и электротехника,
компьютеры, мобильные телефоны и пр.). В странах-лидерах импорт формируется
из этих товаров в меньшей степени (45–69 %). В период рецессии и возросшей
неопределенности приобретение технически сложных потребительских товаров и
нового производственного оборудования, как правило, откладывается «до лучших
времен». В России импорт именно этих категорий товаров сократился в наибольшей
степени, что повлекло за собой и более заметное сокращение импорта в целом.
Россия в рейтингах глобальной конкурентоспособности
. Россия заняла
112 место из 132 возможных в рейтинге Всемирного экономического форума (ВЭФ),
посвященного организации торговли [11]. На 111 месте
–
Киргизия, на 113
–
Королевство
Лесото. По сравнению с 2011 г. Россия поднялась на две ступени. Первое место в рейтинге
занимает Сингапур, далее следуют Гонконг, Дания, Швеция и Новая Зеландия.
Исследователи ВЭФ выделили следующие недостатки в организации
внешнеэкономической деятельности в России: высокий уровень коррупции и барьеры
на таможне, криминал, рейдерство, нарушение сроков доставки товаров. К сильной
стороне внешнеэкономической деятельности в России авторы рейтинга отнесли только
широкое внедрение информационных технологий. По этому показателю страна заняла
51 место среди других государств-участников рейтинга.
Всемирный банк (ВБ) в свою очередь опубликовал доклад о российском экспорте.
В нем он призвал российские власти развивать в стране конкуренцию и инновации. «Главный
тормоз диверсификации экспорта – недостаточно развитая внутренняя конкуренция, которая
оборачивается неспособностью конкурировать и на внешних рынках. Экономика РФ
деформирована и перекошена в сторону госсобственности и госкомпаний-монополистов,
среди которых есть и энергетические компании. Доля государственной собственности в
России в два раза выше, чем в странах ЕС–10 (в эту группу входят Бельгия, Германия,
Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Великобритания, Дания, Ирландия и Греция).
Под контролем федеральных, региональных или муниципальных властей находится как
минимум одно предприятие в 16 из 19 проанализированных секторов. Это довольно высокий
показатель по сравнению со средним показателем в странах ОЭСР, где участие государства
зафиксировано лишь в девяти секторах», – отмечают экономисты ВБ [10].
Несмотря на макроэкономические успехи и другие достижения, позиция России
в сфере мировой конкурентоспособности остается слабой: в глобальном рейтинге
конкурентоспособности ВЭФ 2012–2013 гг. наша страна опустилась на одну позицию –
с 66 на 67 место [11]. Причины российских проблем – коррупция, неэффективность
госаппарата, высокие налоги. Четвертый год подряд рейтинг стран по уровню
конкурентоспособности возглавляет Швейцария.
Эксперты отмечают ряд перспективных позиций, потенциал которых для
повышения конкурентоспособности Россия пока использует не в полной мере. Это
высокий уровень образования населения, развитая инфраструктура и огромный
внутренний рынок (7-е место).
В рейтинге ВБ за 2012 г. по «легкости ведения бизнеса» Россия занимает
120 место, а в разделе «международная торговля» – 160 место. Среди индикаторов
общее –
число документов, требуемых на одну партию товаров; время, необходимое
для соблюдения процедур; затраты, связанные с прохождением всех процедур, и т. д.
Поможет ли нам ВТО?
Российская Федерация 22 августа 2012 г. официально
стала полноправным членом Всемирной торговой организации. Протокол о
присоединении РФ к ВТО вступил в силу, и Россия стала 156 членом этой организации.
Официальное присоединение России к ВТО открывает новый этап в развитии
ее внешней торговли и экономики в целом. В ходе этого этапа нашей стране предстоит
выполнить принятые на себя обязательства, а государству и бизнесу – адаптироваться
к деятельности в рамках норм и правил многосторонней торговой системы.
Вступление России в ВТО не может не отразиться на поведении участников
российского рынка. Грядущие перемены заставят бизнес действовать более
прозрачно, так как теперь его деятельность будут контролировать не только российские
власти, но и представители других стран.
У России есть один путь: путь быстрого экономического развития,
диверсификации, путь создания современной высокоразвитой экономики, основанной
на свободной рыночной конкуренции, развитом частном секторе.
Для укрепления
позиций отечественных производителей на мировых рынках и внутри страны
необходимо приступить к расширению источников конкурентных преимуществ за счет
включения в их число инвестиций и инноваций. Интенсивное развитие экспорта могло
бы стать для России значимым источником повышения темпов экономического роста,
эффективного использования интеллектуальных, трудовых и материальных ресурсов.
Разумеется, речь идет не столько о традиционных поставках топлива и сырья, сколько
о коренном изменении технологического профиля экспорта в пользу продукции
обрабатывающих отраслей, в первую очередь
–
наукоемких изделий и услуг.
Факьлры производства белорусь
Республика Беларусь обладает рядом преимуществ для активного участия в международном движении факторов производства: выгодное географическое положение; развитая система транспортных коммуникаций и производственная инфраструктура; значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда полезных ископаемых; промышленный комплекс и мощная строительная база; относительно развитые научно-технический и инновационный потенциалы, достаточно высокий образовательный и профессиональный уровень кадров; многосторонние внешнеэкономические связи.
Эффективная интеграция Беларуси в мировую экономику невозможна без участия в различных международных экономических организациях. Основными задачами сотрудничества с международными экономическими организациями являются следующие:
1. наращивание позитивного восприятия Беларуси как полноправного и активного участника процесса международного сотрудничества;
2. укрепление доверия к республике как к перспективному партнёру;
3. обеспечение национальной безопасности посредством участия в многосторонних соглашениях и форумах;
4. активизация сотрудничества в целях расширения объёмов финансовой и технической помощи Республике Беларусь;
5. формирование условий для реализации государственной политики;
6. интеграция РБ в мировое экономическое пространство.
В настоящее время Республика Беларусь является членом 60 международных организаций. В стране функционирует чёткий и эффективный механизм координации многостороннего международного сотрудничества, особенно, что касается выполнения финансовых обязательств перед организациями. Практическая отдача от участия Беларуси может носить различный характер, однако сотрудничество в целом выгодно нашему государству.
Особую актуальность на этапе вхождения Беларуси в мировое хозяйство является её вхождение во Всемирную Торговую Организацию.Процесс вступления страны в ВТО предопределяет необходимость совершенствования нормативно-правовой базы внешней торговли в направлении либерализации в соответствии с нормами и правилами этой организации (сокращение объёмов квотирования и лицензирования экспорта, отмена экспортных пошлин и замена их внутренними налогами, ослабление внешнеторгового режима, сокращение субсидирования импорта, совершенствование мер нетарифного регулирования и т.д.)
Но Беларусь пока не является членом ВТО и находится в дискриминационном положении на мировом рынке. Она несет убытки от антидемпинговой политики; в её отношении действуют ограничения на поставки высоких технологий. К тому же Беларусь пока не готова к вступлению в ВТО, но в данном направлении ведётся постоянная работа.
Беларусь является активной сторонницей восстановления хозяйствен-ных связей и углубления интеграционных процессов в рамках СНГ. Наиболее тесными являются экономические отношения между Россией и Беларусью. Ориентация Беларуси на более тесные связи с Россией предопределила и необходимость тесного научно-производственного сотрудничества в этом направлении. Обеими странами разработаны государственные программы создания единого научно-технического пространства, ведётся работа по созданию единой патентной системы. Восстанавливаются и производственные кооперативные связи.
Для Республики Беларусь выделяют 2 основные формы международного движение факторов производства — миграция капитала и миграция рабочей силы.
Миграция капитала — это перемещение капитала из одной страны в другую в поисках более прибыльного приложения. Миграция капитала без перемещения собственника получила название вывоз капитала.
В существующем положении РБ для неё больше актуален ввоз капитала. Мотивами ввоза являются:
а) получение дополнительных кредитов;
б) внедрение передового опыта;
в) расширение производства;
г) создание дополнительных рабочих мест.
Однако в меньшей степени существует ещё вывоз капитала. Причина-ми для вывоза капиталаиз РБявляется существование в странах, куда экспортируется капитал, более дешевого сырья и рабочей силы; а также улучшение интернационализация производства.
Выделяются еще мотивы вывоза капитала:
1. лучшие условия за рубежом;
2. объединение фирм разных стран;
3. расширение рынков сбыта;
4. снижение транспортных издержек.
Международный рынок капиталов в РБ обеспечивает развитие миграции товаров, международный обмен информацией и технологиями, реорганизацию фирм, структурную перестройку и др. Экспорт капитала способствует появлению таких новых форм международных экономических связей, как долгосрочная аренда оборудования (лизинг), субподрядные контракты на оказание инженерно-строительных работ (инжиниринг), технологических, финансовых и других услуг.
Для привлечения иностранного капитала в Беларуси используются следующие меры:
1) налоговые стимулы — установление прямых налоговых льгот, от-срочки уплаты налогов за инвестированиекапитала, освобождение от тамо-женных платежей импорта оборудования, сырья, комплектующих изделий и др.;
2) финансовые методы стимулирования иностранных капиталовложений в виде субсидий, займов, кредита и гарантий их предоставления. Предоставление финансовых льгот зависит от конкретных регионов, отраслей экономики и др.;
3) нефинансовые методы направлены на создание условий для эф-фективного функционирования иностранного капитала (обеспечение факторами производства, информацией, развитие транспорта и других коммуникаций, создание специальных экономических зон).
Таким образом, Беларусь, можно сказать «живёт» иммиграцией меж-дународного капитала.Рост прямых зарубежных инвестиций в РБ связан с деятельностью многонациональных фирм, которые в послевоенный период превратились в важный элемент мировой экономики. Фирма считается многонациональной, если: во-первых, она осуществляет продажи своей продукции более чем в одной стране; во-вторых, ее филиалы или предприятия расположены в двух или более странах и, в-третьих, ее собственники являются резидентами различных стран.
Причины возникновения многонациональных фирм в РБ весьма разнообразны, но все они в той или иной степени связаны с несовершенством рынка и, в частности, с наличием тарифов и других ограничений на пути развития международной торговли, сильной монопольной властью производителей факторов производства, валютным контролем, транспортными издержками, характером отдачи от масштаба, различиями в налоговом законодательстве и т. д.
Международная миграция рабочей силы — это перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую в поисках работы и лучших условий жизни. Миграция рабочей силы включает в себя эмиграцию и иммиграцию. Эмиграция рабочей силы — это выбывание части трудовых ресурсов за границу. Иммиграция — приток трудовых ресурсов из-за границы.
Объективные предпосылки миграции рабочей силы — неравномер-ность процесса накопления ее в отдельных странах, что приводит к образованию относительного перенаселения в одних странах и недостатку рабочей силы — в других.
Сегодня появились новые центры притяжения иностранных трудящихся и, как следствие, изменились направления основных миграционных потоков: в Западную Европу в связи с образованием ЕС (здесь на начало 90-х годов насчитывалось более 13 млн. официально зарегистрированных иммигрантов); из одних развивающихся стран в другие, из более развитых стран в менее развитые.
Основным направлением миграции рабочей силы является ее движение из экономически менее развитых стран в более развитые государства. В условиях научно-технической революции (НТР) появляется новая форма миграции рабочей силы — миграция научно-технических кадров. В поисках лучших условий для применения своих сил и более высокого уровня жизни ученые, инженеры, врачи и другие высококвалифицированные специалисты переселяются из Западной Европы в США. В результате такой миграции экономике стран—экспортеров рабочей силы наносится существенный ущерб, так как они лишаются наиболее ценных работников, что является существенной проблемой для РБ.
Беларусь - полиэтническое государство, где вместе с белорусами (81,2% от всего населения) проживают представители более 130 национальностей: русские (11,4%), поляки (3,9%), украинцы (2,4%), татары, азербайджанцы, армяне, латыши, корейцы, немцы, грузины, осетины, цыгане, молдаване и другие. Так, например, численность населения РБ за последние пять лет выросла за счет миграциипримерно на 87,4 тыс. человек.
Но, тем не менее, из Беларуси ежегодно уезжает минимум 3 процента экономически активного населения. Для этого послужили экономические и внеэкономические причины. Экономические — кризис, снижение спроса на низкоквалифицированную рабочую силу и чрезмерный рост ее предложения; увеличение спроса на высококвалифицированных специалистов в развитых странах; межгосударственные различия в заработной плате. Внеэкономические — демографические, политико-правовые, религиозные, национальные, культурные, семейные, психологические, экологические.
Таким образом, на сегодняшний день происходит реальный отток из страны высококвалифицированной рабочей силы, которая не может найти в Беларуси работу с достойной оплатой.
В основе миграционной стратегии Республики Беларусь должно быть привлечение высококвалифицированной рабочей силы.Проблему же недостатка рабочей силы внутри РБ необходимо решать путем ликвидации излишней занятости на промышленных предприятиях, в других сферах национальной экономики (например, на транспорте) и перераспределением высвобожденных работников между отраслями на основе совершенствования системы подготовки и переподготовки кадров, а также внедрения трудосберегающих технологий.
Заключение
На развитие белорусской экономики в значительной степени оказывают влияние общемировые тенденции, а именно – интернационализация и открытость национальных экономик, стремление к более тесному взаимодействию стран, интеграционные процессы. Это обусловлено как сбытом продукции, так и потребностью в обеспечении ресурсами. Наша страна имеет ограниченный набор ресурсов, в том числе и научно-технических. Мы нуждаемся в новых технологиях и в привлечении иностранных инвестиций для развития конкурентоспособных отраслей. В своём развитии РБ ориентируется на модернизацию экономики и расширение внешней торговли. Также важной задачей является дальнейшее укрепление национальной экономики. Внешне-экономическая деятельность РБ должна строиться на активной интеграции в глобальное экономическое пространство. Поэтому надо как можно лучше совершенствовать участие Республики Беларусь в международном движении факторов производства.