1. Двумя базовыми эпистемологическими установками, соперничавшими в истории экономической науки, были
а) дедукция и индукция; в) анализ и синтез;
б) рационализм и эмпиризм; г) идеализм и материализм.
2. История экономической мысли знакомит с позитивной (дескриптивной) экономической методологией, поскольку рассматривает научную деятельность с точки зрения
а) соотношения научной истины и вненаучных элементов и их отграничения;
б) социально-исторических и конкретно-научных условий формирования экономических теорий;
в) используемых в ней риторических приемов;
г) точности прогнозов, сделанных учеными-экономистами прошлого.
3. С методологической точки зрения «экономический империализм» – это
а) выделение в структуре экономического знания новых дисциплин (например, экономики права, экономической социологии и др.);
б) захват экономистами предметных областей других (неэкономических) наук;
в)влияние частнонаучной экономической методологии на другие дисциплины;
г) изучение экономистами политики создания масштабных колониальных и экономических империй, экспансии, борьбы государств за мировую гегемонию.
4. Анализ экономической реальности средневековыми схоластами и, в частности, Ф. Аквинским предпринимается с целью
а) выработки норм гражданского права;
б) определения подходящих нормхозяйственного поведения граждан;
в) согласования норм римского частного и канонического права;
г) выработки практических рекомендаций, адресованных светским властям.
5. Экономика в восприятии классической политической экономии – это
а) «мануфактура божественного происхождения», созидающая богатство благодаря естественным силам природы;
б) процесс создания и распределения общественного продукта;
в) искусство обогащения, приобретения денежного богатства;
г) искусство вести торговые операции с другими народами.
6. Классическая политическая экономия ориентировалась на идеалы и нормы научности
а) философии; б) истории; в) естествознания; г) теологии.
7. Образ «невидимой руки» (Провидения), гармонизирующей частные интересы с общественным благом, был у Смита
а) основой научной теории рыночной экономики;
б) научной картиной экономической реальности (онтологией);
в) исходным постулатом теории стоимости (богатства);
г) основой идеологической доктрины.
8. Законы политической экономии Дж.С. Милль определял как законы-тенденции поскольку политическая экономия
а) изучала хозяйственные процессы только на микро- уровне;
б) анализировала только главныепричины хозяйственного поведения людей, абстрагируясь от прочих, «дестабилизирующих», причин;
в) была эмпирической, а не теоретической наукой;
г) будучи частью «социальной философии», не была наукой в строгом смысле слова.
9. Предложенный К. Марксом способ сочетания теоретического задела классической школы с принципом историзма позволил
а) ограничить степень общности экономического знания, универсальности экономических законов;
б) открыть всеобщие экономические законы, действующие на всех этапах исторического развития;
в) создать «Капитал» – историю генезиса и развития капиталистической экономики;
г) создать новую науку – экономическую историю.
10. Классовый подход в политической экономии К. Маркса – это
а) выполнение Марксом социального заказа – создания «пролетарской» политической экономии в противовес «буржуазной»;
б) рассмотрение им закономерности экономического развития с позиций взаимодействия интересов классов, занимающих противоположное положение в общественном производстве;
в) метод исследования, предусматривающий на начальном его этапе классификацию явлений экономической реальности;
г) критика Марксом вульгарной политической экономии, являющейся выразителем буржуазной (классовой) идеологии, мешающей объективно истолковывать экономическую реальность.
11. Отнесение историко-экономической наукой экономической теории К. Маркса к завершающему этапу классической политической экономии обусловлено тем, что он
а) подверг построения классической школы сокрушительной критике, положив конец ее господству в экономической науке;
б) был приверженцем характерной для классиков производственно-продуктовой картины экономической реальности;
в) как и ее представители задался целью открыть универсальные законы функционирования экономики;
г) считал себя учеником Рикардо, использовал присущий тому способ теоретизирования.
12. Маржинализм, а затем и неоклассика, положили в основу своих построений
а) поведенческую онтологию; в) производственно-продуктовую онтологию;
б) институциональную онтологию; г) социальную онтологию.
13. Потребитель/покупатель (а не капиталист или наемный работник как это было у классиков и Маркса) стал доминирующей фигурой в маржиналистской (и неоклассической) экономической науке в силу
а) стремления маржиналистов создать классово нейтральную науку в противовес политической экономии социального (классового) конфликта К. Маркса;
б) формирования на Западе в последней трети XIX в. общества «всеобщего потребления»;
в) бурного развития торговли, в том числе и международной;
г) развития массового производства, институциональных изменений в экономике и перемен в экономической структуре общества.
14. Ключевыми элементами неоклассической картины экономической реальности являются
а) рынок несовершенной конкуренции и экономические агенты, чье поведение произвольно;
б) рынок совершенной конкуренции и последовательно рациональные экономические агенты, действующие на нем;
в) конкурентный рынок и экономические агенты, чье поведение формируется сложившимися правовыми и политическими институтами;
г) монопольные рынки и последовательно рациональные экономические агенты, действующие на них.
15. Переход экономической теории на язык математики и к методологическим стандартам формализованного знания, когда главным средством анализа становится построение математических моделей, а главным критерием их научности – логическая строгость выводов, – это
а) вальрасианская ветвь неоклассического «мейнстрима»;
б) маршаллианская ветвь неоклассического «мейнстрима»;
в) продолжение линии австрийской школы «маржинализма»;
г) продолжение линии кейнсианства.
16. В соответствии с определением Л. Роббинса, экономическая наука – это наука
а) об экономике как материальной сфере человеческой деятельности;
б) обобщающая исторический опыт хозяйствования народов;
в) о рациональном поведении человека;
г) о исторически обусловленных стереотипах и нормах поведения хозяйствующих субъектов.
17. Общепринятым стандартам научности противостояла установка исторической школы на
а) открытие универсальных, не зависящих от места и времени экономических законов;
б) использование логического, дедуктивного метода;
в) использование индуктивного метода и создание эмпирической науки;
г) ограничение познавательной задачи политической экономии описанием и толкованием фактов.
18. Главными действующими лицами «спора о методе» в 1883-1884 гг. выступили
а) К. Менгер и Г. Шмоллер; в) Л. фон Мизес и М. Вебер;
б) А. Маршалл и Дж.Н. Кейнс; г) Л. Вальрас и У.С. Джевонс.
19. Ключевыми пунктами исследовательской программы Т. Веблена были
а) психологизм и субъективизм;
б) эволюционализм и институционализм;
в) принципы оптимизации и методологического индивидуализма;
г) статичность и восприятие экономики как равновесной системы.
20. Из «радикального априоризма» Л. фон Мизеса – методологического представления об экономической науке как системе сугубо дедуктивных выводов из постулатов рационального поведения, сконструированных априори – следовал вывод о том, что
а) экономические законы не поддаются верификации или фальсификации опытом, конечное мерило верности или ложности экономической теории – здравый смысл;
б) экономические утверждения, претендующие на статус «научных», должны быть подвержены эмпирической проверке;
в) точные прогнозы являются единственной релевантной проверкой справедливости экономической теории;
г) единственная релевантная проверка обоснованности теории – это сравнение ее прогнозов с опытом.
21. Макроэкономические функции, выведенные Дж.М. Кейнсом, базировались
а) на привычках, эмоциях, закономерностях группового поведения;
б) на априорных предпосылках, связанных с оптимизирующим выбором;
в) на основе максимизации или минимизации отдельными хозяйствующими субъектами своих целевых функций;
г) на принципе оптимизации и представлении о рыночной экономике как о равновесной системе.
22. Доктрина «laissez faire», мобилизующая силы индивидуального интереса с тем, чтобы стимулировать рост всеобщего блага, критиковалась Дж.М. Кейнсом за
а) ограниченность ее применения только индустриальным, но не постиндустриальным обществом;
б) недооценку опасности того, что частный интерес может обратиться против общественного интереса;
в) вытекающую из нее политику протекционизма;
г) сходство между экономическим понятием «laissez faire» и дарвинизмом.
23. Сторонники неопозитивизма в экономической науке критерием научности знания (теорий) считают
а) его фальсифицируемость (опровергаемость);
б) логическую строгость выводов;
в) реалистичность предпосылок, положенных в его основу;
г) априорность (нереалистичность) постулатов, положенных в его основу.
24. Постмодернистская постановка вопроса о методе и методологии экономической науки предполагает
а) необходимость установления общего, обязательного для всех методологического стандарта;
б) следование методологическим нормамматематизированных отраслей естествознания;
в) полную свободу выбора в области метода, так называемый «методологический анархизм».
г) свободу в выборе средств исследования при условии чёткой идентификации собственных методологических принципов и готовности к их критическому обсуждению, т.н. «методологический плюрализм».
25. Согласно Д. МакКлоски, экономическая наука – это
а) «искусство предусмотрительно и бережливо удовлетворять потребности семьи или государства»;
б) искусство экономики, т.е. инструментальное знание и навыки прикладного характера;
в) риторика, то есть искусство убеждать;
г) «искусство выбирать модели, релевантные в современном мире».