Специфика философского знания и формы его бытия.




Типы мировоззрения.

Типы мировоззрения:

а) мифология (донаучное мировоззрение, основывается на донаучных представлениях, добываемых здравым смыслом, обыденным сознанием);

б) религия (вненаучное мировоззрение, основывается на вере в сверъестественное);

в) философия (научное мировоззрение, основывается на естествознании, обществознании и человекознании, т. е. на данных науки и практики).

Поскольку основным способом добывания, хранения и обработки знания является наука, постольку типология мировоззрения осуществляется на своеобразии отношения мировоззрения к науке.

2.

Проблема предмета в философии.

В истории философии имели место три основных подхода к определению предмета философии:

а) староантичный;

б) традиционный;

в) современный.

Предметом «староантичной » философии, понимаемой как «протознание » (в него входили философские и научные знания), была вся действительность, мир в целом. Внутри этого «протознания» Аристотель выделял «первую философию », предметом которой считалось сущее или первые начала. Именно за «первой философией» впоследствии установилось название «метафизики » как учения о первоначалах, о всеобщем.

Традиционное понимание предмета философии тесно связано с развитием метафизики в немецкой классической философии. Ее родоначальник Иммануил Кант (немецкий философ, стоящий на грани эпох просвещения и романтизма) считал, что «метафизика и есть подлинная, истинная философия, предметом которой является всеобщее». Понимание предмета философии как всеобщего, которое есть чистая мысль, характерно также и для Гегеля (немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии).

В современной философии по-разному рассматривается предмет философии. Для субъективно-антропологических учений, широко распространённых в западной философии, характерным является акцент внимания на проблеме отдельного человека, его сознания, на всеобщем в экзистенции (бытие конкретного человека здесь и сейчас; нечто, что делает каждого человека уникальным и неповторимым, отличным от всех) индивидуума. Предметом философии здесь считается «целостный человек ». Для онтологических философских учений предметом философии выступает мир в целом.

Основные проблемы философии связаны с её предметом. Под проблемой философии понимается логическая форма познания, которая выступает в форме вопроса, способствующего организации познавательной деятельности. В проблемах философии отражается её предмет, но отражается не полностью и не сразу, а поэтапно в виде вопросов.

Все философские проблемы формируются в ходе истории и зависят от потребностей времени: в античной философии на передний план выдвигаются проблемы понимания мира как целого, его происхождения и существования (космоцентризм); в средние векарелигиозные, согласно которым природа и человек рассматривались как творение Бога (теоцентризм); в эпоху возрождени я – внимание переносится на проблемы человека, его нравственность и социальные вопросы (антропоцентризм); в новое время – на передний план выходит проблема познани я, научных методов, в частности, проблема сверхопытного знания.

В современной философии происходит децентрализация – в одних философских течениях разрабатывается антропологическая проблематика, в других – онтологическая, в третьих – логический анализ науки, в четвёртых – понимание и истолкование текстов.

Специфика философского знания и формы его бытия.

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

а) имеет очень много общего с научным знанием - предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

б) не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех других наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя всё научное знание, не стоит над ним.

Философские проблемы могут успешно решаться, обсуждающиеся только в том обществе, где допускается критика любой точки зрения, несогласие с любым человеком, признание различных позиций по одному и тому же вопросу.

 

Первичными формами бытия философских категорий выступают не столько понятия, сколько смыслообразы, метафоры и аналогии. В истоках формирования философия эта особенность прослеживается весьма отчетливо.

3.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: