ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
культурология
(бакалавры)
Учебные тесты.
Учебный тест «Специфика первобытной культуры».
1. Исторические рамки первобытной культуры в Европе: 1)2 тыс. до н. э.;
2) 1 тыс. до н. э.;
3) 3-4 тыс. до н. э;
4) 5 тыс. до н. э.
2. В доцивилизационный период развития homo sapiens, соответствующий мезолиту:
1) происходит переход от хозяйства присваивающего типа к хозяйству производящего типа;
2) появляется членораздельная речь;
3) человек приручает собаку, изготавливает лук, стрелы;
4) человек овладевает огнем.
3. Синкретизм — это:
1) период цивилизации;
2) материальные артефакты первобытной культуры;
3) факт существования материальной культуры;
4) существование всех сторон духовной культуры в синтезе.
4. Неолитическая революция — это:
1) научно-техническая революция;
2) революция за права;
3) переход от хозяйства присваивающего типа к хозяйству производящего типа;
4) революция за землю.
5. «Хороводом великанов» первобытной культуры называют:
1) скульптуры Будды;
2) Стоунхендж;
3) египетские пилоны;
4) истуканов острова Пасхи.
6. В первобытном искусстве зверей изображали чаще, чем человека:
1) в каменном веке;
2) в бронзовом веке;
3) в железном веке;
4) в Европе.
7. «Палеолитическими венерами» называют:
1) Венеру Милосскую;
2)античную скульптуру;
3) женские фигурки из камня и кости с гипертрофированными формами тела;
4) каменных баб.
8. Наделение природных явлений человеческими качествами это:
1) анимизм;
2) тотемизм;
3) фетишизм;
4) магия.
9. Фетишизм — это:
1) вера в родственную связь с каким-либо животным;
2) поклонение неодушевленным предметам;
3) наделение природы человеческими качествами;
4) символизация предметов.
10. Вера в способность человека с помощью заклинаний воздействовать на окружающий мир:
1) магия;
2) тотемизм;
3) анимизм;
4) фетишизм.
11. Современные ученые считают, что критерием появления собственно человека является:
1) изготовление орудий труда;
2) появление мышления и языка;
3) рождение художественного творчества;
4) выделение человеком себя из мира природы.
12. Окончательный переход человека со ступени «животности» на ступень «социальности» происходит при (исключить несоответствующее):
1) подчинении биологических инстинктов общественному контролю;
2) укреплении внутриобщественных связей;
3) развитии антропогенных характеристик;
4) выделении в определенный биологический вид.
Учебный тест «Культура Месопотамии».
1. В 4 тыс. до н. э. возникла речная цивилизация Месопотамии в долине:
1) рек Янцзы и Хуанхэ;
2) рек Тигр и Евфрат;
3) рек Инд и Ганг;
4) реки Нил.
2. В 3 тыс. до н. э. современные ученые-исследователи отмечают «экономическое чудо»:
1) в Аккаде;
2) в Китае;
3) в Шумере;
4) в Вавилоне.
3. Цель сакрального характера знаний:
1) постижение законов мира;
2) знания не ради знаний, а для господства над массами;
3) исследование законов общества;
4) знания для лучшего обустройства общества.
4. Вкладом шумерцев в мировую культуру является:
1) основание Александрийской библиотеки;
2) литературно-мифологический эпос о Гильгамеше;
3) поэтическое стихосложение — танка;
4) основание театра.
5. Принцип «талиона» появился впервые:
1) в европейской правовой системе:
2) в Библии;
3) в своде законов Хаммурапи;
4) в законах Шульги.
6. По Библии райский сад находится:
1)в Вавилоне;
2) в долине Ганга;
3) в Египте;
4) в долине реки Евфрат.
7. В мировой практике юриспруденции в Шумере впервые возникли:
1) кодекс Юстиниана;
2) правовая система Европы;
3) законы Шульги;
8. В 1849 г. английским путешественником Лейярдом была найдена «библиотека» глиняных табличек прираскопках храма царя:
1) Навуходоносора;
2) Ашшурбанипала;
3) Кира Великого;
4) Дария I.
9. Прототипом библейской Вавилонской башни являлся:
1) зиккурат, посвященный богу Мардуку;
2) Пантеон;
3) Эйфелева башня;
4) храм бога Солнца.
10. Вклад вавилонян в мировую науку выразился в:
1) высоком уровне знаний анатомии человека;
2) шестидесятиричной системе счисления;
3) умении вычислять объем усеченной пирамиды, цилиндра;
4) теореме Пифагора.
11. Характерными особенностями месопотамской культуры являются (исключить несоответствующее):
1) сакральный характер знаний;
2) признание правомерности смерти;
3) бессмертие человека и смысл его жизни видели в борьбе со злом;
4) отсутствие монументального искусства.
12. В истории Месопотамии находятся истоки библейской мифологии (исключить несоответствующее):
1) о сотворении мира;
2) о путешествии Одиссея;
3) о Всемирном потопе;
4) о Вавилонском столпотворении.
Учебный тест. «Вклад древней Индии в мировую культуру».
1. Древнейшая культура Индии:
1) Кушано-Гуптская;
2) Великих Моголов;
3) Маурьев;
4) Хараппа и Мохенджо-Даро.
2. Индийская кастовая система имела закрепление: 1)в Типитаке;
2) в Аджурведе; 3)в «Рамаяне»; 4) в Ведах и законах Ману.
3. Основоположником буддизма (623-544 гг. до н. э.) является:
1) Сиддхартха Гаутама;
2) Ашока;
3) Брахма;
4) Свами Прабхупада.
4. Культовые сооружения буддизма времен Ашоки: 1)пагоды;
2) минареты;
3) ступа и стамбха;
4) храмы.
5. «Срединный путь» в буддизме предполагал:
1) отказ от аскетизма;
2) путь медитаций;
3) отказ от пышности в отправлении культов;
4) умеренность и избежание крайностей.
6. Хинаяна и махаяна являются частями религиозно-философско! го учения:
1) индуизма;
2) буддизма,
3) джайнизма;
4) конфуцианства.
7. Религиозно-философскими комментариями Вед являются:
1) «Махабхарата»;
2) Типитака;
3) Упанишады;
4) Ригведа.
8. Величайшим памятником империи Великих Моголов, в котором отразился синтез индуистской и мусульманской культурной традиции, является:
1) пещерные храмы Аджанты;
2) мавзолей Тадж Махал;
3) дворец Акбари Махал;
4) террасные сады Бабура.
9. В культурной традиции Индии выражение «цепь твоих деяний! предопределяет новое рождение» адекватно отражает следующее понятие:
1) нирвана;
2) карма;
3) йога;
4) дхарма.
10 Высказывание Д. Неру: «Живи и не мешай жить другим» отражает суть религии повседневности:
1) индуизма;
2) брахманизма;
3) ведизма;
4)буддизма.
11. Касты в отличие от варн обладали:
1) обязательствами взаимопомощи;
2) внутренней администрацией;
3) профессиональной спецификой и регламентацией производственного процесса;
4) различиями в происхождении.
12. Учение об истинных ценностях, которые заключены в самом человеке и не зависят от знатности и богатства:
I) мусульманство;
2)индуизм;
3) буддизм;
4) джайнизм