РЕФЕРАТ
ПО ТРАНСПОРТНОЙ ГЕОГРАФИИ
На тему
ГАЗ ИЗ АЛЖИРА В ЗАПАДНУЮ ЕВРОПУ
Выполнил: студент 1 курса ФТТС 4 группы ДУБОВ Я.О.
Проверил: преподаватель дисциплины СТЕБА А.А.
Одесса – 2012 г.
Содержание
стр. | |||
Причины грузопотока и его величина…………………………………………. | |||
Транспорт………………………………………………………………………… | |||
Страна – Экспортер…………………….…………………………..…………… | |||
Порты отправители груза ……………………………………..……………….. | |||
Страна - Импортер …….………………………………………….……............ | |||
Порты-получатели груза…………………………………………………..……. | |||
Характеристика груза…………………………………………………..…… ……. | |||
Выбор рационального морского путиперевозкигруза………..…… | |||
Список литературы …………………………………………………………….. | |||
Причины грузопотока и его величина
Особенность экономики Испании на любом этапе развития заключалась в относительно слабой обеспеченности полезными ископаемыми. По добыче В топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) проблема заключается в том, что, имея одни из самых высоких темпов роста в ЕС, Испания не обеспечивает себя энергией самостоятельно и находится в зависимости от иностранных экспортёров. В 2004 году страна импортировала 78,9 % потреблённых энергоносителей. В Испании имеются свои запасы нефти, разработка которых началась в 1964 году. На январь 2005 года количество доказанных запасов нефти составило 21,6 миллионов тонн. В 2004 году добыча нефти сократилась до 255 тысяч тонн, хотя в 1990 году она составляла 1,4 миллионов тонн. Данное сокращение является следствием недостатка инвестирования в разведку нефтяных и газовых запасов. Потребление нефти в 2009 году составило 63 673 тыс. т. Практически вся нефть была импортирована из-за рубежа. В стране эксплуатируется 7 нефтяных месторождений (Alga, Ayoluengo, Barracuda, Boqueron, Casablanca, Chipiron, Rodaballo). Самое крупное из них (Casablanca) расположено на средиземноморском шельфе страны.Большую часть газа страна покупает у таких стран как Алжир.
В последнее время испанское правительство уделяет большое внимание альтернативным источникам энергии и гидроэнергетике, входя в пятерку стран-инвесторов в альтернативную энергетику
ТРАНСПОРТ
Рис 1 Газовоз |
В отличие от танкеров, грузовые танки которых образуют элементы конструкции корпуса, газовозы имеют вкладные грузовые цистерны - цилиндрические (вертикальные или горизонтальные), сферические или прямоугольные. Газовозы, предназначенные для перевозки сжиженного природного газа метана, который перевозятся в охлажденном состоянии (до -161,5° С), имеют только прямоугольные цистерны с надежной изоляцией.
Рис 2 Газовоз |
Рис.3 Газовоз |
В настоящее время быстро развивается класс комбинированных судов, то есть судов, приспособленных дли перевозки нескольких определенных родов груза. К этому классу грузовых судов относятся нефтерудовозы, хлопколесовозы и тому подобные.
СТРАНА - ЭКСПОРТЕР
Алжирская народная демократическая республика – государство в Северной Африке, в западной части Средиземноморского региона. На севере на протяжении 1300 км омывается Средиземным морем. Сухопутные границы (6 тыс.м): на западе с Марокко, Западной Сахарой и Мавританией, на юге с Мали и Нигером, на востоке с Тунисом и Ливией.
Рис 4 Алжир |
Площадь – 2381 тыс.кв.км; это второе по величине африканское государство. Численность населения – 33,3 млн чел. (2006); средняя плотность – 14 чел. на 1 кв.км, но 93% населения сосредоточено в узкой полосе средиземноморского побережья и в некоторых горных районах (Кабилия), где плотность достигает 300 чел./кв.км. Городское население составляет 58% общей численности.
Крупнейшие города – столица страны Алжир (в 2001 г. 2,6 млн чел.), другие (тыс.чел.): Оран (717), Константина (505), Батна (265), Аннаба (235), Сетиф (231), Сиди-бель-Аббес (197).
Алжир занимает 5-е место в мире по запасам природного газа, 12-е — по запасам нефти и 2-е после РФ по объёму экспорта газа.
Алжир также входит в десятку наиболее значительных производителей и поставщиков сжиженных (природного и нефтяного) газов. Сегодня доля сжиженного газа в общей совокупности газовых поставок Алжира превышает 35%, по темпам роста доходов от экспорта газа страна стабильно занимает первое место в мире.
В промышленности ведущая роль принадлежит нефтегазовой отрасли. Среднегодовая добыча нефти — 62 млн т, газа — 60 млрд м3, 1/3 добываемой нефти и 15% газа потребляются внутри страны
Алжир входит в число основных поставщиков газа в Европу. На его долю приходится 10% всех поставок этого вида энергоносителей в государства-члены Европейского Союза.
Алжир экспортирует 60,8 млрд кубических метров в год. Практически все "голубое топливо", за исключением небольшого объема, поставляемого в США (3,5 млрд кубических метров в год) и Тунис, направляется в Европу. Среди европейских покупателей алжирского газа первое место занимает Италия (25,25 млрд кубических метров), далее следуют Испания (13,45 млрд млрд кубических метров), Франция (8,0 млрд), Бельгия, Турция, Португалия, Греция.
Ожидается, что сейчас экспорт газа вырастет до 100 млрд кубических метров в год, а к 2020 году - до 120 млрд кубических метров.
Главные экспортные товары — нефть, газ, нефтепродукты — 97,27%. Основные поставщики импортной продукции (%): Франция — 25,12, США — 11,22, Италия — 10,52, Германия — 8,04, Испания — 5,28 и другие страны — 36,22. Экспортные потоки направлялись (%): в Италию — 21,6, в США — 14,86, во Францию — 13,7, в Испанию — 10,17, в другие страны — 40,3.
Морской транспорт выполняет 70% внешнеторговых грузовых перевозок
Почти вся внешняя торговля осуществляется через семь основных алжирских портов.
Главные морские порты: Алжир, Арзев, Аннаба, Беджайя, Оран, Мостаганем, Скикда.
.
Порты-отправители груза
Алжир
Рис 5 Схема порта Алжир |
Акватория порта делится широкими пирсами па три участка: Старый порт, бассейн Ариер и бассейн Мустафа. Мыс Амираите образует старинную гавань Дарсы, которая сейчас используется дли стоянки яхт. Северный вход глубиной 21 м ведет в Старый порт. На широком пирсе Джефпа находится пассажирский морской вокзал. Напротив него, на широкой части волнолома расположена нефтебаза. Узким проходом междлу молом Муше и коленом волнолома Старый порт сообщается с нейтральным участком — бассейном Арриер, в котором находятся механизированная установка для погрузки руды. Бассейн Мустафа используется для пакетных и контейнерных грузов.
Широта: 36°46'00'' Северной Широты
Долгота: 03°06'00'' Восточной Долготы
Высота над уровнем моря: 8
Оран
Рис. 6 порт Оран |
Порт располагает удобной и безопасной якорной стоянкой с глубинами от 36.5 до 63.9 м. Он защищен двумя волноломами с шириной прохода между ними 150 м, глубина у входа в порт – 23.7 м, Акватория порта – 122 га. Глубины в порту – 10 м, у причалов – от 7.3 до 11.8 м. Порт располагает примерно 20 причалами для сухогрузных судов с глубинами у причалов от 36.5 до 63.9 м, молом № 1 для танкеров с глубинами до 11.8 м и молом № 2 для танкеров с глубинами до 10 м. Общая длина причального фронта порта – около 2825 м. длина причалов для танкеров – около 545 м. Во Внешней гавани имеются швартовые буи для ошвартовки семи крупнотоннажных судов. Причалы порта оснащены 29 электрическими портальными кранами грузоподъемностью от 40 до 400 т. Грузовместимость зернового элеватора – 30 тыс. метр., интенсивность погрузки – 80-150 т на 1 люко-ч, а выгрузки – 75-80 т на 1 люко-ч. Общая площадь закрытых складских помещений порта – около 4 га, площадь открытых складов – более 40 га. Имеются обширные емкости для хранения нефти, дизельного топлива и газойля, оснащенные нефтепроводами и насосным оборудованием.
Широта: 35°42'00'' Северной Широты
Долгота: 00°39'00'' Восточной Долготы
Высота над уровнем моря: 22
Арзев
Рис. 7 порт Арзев |
Широта: 35°49'00'' Северной Широты
Долгота: 00°16'00'' Восточной Долготы
Высота над уровнем моря: 4
Характеристика порта. Порт расположен на побережье залива Арзев, в нескольких милях к востоку от Орана. Через порт ввозят нефть, бензин, строительные материалы, генеральные грузы, серу; вывозят травы, волокна растительные, соль, газ.
Планом развития порта предусматривается строительство терминала для обработки неочищенной нефти и завода по производству аммония. Рассматривается возможность и проект постройки в Арзеве нефтеочистительного завода.
При подходе к заливу Арзев судам следует обращать внимание на видимые с моря многочисленные навигационные знаки. На определенном расстоянии с моря видны нефтехранилища.
Порт Арзев состоит из Коммерческой гавани (Commercial port) и расположенного примерно в 1 миле от волнолома порта — танкерного морского терминала (Oil Sea Terminal).
Глубины у входа в порт — 16 м. Хорошо защищенные и удобные места якорных стоянок расположены в Коммерческой гавани и у причалов для обработки сжиженного метана.
Танкерный терминал (его примерные координаты 35°50' с. ш. и 0°16/ з. д.) состоит из 3 открытых морских причалов. К причалам № 1 и 2 могут швартоваться танкеры дедвейтом от 23000 до 100000 т, глубина у причала № 1 — 26,5 м, у причала № 2 — 28,0 м. Погрузка сырой нефти у этих причалов выполняется с интенсивностью не менее 3000 т/ч. К причалу № 3 могут швартоваться танкеры дедвейтом до 150000 т и длиной от 198 до 300 м. Интенсивность погрузки сырой нефти — от 3300 до 5600 т/ч. Терминал оснащен нефтепроводами диаметром 0,7 м, оканчивающимися шлангами диаметром 0,3 м для откачки балласта. Танкеры более 80000 т двт. производят погрузку нефти и откачку балласта одновременно. Танкеры более 100000 т двт. должны немедленно отходить от причала N° 3 при северо-западном или юго-западном ветрах.
Постановка танкеров к причалам иногда затрудняется при неблагоприятной погоде, особенно при мертвой зыби северо-восточного направления (чаще всего это явление наблюдается в январе и феврале).
Глубина у мола № 3 (Mole № 3) с южной стороны — 8 м, с северной стороны — 4,5 м. Глубина у мола № 4 (Mole № 4) с южной стороны — 9 м.
Метановый мол (Methane Mole) состоит из 2 причалов для погрузки сжиженного метана. Глубина у обоих причалов — 10 м. Грузовые операции выполняются с использованием судового перегрузочного оборудования.
Широта: 35°49'00'' Северной Широты
Долгота: 00°16'00'' Восточной Долготы
Высота над уровнем моря: 4
Рис. 8 Испания |
Королевство Испания. Расположена на юго-западе Европы (занимает св. 4/5 Пиренейского полуострова, а также острова Балеарские в Средиземном море и Канарские в Атлантическом океане). Общая площадь — 506 тыс. км2, численность населения — 40,2 млн. чел. Общая протяжённость морских границ 4964 км, сухопутных — 1918 км. Берега Испании. слабо расчленены, но на севере и северо-западе в Бискайском заливе имеется ряд удобных бухт, являющихся естественными гаванями. Испания. граничит на севере с Францией (длина франко-испанской границы 623 км) и на коротком участке с Андоррой (62,3 км), на западе — с Португалией (1214 км), на юго-западе — с Гибралтаром (1,2 км), на юге — с Марокко (Сеута, 6,3 км и Мелилья, 9,6 км).
Столица — г. Мадрид (3 млн чел.,). Денежная единица — евро. Государственный язык — испанский (кастильское наречие).
Член международных организаций: ООН (с 1955), НАТО (1981), ЕС (1986), а также ОЭСР, ОБСЕ, МВФ, ВТО, ЮНЕСКО и др.
Морским транспортом перевозится 80% импортных и 70% экспортных грузов, задействовано 1502 морских торговых судна общим водоизмещением св. 2 млн т.
Крупные порты Испании – это Бильбао, Барселона, Валенсия и Малага; нефтяные – Севилья, Санта-Крус-де-Тенерифе, Альхесирас и Таррагона; угольный - Хихон.
Порты-получатели груза
СЕВИЛЬЯ, SEVILLE
Город в юго-западной части (Широта 37°25' сев.; долгота 6° 10' зап.)
Население - 380 000.
Ввоз: железо, сталь, промышленные товары, уголь, лесоматериалы, нефтепродукты, фосфаты, соленая треска.
Вывоз: оливковое масло, маслины, пробковая кора, апельсиновый сок, вино, растительное волокно.
Характеристика порта. Порт расположен на р. Гвадалкивир, в расстоянии около 60 миль от бара Санлукар-де-Баррамеда. Глубина фарватера через бар в сизигийную воду 6,7 м -в квадратурный. Главные набережные: № I и 2. Набережная №1 длиной 800 м находится в канале Корта-де-Таблада, на ней установлены 14 кранов по 6 т. Имеются два причала для разгрузки нефтепродуктов. Суда длиной до 120 м могут разворачиваться в этом районе. Набережная № 2 представляет собой мол Де Лас Делисиас длиной 700 м, на котором установлено 6 кранов по 6 т. Старые пристани используются судами с малой осадкой. Суда длиной до 90 м могут разворачиваться у причала, расположенного напротив старых набережных.
Рис. 9 порт Севилья |
ВАЛЕНСИЯ, VALENCIA
Город на востоке Испании
Население - 600 000,
Ввоз: продовольственные товары, удобрения, нефтепродукты, уголь, джут, пшеница.
Вывоз: лук, растительное масло, вино, черепица, рис, сахар, апельсины, картофель, дыни, изюм.
Рис. 10 порт Валенсия |
Характеристика груза
Природный газ
Природный газ - одно из важнейших горючих ископаемых,занимающие ключевые позиции в топливно-энергетических балансах многих государств,важное сырьё для химической промышленности.
Природный газ, это смесь углеводородов, которая после сжижения образует чистую без цвета и запаха жидкость. Такой СПГ(сжиженный природный газ) как правило транспортируется и хранится при температуре близкой к точке его кипения около -160С°. Природный газ относится к Классу 2.опасных грузов «Сжатые и сжиженные газы».
В реальности состав СПГ различен и зависит от источника его происхождения и процесса сжижения, но основной компонент это конечно метан. Другими составляющими могут быть, - этан, пропан, бутан, пентан и возможно небольшой процент азота.
Для инженерных расчетов, конечно, берутся физические свойства метана, но для передачи, когда требуется точный подсчет тепловой ценности и плотности, - учитывается реальный композитный состав СПГ.
Во время морского перехода, тепло передается СПГ через изоляцию танка, вызывая испарение части груза, так называемое выкипание. Состав СПГ изменяется за счет выкипания, так как более легкие компоненты, имеющие низкую температуру кипения, испаряются первыми. Поэтому, выгружаемый СПГ имеет большую плотность, чем тот, который грузился, ниже процент содержания метана и азота, но выше процент содержания этана, пропана, бутана и пентана.
Предел воспламеняемости метана в воздухе приблизительно от 5 до 14 процентов по объему. Для уменьшения этого предела, перед началом погрузки воздух удаляется из танков при помощи азота до содержания кислорода 2 процента. В теории, взрыв не произойдет, если содержание кислорода в смеси ниже 13 процентов по отношению к процентному содержанию метана. Выкипевший пар СПГ легче, чем воздух при температуре -110С°, и зависит от состава СПГ. В связи с этим, пар будет устремляться вверх над мачтой и быстро рассеиваться. Когда холодный пар смешан с окружающим воздухом, смесь пар/воздух будет хорошо видна как белое облако из-за конденсации влаги в воздухе. Обычно принято считать, что предел воспламеняемости смеси пар/воздух не распространяется слишком далеко за пределы этого белого облака.
ВЫБОР РАЦИОНАЛЬНОГО МОРСКОГО ПУТИ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА
Путь транспортировки природного газа из Алжира в Испанию лежит через Средиземное море
Рис.11 карта Европы
Средиземное море принадлежит к числу самых больших и глубоких морей Мирового океана. По 38-й параллели оно простирается на 2 тыс. миль — это больше, чем ширина Атлантического океана между Африкой и Южной Америкой. Название моря точно характеризует его географическое положение. Море лежит на стыке между Европой, Азией и Африкой и со всех сторон окружено сушей. Замкнутый характер бассейна и возвышенный рельеф его берегов защищают море от сильных ветров, и число штормовых дней колеблется от двух до четырех за месяц. Холодные глубинные воды океана не проникают в Средиземное море, и температура воды не опускается ниже +13° С. Поверхностные слои летом нагреваются до 25—30°. Поэтому море никогда не замерзает, почти круглый год на большей его части удерживается теплая, ясная погода.
Теплый, мягкий климат, большие глубины, незначительные приливо-отливные колебания уровня — все эти факторы сделали Средиземное море одним из самых безопасных и удобных для мореплавания районов. В истории мореплавания Средиземное море сыграло и продолжает играть огромную роль. Оно по праву считается колыбелью европейской цивилизации.
В настоящее время Средиземное море (не считая Черного и Азовского морей, также принадлежащих его бассейну) омывает берега 18 стран с общей территорией 8,5 млн. км2 и населением около 300 млн. человек. Эти страны связаны между собой оживленными региональными трассами. После постройки Суэцкого капала возросла роль Средиземного моря как транзитного морского пути.
Единственным естественным выходом в Мировой океан служпх Гибралтарский пролив, отделяющий Европу от Африки
Река Гвадалкивир
Исток реки находится на севере Андалусских гор, после чего река, расширяясь, выходит на Андалусской низменности. В нижнем течении пересекает болотистую низменность Лас-Марисмас (Las Marismas), где делится на несколько рукавов. Впадает в Кадисский залив Атлантического океана у города Санлукар-де-Баррамеда, образуя эстуарий шириной до 7 км.
Основные притоки: Малая Гвадиана, Хениль, Гуадалимар, Уэльва. Питание преимущественно дождевое. Наибольшая водность в феврале — марте. Средний расход воды 164 м³/с. Используется для орошения и выработки электроэнергии,. Судоходна до города Севильи.
Море Альборан
Море Альборан (исп. mar de Alborán) — самое западное море в составе Средиземного моря. Оно расположено непосредственно перед Гибралтарским проливом и достигает в длину около 400 км, а в ширину 200 км, характеризуется глубинами от 1000—1500 м, максимум до 2000 м в самой восточной части. Морфология дна сложная, выделяются несколько внутренних впадин и подводных хребтов. Самый большой хребет Альборан простирается с северо-востока на юго-запад и выходит выше уровня моря в виде небольшего вулканического острова Альборан, расположенного в центре бассейна. Хребет разграничивает бассейн на три суббассейна: западный, южный и восточный Альборан. Море названо по островку (0,07 кв. км) Альборан, находящемуся в этом море; его название от исп. albor 'белизна', 'рассвет', 'начало', вероятнее всего, в первом, цветовом значении. Но если допустить, что первичным было название моря, то оно может быть объяснено из значения 'начало', — это море представляет собой начало Средиземного моря.
Рациональный путь
1.Рациональные пути для грузопотока:
Порт загрузки: Оран
Порт разгрузки: Валенсия
Расстояние: 240 морских миль
Скорость судна: 14 узлов
Время: 17 часов
Путь судна пролегает через Средиземное море которое на пути судна не имеет никаких опасных преград.
Рис. 12 рациональный путь из Орана в Валенсию |
2.Рациональные пути для грузопотока:
Порт загрузки: Алжир
Порт разгрузки: Севилья
Расстояние: 546 морских миль
Скорость судна: 14 узлов
Время: 1 день 15 часов
Рис. 3 рациональный путь из Алжира в Севилью |
Список использованных источников:
1) Надточий Г.Л. «География морского судоходства» 1985г.
2) Бриллиант Л.А. «География морского судоходства»1983г.
3) «Атлас Мира» Карты и справочно-географические данные по странам. Харьков 2011
4) програма https://www.searates.com/reference/portdistance/
5) Серебряков В.В. «География морских путей» 1988г.