Положение
о проведении турнира по коммуникативным боям ДОД «Юность» и УРО «РДШ»
Цель и задачи
Целью боев является формирование навыков аргументированного спора и умений командной работы.
Основные задачи:
¾ расширение образовательного пространства учащихся, предполагающего больший уровень самостоятельной активности;
¾ расширение видов познавательной и социально-значимой деятельности;
¾ развитие навыков ораторского искусства на публике;
¾ развитие умения убеждать, реагировать на аргументы и вопросы оппонентов;
¾ развитие логического и критического мышления;
¾ развитие умения работать с большим объемом библиографического материала.
Организаторы
Общее руководство подготовкой и проведением Коммуникативных боев осуществляется Организационным советом ДОД «Юность» и УРО «РДШ». Непосредственное проведение возлагается на кураторов городов и районов с привлечением Детских советов.
Участники
Данное мероприятие ориентировано на школьников 8, 9, 10 и 11 классов общеобразовательных школ – участников ДОД «Юность» и команды РДШ.
Сроки и место проведения
Бои проводятся в 3 этапа:
1 этап – школьный (декабрь-январь)
Проводится в виде серии поединков среди учеников 8 – 11 классов, команд РДШ. Могут быть использованы предложенные темы, либо свои.
2 этап – муниципальный (февраль-март)
На 2 этап проходят команды–победительницы школьного этапа. При проведении поединков используются темы данного Положения, но не исключено использование дополнительных тем, предложенных организаторами муниципального уровня.
3 этап – республиканский (март-апрель)
Проводится в форме поединков, в которых принимают участие команды-победительницы, занявшие I места по параллелям в муниципальных соревнованиях (4 команды от муниципалитета) и команды РДШ. Сроки и место проведения третьего этапа Коммуникативных боев будут сообщены дополнительно.
Кураторы обязаны сопровождать делегации для решения организационных вопросов по ходу Коммуникативных боев.
Для участия в Коммуникативных боях командам необходимо предоставить: справку-подтверждение статуса школьника образовательной организации, заверенную печатью и подписью директора школы или билет школьника.
Заявки на участие в республиканском этапе Коммуникативных боев принимаются до 20 марта 2020 г. (см. Приложение 1) по e-mail: udmrdsh@mail.ru.
Условия
Команды, судейская коллегия и Оргкомитет принимают на себя обязательства руководствоваться во время турнира принципами этического кодекса Международной ассоциации «Дебаты».
Команды формируются из учеников одного класса в количестве 4 человека (пол не имеет значения)*. Команда РДШ – это команда актива образовательной организации, реализующей направления деятельности РДШ. Для участия в Коммуникативных боях приглашается сборная команда 8-9 классов в количестве 4 человека из одного образовательного учреждения. Участие одного и того же участника за класс и за команду РДШ не допускается!
В одном поединке одновременно играют 2 человека от команды.
* Уважаемые педагоги, при формировании команды просьба учитывать индивидуальные особенности детей (религиозную принадлежность, моральные принципы, идеологические взгляды и др.)
6. Порядок проведения турнира:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
6.1. Турнир проводится в виде серий коммуникативных поединков по заранее заданным темам. В рамках одной темы можно отстаивать одну из двух противоположных позиций (утверждение – «За», опровержение – «Против»).
6.2. В одном поединке участвуют две команды.
6.3. В команде должна быть установлена очередность участия в поединках. Один и тот же член команды не может принимать участие в нескольких поединках подряд. Участники должны чередоваться!
6.4. В поединке участвуют и выдвигают аргументы оба участника одной команды, участие по принципу «один говорит, один молчит» не допускается!
6.5. Начало поединка:
· Право выбрать тему поединка определяется путем жеребьевки.
· Команда выбирает тему и выдвигает своих представителей на поединок.
· Возможность выбрать позицию в споре имеет команда, которая не выбирала тему поединка.
· На выбор темы и выбор позиции каждой команде даётся по 30 секунд. Команда, не успевшая сделать выбор за 30 секунд, считается проигравшей.
6.6. Продолжительность поединка – 5 минут.
6.7. Одна команда защищает свою позицию не более 30 секунд, потом передает право голоса соперникам.
6.8. Решение членов жюри и рефери в ходе игры обсуждению не подлежит.
6.9. Работа жюри:
· Количество членов жюри является нечётным, точное количество решается перед началом игр, но не может быть меньше 3.
· Каждый из членов жюри поднимает карточку цвета той команды (цвет команд-противников определяется организаторами), которой он считает победителем. Одна карточка дает команде 1 балл.
· Если член жюри не может сделать выбор в пользу одной из команд, то он поднимает белую карточку, которая дает каждой команде 0 баллов, но в течение игры судья имеет право поднять ее 1 раз.
· Счет встречи определяется соотношением карточек разных цветов (суммируется число карточек каждого цвета).
· Члены жюри должны быть готовы прокомментировать свою оценку по просьбе рефери (ведущий, спортивный судья на площадке).
· Жюри должно отслеживать очередность участия членов команд в поединках согласно п. 6.3. настоящего положения.
6.10. Критерии для работы жюри
Основной критерий для судейства коммуникативных боев прост – убедительность. Тем не менее, существует несколько критериев, которые будут приняты во внимание судьями (Приложение № 2):
· Аргументация и анализ. Команда должна представить последовательный и логичный анализ темы, аргументы должны быть чёткими, убедительными и непротиворечивыми.
· Содержание. Никогда не будет лишним, если Вы приведёте примеры из реальной жизни, факты и статистику в поддержку Вашего тезиса. Но не стоит злоупотреблять фактами, они служат лишь для усиления абстрактной аргументации.
· Опровержение. Без убедительного опровержения аргументации противника достигнуть победы практически невозможно.
· Организация. Судьи ценят, когда аргументы ясно обозначены и преподнесены, различные линии аргументации разделены. Очень важно чётко представлять себе структуру своей речи.
· Стиль и риторика. Манера, в которой представлены аргументы, не менее важна, чем сами аргументы. Гладкая, отшлифованная и убедительная речь всегда впечатляет судей. Использование различных техник риторики тоже не будет лишним. Уместный сарказм и весёлые примеры тоже благоприятно влияют на большинство судей, главное не перегибать палку и быть корректным.
· Работа в команде. Важно, чтобы оба игрока в команде работали в равной степени, взаимно усиливали аргументы друг друга, были последовательны и не противоречили друг другу.
6.11. Роль рефери в коммуникативном поединке:
· Рефери объявляет начало боя.
· Никто, кроме рефери, не вмешивается в процесс коммуникативного поединка. Рефери вмешивается лишь на формальных основаниях.
· Рефери вправе остановить одного из участников поединка и передать слово другому участнику, если речь первого вышла за временные рамки.
· Рефери вправе остановить участника, если его речь вышла за рамки темы.
· Рефери вправе заострить внимание на важных позициях во время поединка.
· После окончания поединка рефери просит жюри озвучить оценки.
6.12. Чистая победа присуждается рефери в ходе самого поединка в следующих случаях:
· Молчание участника поединка в течение 30 секунд.
· Действия участника приводят к тому, что соперник вынужден признать неконтролируемую потерю позиции в ходе поединка.
· Во всех других случаях результат поединка оценивает жюри.
7. Рекомендуемые варианты тем для обсуждения
8 – 9 классы:
1. СМИ и интернет имеет вредное влияние на общество: за или против.
2. Обучение мальчиков и девочек должно быть разделено: за или против
3. Электронный дневник удобнее, чем бумажный: за или против.
4. Обязательная служба в армии: за или против
5. Существуют более сильные стимулы, чем материальный стимул: за или против.
6. Мода порабощает и уничтожает личность: за или против.
7. Экология важнее экономики: за или против.
8. Английский язык – обязательный предмет для сдачи ЕГЭ: за или против.
9. Стипендии в школах: за или против.
10. Высшее образование – залог успеха: за или против.
11. Детей нужно обучать пользоваться интернетом с малых лет: за или против.
12. Родной язык обязателен для изучения (удмуртский, татарский и др.): за или против.
13. Отмена домашнего задания в школе: за или против.
14. Где родился, там и пригодился (массовый отъезд молодежи в большие города): за или против.
15. В современном мире волонтерами становятся ради собственной выгоды: за или против.
16. Произведения культуры должны подвергаться цензуре: за или против.
17. Людям нужна мечта: за или против.
18. Легко ли быть молодым: за или против.
19. Возврат трудового воспитания: за или против.
20. Глобальная компьютеризация и IT-информатизация: за или против.
10 – 11 классы:
1. СМИ и интернет имеет вредное влияние на общество: за или против.
2. Военная сила необходима для установления мира: за или против.
3. Обязательная служба в армии: за или против
4. Существуют более сильные стимулы, чем материальный стимул: за или против.
5. Мода порабощает и уничтожает личность: за или против.
6. Экология важнее экономики: за или против.
7. Английский язык – обязательный предмет для сдачи ЕГЭ: за или против.
8. Высшее образование – залог успеха: за или против.
9. Детей нужно обучать пользоваться интернетом с малых лет: за или против.
10. Родной язык обязателен для изучения (удмуртский, татарский и др.): за или против.
11. Отмена домашнего задания в школе: за или против.
12. Где родился, там и пригодился (массовый отъезд молодежи в большие города): за или против.
13. Произведения культуры должны подвергаться цензуре: за или против.
14. Людям нужна мечта: за или против.
15. Необходимо введение обязательного распределения выпускников ВУЗов для дальнейшей работы: за или против.
16. Возврат трудового воспитания: за или против.
17. Глобальная компьютеризация и IT-информатизация: за или против.
18. Научные исследования должны быть приоритетными при разработке бюджета: за или против.
19. Европеизация российской культуры несет больше вреда, чем пользы: за или против.
20. Сегодня добровольчество используется для выполнения задач государства: за или против.
При проведении коммуникативных боев на школьном и муниципальных этапах, организаторы имеют право увеличить/изменить количество тем.
Каждая команда-победитель, занявшая I место на муниципальном этапе, может прислать свои темы в Организационный комитет до 20 марта 2020 г., где лучшие из них будут отобраны для игр на республиканском уровне. Темы, присланные в Организационный комитет, предлагаются командам только в день проведения республиканского этапа, при одинаковых баллах. Представители муниципалитета свою предложенную тему выбирать не могут.
Подведение итогов
Баллы командам за участие выставляются согласно «Общему Положению о подведении итогов среди участников УРО «РДШ» и ДОД «Юность» за 2019-2020 учебный год. Команды в каждой параллели и команды РДШ, занявшие призовые места на республиканском этапе, награждаются грамотами, ценными призами.
Приложение № 1 к Положению о проведении
Турнира по коммуникативным боям ДОД «Юность» и УРО «РДШ»
Заявка
на участие в турнире по коммуникативным боям
______________________________ город/район
Школа № _____________________класс__________________
№ п/п | ФИО | Дата рождения |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. |
Ответственный педагог _________________________________________________
ФИО, контактный телефон
Приложение № 2 к Положению о проведении
Турнира по коммуникативным боям ДОД «Юность» и УРО «РДШ»
Тезис и аргумент
Тезис (греч. thesis - положение, утверждение) - мысль или утверждение, истинность которого следует доказать.
Требования к тезису:
§ тезис должен быть истинным; поскольку универсального критерия истинности не существует, речь идет о том, что говорящий должен верить в истинность тезиса.
§ тезис должен быть сформулирован.
Операции формулировки:
1. Точно сформулировать тезис для говорящего (у него не должно оставаться никаких сомнений в отношении тезиса: в ситуации, когда вы действительно хотите что-либо доказать, любое колебание не играет вам на руку).
2. Точно сформулировать для слушателей (аккуратный выбор каждого слова и
постановка его на строго определенное место, вас должны правильно понять, не употребляйте непонятных слов).
3. Совместить первое со вторым в едином тексте (необходимо свести к минимуму потерю информации при передаче, вас должны не просто понять, а понять именно так, как вы хотели).
Аргумент (лат. argumentum - логический довод, основание, доказательство) - мысль или положение, которое используется для доказательства истинности или ложности тезиса.
Требования к аргументу:
аргумент должен быть истинным; речь также идет о вере говорящего в истинность аргумента, только в данном случае эта вера должна разделяться и слушателем, в противном случае аргумент превращается в тезис, истинность которого еще нужно доказать.
Начиная аргументировать тезис и приводя первый аргумент можно спросить: "Вы с этим согласны?". Особенно удачно можно применять этот прием в полемике. Подготавливая аргументы очень важно проанализировать, в какой мере они будут восприняты как истинные именно теми людьми, которые будут вас слушать (с учетом их эрудиции, социального положения, профессиональной принадлежности и т. д.).
К примеру, школьники наверняка согласятся с утверждением, что "сдать выпускные экзамены в школе очень трудно", следовательно, воспримут его как аргумент. А вот студенты вряд ли согласятся, так как уже имели возможность убедиться в том, что сдать вступительные в вуз значительно сложнее, т. е. утверждение потребует доказательства, аргумент превратится в промежуточный тезис. Однако ситуаций, прогнозируемых на 100% нет, нет и стопроцентно истинных аргументов.
Приложение № 3 к Положению о проведении
Турнира по коммуникативным боям
ДОД «Юность» и УРО «РДШ»
Сводная таблица турнира по коммуникативным боям