Цитат-панорама
Под общим названием «Пушкин о нас» на демонстрационных стендах
можно развернуть выставку «советов» от Пушкина и современных
фотоиллюстраций, прокомментированных пушкинскими строками. Пушкин
лукаво наставляет: «Быть можно дельным человеком и думать о красе
ногтей», «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань» и др. На
этом стенде отражены строки из «Евгения Онегина», «Бориса Годунова»,
«Моцарта и Сальери», письма А.С. Пушкина брату Льву (1822). Это широкие
жизненные обобщения, полезные для людей любого возраста, пола,
характера.
Другая подборка цитат, напротив, призвана помочь читателю
обнаружить в себе черты индивидуальной неповторимости. Ее общий
эпиграф – «Себя как в зеркале я вижу». С ним может согласиться и склонная
к созерцательности девушка («Задумчивость, ее подруга…», и юный щеголь
(«Острижен по последней моде, как денди лондонский одет…»), и амбициозный
молодой человек («Мы почитаем всех нулями, а единицами – себя).
Книжные закладки-памятки «Крылатые строчки Пушкина»
Используются в индивидуальной работе в качестве поощрения как
детей, так и взрослых во время рекомендательных бесед и бесед о
прочитанном, а также на массовых мероприятиях для награждения за
правильные ответы. Могут раздаваться в рекламных целях на флешмобах и
Пушкинском дне.
Флешмоб «День Пушкина»
Флешмоб (от англ. flashmob: flash – вспышка; миг, мгновение; mob –
толпа; вместе переводится как «вспышка толпы» или как «мгновенная
толпа») – это заранее спланированная массовая акция, в которой большая
группа людей (мобберы) внезапно появляется в общественном месте и
быстро выполняет заранее оговорённые действия неуместного в данной
обстановке содержания и затем одновременно быстро расходится в разные
стороны, как ни в чём ни бывало.
Цель флешмоба «День Пушкина» заключается в привлечении внимания
к праздничной дате, популяризации пушкинского наследия и приобщения
к нему молодежи, что особенно актуально сейчас, в эпоху стремительно
развивающихся технологий.
В вашем населенном пункте определяются места, где обычно в назначенное
время бывает достаточно много людей (это может быть центральная площадь,
место перед торговыми или административными зданиями, школьный двор во
время большой перемены и др.).
Группа молодежи (не менее 10-15 чел.) одновременно, но поодиночке
подходит в условленное место и время, и в костюмах пушкинского времени в
течение нескольких минут дефилирует перед жителями, разыгрывает разные
сюжеты из пушкинских произведений (например, дуэль Онегина с Ленским).
Главное, что бы это было неожиданно и необычно. Мобберы после выступления
могут раздать приглашения на Пушкинский праздник, шарики или книжные
закладки-памятки «Крылатые строчки Пушкина» и затем быстро разойтись. Если
есть проблема с костюмами, можно на груди прикрепить плакаты с наименованием
литературных персонажей, выступление может сопровождаться музыкой и т.п. –
фантазия безгранична. Молодежь, танцующая хип-хоп, может представить
флешмоб в виде этого танца. Все должно быть стильно, достойно, но не развязно.
Квест
Библиотека может стать большой площадкой для командных игр. Такая
форма, как квест, пользуется большой популярностью у молодежи.
Литературный квест – это прежде всего увлекательное путешествие по
библиотеке. К участию в квесте приглашаются команды учащихся школ.
Состав команд – от 4 до 6 человек. Посредством жеребьевки разыгрываются
маршрутные листы с обозначением последовательности остановок,
индивидуальные для каждой команды. Квест предполагает прохождение всех
этапов в порядке, указанном в маршрутном листе. По времени он длится не
более 1 часа. На каждой остановке команды отвечают на вопросы или выполняют
творческие задания.
«Путешествие с Пушкиным» - литературная интеллектуальная игра- квест.
Игра предполагает выход за рамки школьной программы и школьных знаний.
Это попытка заинтересовать ребят и стимулировать их читательскую активность.
В отделах, по которым пролегает маршрут квеста, ставятся небольшие выставки.
Как правило, это уменьшенный вариант большой экспозиции или всего несколько
книг, необходимых для выполнения конкретных заданий. На данных мероприятиях
соблюдается основное правило библиотеки – книга в центре внимания.
Вопросы и задания могут быть самыми разнообразными. Ребятам можно
предложить посмотреть на портрет А.С. Пушкина и ответить на вопрос:
«Какой русский художник является автором этого портрета?». Лучше не давать
готовых вариантов ответа, а дать возможность ребятам самим найти в альбомах
по искусству на выставке-подсказке нужный ответ. Можно давать задания по
каталогам и картотекам. Например: «Сколько томов в полном собрании сочинений
А.С. Пушкина?». Можно предложить и другое задание, направленное на отработку
умения пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками: «Вашему
вниманию представлена справочная литература. Определите, в каком из этих
изданий нет сведений об А.С. Пушкине».
Можно также разработать задания, связанные с поиском в Интернете.
Формулировать задание нужно таким образом, чтобы ответ на него не выходил
бы сразу, а требовалось умение ориентироваться в сетевом пространстве.
Сложнее всего разрабатывать задания по краеведению для подобных квестов
– нужно, чтобы в заданиях прослеживалась взаимосвязь между писателем и
Симбирским краем. Например: «Для какого произведения собирал материал
А.С. Пушкин в Симбирской губернии?».
В рамках творческих заданий ребята могут составить словесный портрет
Пушкина, прочитать по ролям отрывок из прозаических произведений поэта,
разгадать кроссворд «Александр Сергеевич Пушкин»
(https://bibnout.ru/2010/02/08/rabota-s-chitatelyami/aleksandr-sergeevich-pushkinkrossvord/).
Квест можно проводить и на улице. Задания представляют собой головоломки,
зашифрованный текст, по которому можно отгадать некоторое место в населенном
пункте или действия, которые должны произвести полевые игроки (обычно один из
уровней представляет собой флешмоб).
В качестве примера для разработки своей игры можно использовать квест-игру по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
(https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/esse-kvest-igra-po-povesti-aspushkinakapitanskaya-dochka).
Сценарии мероприятий по творчеству А.С. Пушкина. Публикации в журналах
1. Казанцева, И.Л. Пушкиниана: [литературная викторина, содержащая разнообразный и редкий материал о творчестве А.С. Пушкина] / Ирина Леонидовна Казанцева // Читаем, учимся, играем. – 2005. – № 1. – С. 46–50.
2. Шеламова, Г.Н. «Себя как в зеркале я вижу...»: [литературно-художественная композиция, посвященная портретам А.С. Пушкина, для 8-11-х классов] / Галина Николаевна Шеламова // Читаем, учимся, играем. – 2010. – № 3. – С. 4–13.
3. Стефанова, Л.М. Цифры рифмам не помеха: [cценарий литературно-математической викторины, посвященный А.С. Пушкину, для 6-8-х классов] / Лариса Михайловна Стефанова // Читаем, учимся, играем. – 2018. – № 3. – С.
11–14.
4. Шадрина, В.А. И каждое слово его необъятно: [литературно-музыкальный вечер о творчестве великого поэта А.С. Пушкина] / Вера Анатольевна Шадрина // Читаем, учимся, играем. – 2017. – № 3. – С. 47–51.
5. Цветкова, Е.А. «Солнце русской поэзии»: [игра в форме литературного казино, посвященная жизни и творчеству А.С. Пушкина, для 9-11-х классов] / Елена Александровна Цветкова // Читаем, учимся, играем. – 2006. – № 4. – С. 42–45.
6. Вовнейко, Е.В. Окрыленный музой: [cценарий литературно-
математической викторины, посвященный А.С. Пушкину, для 7-10-х
классов] / Елена Викторовна Вовнейко // Читаем, учимся, играем. – 2019.
– № 3. – С. 6–11.
7. Аполлонова, Г.В. Пушкин и театр: литературный вечер, посвященный драматическим произведениям великого русского поэта / Г.В. Аполлонова // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 8. – С. 24 -30.
8. Зархи, С. Б. Пушкинская Москва: литературно- художественная композиция, рассказывающая о тех местах, где жил, бывал и любил гулять поэт / С. Б. Зархи // Читаем. Учимся. Играем. – 2011. – №3. – С. 20-37.
9. Чуринова, Л.И. "Пушкина читать до победного!": литературная композиция / Л.И. Чуринова // Читаем, учимся, играем. – 2012. – №9. – С.68-71.