Глава 26
ПЛАНИРОВАНИЕ, КОНТРОЛЬ И УЧЕТ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ СПОРТСМЕНОВ
26.1. Сущность и назначение планирования, его виды
Планирование, контроль и учет - составные элементы управления подготовкой спортсменов. Привлекая спортсменов к разработке планов, анализу проделанной работы в течение определенного времени, надо иметь в виду, что эффективность подобного сотрудничества во многом зависит от того, насколько занимающиеся понимают значение планировании и учета, его содержание и технологию.
Под планированием подразумевают, прежде всего, процесс разработки системы планов, рассчитанных на различные промежутки времени, в рамках которых должен быть реализован комплекс взаимосвязанных целей, задач и содержание спортивной тренировки. Предметом планирования в процессе подготовки спортсменов являются цели, задачи, средства и методы тренировки, величина тренировочных и соревновательных нагрузок, внутренние сдвиги в организме спортсменов под влиянием нагрузок (тренировочный эффект), количество учебно-тренировочных занятий и дней отдыха, системы восстановительных мероприятий, контрольные нормативы, воспитательные мероприятия, условия тренировки и др. План тренировки, в свою очередь, - это документ, в котором раскрываются направленность, содержание, порядок, последовательность и сроки осуществлении тренировочных и вне тренировочных заданий, связанных с достижением поставленных тренером и спортсменом целей - ближних, промежуточных или отдаленных. Научно обоснованные планы подготовки позволяют избегать стихийности в действиях тренера и спортсмена, излишних затрат времени, сил и материальных средств, низкого качества учебно-тренировочной работы и в конечном счете достичь более высоких результатов в избранном виде спорта. В зависимости от того, планируется ли тренировка отдельного спортсмена или команды, планы делятся на индивидуальные или общие (групповые).
Нередко разрабатываются смешанные (индивидуально-групповые) планы, которые сходны по некоторым основным признакам с групповыми и в то же время учитывают индивидуальные особенности спортсменов. По длительности планируемого периода можно выделить следующие разновидности планов — многолетние, годовые, месячные (на мезоцикл), недельные (на микроцикл), на тренировочный день, на одно занятие. Индивидуальные планы разрабатываются как на короткие промежутки времени (отдельные занятия, микроциклы, мезоциклы, этап, период, год), так и на длинные (4 года и более). Последние обычно составляются для особо перспективных спортсменов (кандидатов в мастера спорта и выше). Групповые планы разрабатываются, прежде всего, на команду (в спортивных играх, гребле и др.). Для высококвалифицированных спортсменов групповые планы, как правило, дополняются индивидуальными.
Нужно иметь в виду, что планирование — ведущая и направляющая функции тренера в управлении учебно-тренировочным процессом (рис. 26.1). Центральным звеном, ядром управления является программа тренировки. Программирование — это объективная характеристика любого вида деятельности. Оно позволяет быть этой деятельности управляемой. Программа тренировки — это руководство для спортивного педагога и его учеников. С ее помощью тренер управляет развитием подготовленности спортсменов, ростом их достижений. Реализуясь через систему тренировочных заданий, тренировочная программа вызывает определенный тренировочный эффект, выражающийся в изменении фактического состояния спортсмена — оперативного, текущего или этапного. Информация об изменениях этих состояний, полученная с помощью трех форм контроля — оперативного, текущего и этапного, затем сопоставляется с соответствующими параметрами заданного (моделируемого) состояния и на основе этого сравнения вносятся коррекции в план тренировки. Однако вносимые тренером в этих случаях коррекции нередко являются либо преждевременными, либо запаздывающими. Поэтому вероятность достижения моделируемого состояния в планируемые сроки снижается. Например, в момент ответственных соревнований спортсмен может не показать свой наилучший планируемый результат, а достигнет его раньше главных стартов или через некоторое время после них.
Естественно, чтобы показать запланированный результат к намеченному времени, следует иметь опережающую информацию об уровне готовности спортсмена в макро-, мезо- и микроциклах тренировки. Ее можно получить путем прогнозирования состояний спортсмена на основе сравнения запланированных и прогнозируемых характеристик каждого типа состояний спортсмена, выполненной работы, повышения эффективности вносимых в программу коррекций.
Следовательно, планирование, контроль и прогнозирование тесно связаны между собой, дополняют друг друга и являются неотъемлемыми элементами управления тренировочным процессом.
Процесс планирования тренировки спортсменов включает следующие связанные между собой этапы:
1) этап разработки проекта плана тренировки, который сводится к построению модели будущего состояния спортсмена и модели тренировочного процесса, обеспечивающего достижение этого состояния к определенному моменту времени;
2) этап реализации плана подготовки;
3) этап его коррекции (рис. 26.2).
Данные этапы присущи каждому виду планирования тренировки спортсменов. Однако исходные предпосылки и содержание этапов будут разными при разработке и реализации того или иного вида тренировочных планов. Например, при составлении многолетнего плана структуры многолетней тренировки (количество этапов, их возрастные границы, продолжительность) будет иной, чем при разработке плана тренировки на один год.
26.1.1. Многолетнее (перспективное) планирование тренировка
Многолетний план подготовки спортсменов составляется на 2, 3 года и более, в зависимости от их возраста, подготовленности, спортивного стажа, цикличности подготовки и других факторов. Исходными данными для составления многолетнего плана являются: продолжительность подготовки для достижения наилучших результатов и темпы их прироста от разряда к разряду, оптимальный возраст для достижения высоких спортивных результатов, индивидуальные особенности спортсменов, материально-техническое обеспечение мест занятий и другие факторы.
Вопрос о продолжительности подготовки, необходимой для достижения высшего результата в том или ином виде спорта, имеет большое значение для многолетнего планирования.
Средняя продолжительность достижения лучших результатов в различных видах спорта у женщин составляет 4,3, а у мужчин - 4,8 года специальной тренировки. Эти сроки зависят от вида спорта. Так, в гимнастике для выполнения нормы мастера спорта требуется у женщин 6,1, а в волейболе - 3,5 года.
Следовательно, при составлении многолетнего плана для каждого спортсмена можно ориентировочно установить примерное количество лет, необходимое для достижения высоких результатов.
Однако в последние годы в результате совершенствования методики тренировки, врачебного контроля, улучшения социально-бытовых условий жизни спортсмена, материально-технического обеспечения мест занятий и других факторов наблюдается тенденция к уменьшению сроков подготовки спортсменов.
Важным показателем при разработке многолетних планов является также величина прироста спортивных результатов во времени — начиная от юношеских разрядов до мастера спорта международного класса.
В различных видах спорта темпы роста спортивных результатов от разряда к разряду относительно стабильны (рис. 26.3). В среднем требуется 1—2 года занятий для перехода от одного разряда к другому независимо от времени начала специализации.
Несмотря на некоторую стабильность, темпы роста далеко не равномерны. Как видно из рис. 26.3, путь от II юношеского разряда до норматива Ш взрослого разряда спортсмены проходят за 2—2,5 года. Более продолжительные сроки характерны также для перехода от кандидата до мастера спорта и от мастера спорта до мастера спорта международного класса (2,5— 4,5 года).
Чтобы правильно строить многолетний план, нужно знать, какой возрастной период наиболее благоприятен для достижения высших результатов. Основным критерием в данном случае является возраст их достижения.
В настоящее время в многолетней динамике спортивных результатов выделяют три возрастные зоны: 1) зону первых больших успехов; 2) зону оптимальных возможностей; 3) зону сохранения высоких результатов (З.Важны, Д. Мишев и др.) (табл. 26.1).
Таблица 26.1
Возрастные зоны спортивных успехов в разных видах спорта
Вид спорта | Зона первых успехов | Зона оптимальных возможностей | Зона сохранения высоких результатов | |||
Муж. | Жен. | Муж. | Жен. | Муж. | Жен. | |
Плавание | 14-17 | 12-15 | 18-22 | 16-20 | 23-25 | 21-23 |
Прыжки в воду | 18-21 | 16-19 | 22-26 | 20-24 | 27-30 | 25-28 |
Гимнастика | 19-21 | 15-18 | 22-27 | 19-24 | 28-32 | 25-30 |
Фехтование | 18-21 | 17-19 | 22-28 | 20-26 | 29-32 | 27-30 |
Велоспорт | 19-21 | 17-19 | 22-26 | 20-24 | 27-30 | 25-28 |
Борьба | 20-23 | — | 24-28 | — | 29-32 | — |
Тяжелая атлетика | 20-24 | — | 25-30 | — | 31-34 | — |
Бокс | 18-20 | — | 21-25 | — | 26-28 | — |
Гребля академическая | 17-20 | 16-18 | 21-25 | 19-24 | 26-28 | 25-28 |
Гребля на байдарках и каноэ | 18-20 | 16-18 | 21-25 | 19-24 | 26-28 | 25-30 |
Современное пятиборье | 21-23 | — | 24-27 | — | 28-30 | |
Баскетбол | 20-22 | 16-18 | 23-26 | 19-25 | 27-30 | 26-28 |
Футбол | 21-22 | — | 23-26 | — | 27-30 | — |
Стрельба | 20-25 | 18-20 | 26-30 | 21-30 | 31-40 | 31-40 |
Конный спорт | 23-25 | 20-22 | 26-30 | 23-25 | 31-40 | 26-30 |
Парусный спорт | 23-25 | — | 26-35 | — | 36-40 | — |
Водное поло | 20-21 | — | 22-25 | — | 27-30 | — |
Фигурное катание на коньках | 15-16 | 14-15 | 17-25 | 16-24 | 26-30 | 25-28 |
Лыжные гонки | 20-22 | 18-22 | 23-30 | 21-25 | 31-36 | 26-30 |
Прыжки на лыжах с трамплина | 15-17 | 18-25 | 26-30 | |||
Северное двоеборье | 18-19 | — | 20-25 | — | 26-30 | — |
Слалом | 17-18 | 16-17 | 19-25 | 18-24 | 26-30 | 26-30 |
Скоростной спуск | 18-19 | 17-18 | 20-25 | 19-25 | 26-30 | 26-30 |
Скоростной бег на коньках | 18-19 | 17-18 | 20-25 | 19-24 | 26-30 | 25-30 |
Хоккей | 20-28 | — | 24-29 | — | 30-32 | — |
Легкая атлетика | ||||||
Бег 100 м | 19-21 | 17-19 | 22-24 | 20-22 | 25-26 | 23-25 |
Бег 200 м | 19-21 | 17-19 | 22-24 | 20-22 | 25-26 | 23-25 |
Бег 400 м | 22-23 | 20-21 | 24-26 | 22-24 | 27-28 | 25-26 |
Бег 800 м | 23-24 | 20-21 | 25-26 | 22-25 | 27-28 | 26-27 |
Бег 1500 м | 23-24 | — | 25-27 | — | 28-29 | — |
Бег 5000 м | 24-25 | — | 26-28 | — | 29-30 | — |
Бег 10 000 м | 24-25 | — | 26-28 | — | 29-30 | — |
Марафон | 25-26 | — | 27-30 | — | 31-35 | — |
Бег 100 м с барьерами | — | 18-20 | — | 21-24 | — | 25-27 |
Бег 110 м с барьерами | 22-23 | — | 24-26 | — | 27-28 | — |
Бег 400 м с барьерами | 22-23 | 24-26 | 27-28 | |||
Бег 3000 м с препятствиями | 24-25 | — | 26-28 | — | 29-30 | — |
Ходьба 20 км | 25-26 | — | 27-29 | — | 30-32 | — |
Ходьба 50 км | 26-27 | — | 28-30 | — | 31-35 | — |
Прыжки в высоту | 20-21 | 17-18 | 22-24 | 19-22 | 25-26 | 23-24 |
Прыжки в длину | 21-22 | 17-19 | 23-25 | 20-22 | 26-27 | 23-25 |
Тройной прыжок | 22-23 | — | 24-27 | — | 28-29 | — |
Прыжки с шестом | 23-24 | — | 25-28 | — | 29-30 | — |
Толкание ядра | 22-23 | 18-20 | 24-25 | 21-23 | 26-27 | 24-25 |
Метание диска | 23-24 | 18-21 | 25-26 | 22-24 | 27-28 | 25-26 |
Метание копья | 24-25 | 20-22 | 26-27 | 23-24 | 28-29 | 25-26 |
Метание молот | 24-25 | — | 26-30 | — | 31-32 | — |
Десятиборье | 23-24 | — | 25-26 | — | 27-28 | — |
Пятиборье | — | 21-22 | — | 23-25 | — | 26-28 |
В различных видах спорта возрастные границы зон спортивных результатов у мужчин и женщин неодинаковы. Так, у мужчин в плавании, фигурном катании, прыжках на лыжах с трамплина первая зона находится в пределах 14—17 лет, а в беге на 10 000 м и десятиборье — 23—25 лет. Эти различия связаны со специфическими особенностями данных видов спорта. Для многолетнего планирования достижений спортсменов наибольший интерес представляет первая из зон. От прироста результатов в этой зоне в большинстве случаев зависят и следующие достижения. Поэтому многолетнее планирование должно быть направлено на то, чтобы спортсмены достигли результатов мастера спорта уже в пределах первой зоны.
Содержание перспективного плана, методические указания к его составлению. Перспективные планы составляются как для группы спортсменов, так и для одного спортсмена. В первом случае разрабатывается общий, во втором — индивидуальный план. Общие перспективные планы должны содержать лишь отдельные отправные данные, ориентируясь на которые, можно было бы правильно осуществить годовое планирование.
Общий перспективный план тренировки обычно состоит из следующих разделов:
1. Краткая характеристика группы спортсменов или команды.
2. Цель и главные задачи многолетней тренировка.
3. Этапы подготовки и их продолжительность.
4. Основные соревнования на каждом этапе.
5. Основная направленность тренировочного процесса по этапам.
6. Распределение занятий, состязаний и отдыха на каждом этапе.
7. Спортивно-технические показатели по этапам.
8. Контрольные нормативы, характеризующие различные стороны подготовленности спортсменов.
9. Изменения в составе команды (в спортивных играх).
10. Педагогический и врачебный контроль.
11. Места занятий, оборудование и инвентарь.
Краткая характеристика группы спортсменов или команды включает:
сведения о возрасте, состоянии здоровья, квалификации, уровне физического развития и подготовленности, основных недостатков в ней. Здесь же указывается, какие материалы и документы послужили основанием для составления плана.
Успех планирования связан, прежде всего, с достаточно обоснованным выбором цели многолетней тренировки в зависимости от возраста, подготовленности спортсменов и т.д.
Исходя из конечной цели определяется главная задача. Далее тренеру необходимо определить этапы подготовки, их продолжительность, а также основные соревнования на каждом этапе. Количество этапов, их длительность и содержание в процессе многолетней тренировки во многом зависят от вида спорта и возраста спортсменов.
Общий перспективный план в каждом конкретном случае должен составляться на основе этапности, принятой в данном виде спорта. Важно установить основную направленность тренировочного процесса на каждом этапе: цель и задачи, основные средства по разделам подготовки, их удельный вес. За исключением спортивных игр нет необходимости подробно детализировать соотношения различных сторон подготовки. Планировать спортивно-технические результаты можно по одному или нескольким показателям в зависимости от вида спорта.
Специфика того или иного вида спорта во многом определяет содержание отдельных разделов перспективного плана. Например, в видах спорта, где результаты не измеряются объективными величинами, динамику спортивных достижений спортсменов должен отражать ряд контрольных показателей. Так, в ациклических видах спорта (единоборства, спортивные игры) это: 1) объем техники движений; 2) разносторонность; 3) эффективность; 4) уровень развития физических способностей; 3) состояние развития психических функций; 6) места, занимаемые в определенных соревнованиях, и т.д.
Индивидуальный перспективный план, как правило, включает следующие разделы:
1. Краткая характеристика спортсмена.
2. Цель и главные задачи многолетней тренировки.
3. Этапы подготовки и их продолжительность.
4. Основные соревнования на каждом этапе.
5. Основная направленность тренировочного процесса по этапам (основные задачи и их значимость).
6. Распределение занятий, состязаний и отдыха на каждом этапе.
7. Спортивно-технические показатели по годам.
8. Контрольные нормативы, характеризующие различные стороны подготовленности спортсмена.
9. Основные средства тренировки и их распределение по этапам.
10. Ориентировочный объем и интенсивность тренировочных нагрузок по этапам.
11. Педагогический и врачебный контроль. Исходя из краткой характеристики спортсмена, а также цели многолетней подготовки и ее главных задач устанавливают спортивно-технические показатели по годам и планируют основные средства, объем и интенсивность нагрузки, количество соревнований. Определяются те стороны подготовленности (физической, технической, тактической и т.д.), на совершенствовании которых целесообразно сосредоточить главное внимание, чтобы обеспечить выполнение запланированных показателей.
В перспективном плане должны быть предусмотрены этапыподготовки, их продолжительность, а также основные соревнования на каждом этапе. Их количество и продолжительность зависят от структуры многолетней подготовки в данном виде спорта, календаря спортивно-массовых мероприятий и других причин.
При планировании спортивно-технических показателей следует исходить как из средних темпов роста результатов в данном виде спорта, так и из индивидуальных особенностей спортсмена, а также условий тренировочного процесса.
В индивидуальном плане основные средства должны определяться с учетом особенностей данного спортсмена и необходимости совершенствования слабых сторон его подготовленности. Существенным моментом в многолетнем планировании тренировки спортсменов является определение величины, характера и динамики тренировочных нагрузок.
Следует иметь в виду, что прирост спортивных результатов у юных спортсменов зависит не только от тренировочных воздействий, но и от их естественного роста. Условно его можно записать в виде следующего выражения: естественный рост + тренировка = спортивный результат. Не исключено, что тренировочная нагрузка может быть нейтральной или сдерживать рост организма, но в то же время содействовать росту спортивных результатов. Возможны и другие случаи. Скажем, тренировочные воздействия могут активно способствовать естественному росту организма и очень незначительно влиять на рост спортивных результатов.
Таким образом, при планировании тренировочной нагрузки в процессе многолетней тренировки надо исходить, прежде всего, из необходимости увеличения ее объема, особенно для спортсменов младшего и среднего возраста.
26.1.2. Годовой алан, его содержание и методика составления
Содержание многолетнего плана более детально раскрывается в годовом плане Годовой план включает обычно следующие разделы: краткую характеристику спортсмена; цель и основные задачи на год; календарь основных соревнований и их задачи, цикличность подготовки и задачи периода; спортивно-технические показатели, контрольные нормативы; распределение основных и дополнительных средств в каждом месяце, объем и интенсивность тренировочной нагрузки; педагогический и врачебный контроль и др.
Работа над годовым планом начинается с составления характеристики тренировки в предшествующем году, включающей характеристику спортсмена, динамику тренированности, спортивной формы, тренировочных нагрузок. Характеристика обязательно должна заканчиваться анализом основных ошибок и выводов, позволяющих определить направление будущей работы.
Примечание Направленность нагрузки: 1 - развитие силы, гибкости, координации и выносливости (работа на суше), 2 - спринтерская (алактатная анаэробная), 3 - анаэробная гликолитическая; 4 - смешанная (аэробно-анаробная), 5- аэробная (тренирующая), 6 - аэробная (восстановительная), 7- активный отдых Условия подготовки ГГП - горная гипок-сическая подготовка, ИГП - искусственная гипоксическая подготовка Мезоциклы В - втягивающий, Б - базовый, КП - контрольно-подготовительный, ПС - предсоревновательный, С - соревновательный, А - активный отдых Тонкие стрелки - подготовительные и контрольные, толстые - главные соревнования
Рис. 26 4 Годовой план-график подготовки пловцов высокого класса, специализирующихся в плавании на дистанции 200 и 400 м (по В Н Платонову)
Далее в план вносятся: подробный календарь всех соревнований года с четкой градацией каждого из них (основные, отборочные, второстепенные, тренировочные и т.д.), с конкретными задачами, например, для основных и отборочных соревнований - показать определенный результат; для второстепенных - опробовать новый вариант тактики, отработать новый элемент техники.
Следующий этап в работе над годовым планом - определение цикличности подготовки в соответствии с требуемой в предстоящем году динамикой спортивной формы.
В зависимости от календаря соревнований, квалификации, стажа, вида спорта, индивидуальных особенностей, способности более или менее продолжительно сохранять состояние спортивной формы может применяться одноцикловое или двухцикловое построение годовой тренировки.
Установив цикличность подготовки, необходимо определить содержание тренировочного процесса по видам подготовки (физическая, техническая, тактическая и т.д.). Определив задачи тренировки по циклам и периодам года, а также основные средства и методы их реализации, можно перейти к узловому вопросу планирования — определению величины и характера тренировочных нагрузок.
Годовой план может быть представлен в форме плана-графика (рис. 26.4), либо в форме таблицы (табл. 26.2), либо в форме таблицы-графика (рис. 26.5).
Разнообразие применяемых в практике форм документации по планированию дает тренеру широкую возможность выбора в соответствии со спецификой вида спорта.
Таблица 26.2
Примерный план круглогодичной тренировки на этапе углубленного спортивного совершенствования в беге на средние дистанции (19 лет и старше)
(по Ю.Г. Травину, А.Л. Фруктову, 1989)
Преимущественная направленность упражнений | Тренировочные средства | Распределение объемов основных средств в годичном цикле | Пере-ход-ный период | Годовой объем | |||||||||||||
Подготовительный период | Соревновательный период | ||||||||||||||||
Осенне-зимний подготовит. этап | Весенний подготовит. этап | Ранний соревновательн этап | Этап основных соревнований | ||||||||||||||
Месяц | |||||||||||||||||
XI | XII | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | Х | ||||||
Повышение уровня ОФП | Общеразвиваю-щие упражнения без снарядов, ч | ||||||||||||||||
Общеразвиваю-щие упражнения со снарядами, ч | |||||||||||||||||
Общеразвиваю-щие упражнения на снарядах, ч | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||||
Спортивные игры, ч | |||||||||||||||||
Ходьба на лыжах, ч | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||||
Плавание, ч | - | - | - | - | |||||||||||||
Совершенствование техники и развитие скоростных способностей | Специальные беговые упражнения, км | ||||||||||||||||
Бег с ускорениями, км | -1 | ||||||||||||||||
Бег с высокого и низкого старта, км | - | - | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 1,0 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | - | 5,0 | ||||
Бег с ходу | - | - | - | - | 0,5 | 0,5 | 1, 0 | 0,5 | 0,5 | - | - | 4,0 5,0 | |||||
Бег в гору и под гору, км | - | - | - | - | - | 1- | - | - | - | ||||||||
Бег с околопредельной скоростью, км | - | - | |||||||||||||||
Приобретение общей выносливости | Бег в медленном темпе, км | ||||||||||||||||
Длительный бег на местности, км | |||||||||||||||||
Бег по шоссе, км | - | - | |||||||||||||||
Переменный кроссовый бег, км | |||||||||||||||||
Развитие специальной выносливости | Темповый бег, км | - | |||||||||||||||
Переменный бег на отрезках 800-3000 м, км | - | - | |||||||||||||||
Переменный и повторный бег на отрезках 400-1200 м с соревновательной скоростью, км | - | - | - | ||||||||||||||
Переменный и повторный бег на отрезках 200—800 м с повышенной скоростью, км | - | - | - | - | - | ||||||||||||
Повышение волевой, тактической и соревновательной подготовленности | Проведение занятий в усложненный условиях | - | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | ||||
Применение тактических приемов | - | - | - | + | + | + | + | + | + | + | + | - | |||||
Участие в соревнованиях в беге на: 400 м | - | - | - | - | - | 1-2 | 1-2 | 1-2 | 1-2 | - | - | - | 4-6 | ||||
800 м | - | - | - | - | - | - | 1-2 | 1-2 | - | - | 4-6 | ||||||
1000 м | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||
1500 м | - | - | - | - | - | 1-2 | 1-2 | - | 6-8 | ||||||||
3000 м | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||
5000 м | - | - | - | - | - | - | |||||||||||
10 000 м | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||||
Контрольный бег | - | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | |||||
Общий объем специальных средств, км | |||||||||||||||||
26.1.3. Месячное (мезоцикловое) и недельное (микроцикловое) планирование
На основе годового плана можно составить план тренировки на менее короткие периоды тренировочного процесса - этап, месяц (мезоцикл), неделю (микроцикл), тренировочный день и отдельное занятие. Каждый из этих планов предполагает четкую детализацию того, что было запланировано в предшествующем до него плане. Как правило, чем крупнее временной масштаб планирования, тем меньшая степень детализации плана. И, наоборот, чем короче и ближе планируемый фрагмент тренировочного процесса, тем с большей вероятностью можно в деталях спроектировать его.
В спортивной практике широкое распространение получило планирование тренировки на месяц (мезоцикл), неделю (микроцикл). Планируя тренировку в мезо- и микроциклах, необходимо, прежде всего, учитывать:
1. Преимущественную направленность ее (на развитие выносливости, силовых, скоростных или координационных способностей; на техническую подготовку или на комплексное решение нескольких задач).
2. Характер применяемых средств и методов тренировки.
3. Закономерности переноса двигательных навыков и физических способностей (переноса тренированности) при определении содержания занятий в каждом микроцикле и серии микроциклов.
4. Параметры объема и интенсивности тренировочных нагрузок,ихсоотношение и изменение в процессе тренировки.
5. Порядок чередования нагрузок различной направленности и величины, как в рамках отдельного тренировочного дня, микроцикла, так и мезоцикла.
6. Контрольные упражнения или показатели, свидетельствующие о правильности развития спортивной формы и др.
Формы составления месячных и недельных планов могут быть различны. Во многом это зависит от специфики вида спорта, квалификации спортсмена, условий подготовки, опыта практической работы тренера, его кругозора и творческого отношения к планированию тренировочного процесса. Наиболее целесообразны план-таблица или план-график.
План-таблицу месячного плана можно составить в виде системы нескольких недельных микроцикловых планов.
В табл. 26.3 приводится образец микроциклового плана при двухразовых занятиях в течение тренировочного дня.