Типы мировоззрения.
Типы мировоззрения:
а) мифология (донаучное мировоззрение, основывается на донаучных представлениях, добываемых здравым смыслом, обыденным сознанием);
б) религия (вненаучное мировоззрение, основывается на вере в сверъестественное);
в) философия (научное мировоззрение, основывается на естествознании, обществознании и человекознании, т. е. на данных науки и практики).
Поскольку основным способом добывания, хранения и обработки знания является наука, постольку типология мировоззрения осуществляется на своеобразии отношения мировоззрения к науке.
2.
Проблема предмета в философии.
В истории философии имели место три основных подхода к определению предмета философии:
а) староантичный;
б) традиционный;
в) современный.
Предметом «староантичной » философии, понимаемой как «протознание » (в него входили философские и научные знания), была вся действительность, мир в целом. Внутри этого «протознания» Аристотель выделял «первую философию », предметом которой считалось сущее или первые начала. Именно за «первой философией» впоследствии установилось название «метафизики » как учения о первоначалах, о всеобщем.
Традиционное понимание предмета философии тесно связано с развитием метафизики в немецкой классической философии. Ее родоначальник Иммануил Кант (немецкий философ, стоящий на грани эпох просвещения и романтизма) считал, что «метафизика и есть подлинная, истинная философия, предметом которой является всеобщее». Понимание предмета философии как всеобщего, которое есть чистая мысль, характерно также и для Гегеля (немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии).
В современной философии по-разному рассматривается предмет философии. Для субъективно-антропологических учений, широко распространённых в западной философии, характерным является акцент внимания на проблеме отдельного человека, его сознания, на всеобщем в экзистенции (бытие конкретного человека здесь и сейчас; нечто, что делает каждого человека уникальным и неповторимым, отличным от всех) индивидуума. Предметом философии здесь считается «целостный человек ». Для онтологических философских учений предметом философии выступает мир в целом.
Основные проблемы философии связаны с её предметом. Под проблемой философии понимается логическая форма познания, которая выступает в форме вопроса, способствующего организации познавательной деятельности. В проблемах философии отражается её предмет, но отражается не полностью и не сразу, а поэтапно в виде вопросов.
Все философские проблемы формируются в ходе истории и зависят от потребностей времени: в античной философии на передний план выдвигаются проблемы понимания мира как целого, его происхождения и существования (космоцентризм); в средние века – религиозные, согласно которым природа и человек рассматривались как творение Бога (теоцентризм); в эпоху возрождени я – внимание переносится на проблемы человека, его нравственность и социальные вопросы (антропоцентризм); в новое время – на передний план выходит проблема познани я, научных методов, в частности, проблема сверхопытного знания.
В современной философии происходит децентрализация – в одних философских течениях разрабатывается антропологическая проблематика, в других – онтологическая, в третьих – логический анализ науки, в четвёртых – понимание и истолкование текстов.
Специфика философского знания и формы его бытия.
Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:
а) имеет очень много общего с научным знанием - предмет, методы, логико-понятийный аппарат;
б) не является научным знанием в чистом виде.
Главное отличие философии от всех других наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.
Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя всё научное знание, не стоит над ним.
Философские проблемы могут успешно решаться, обсуждающиеся только в том обществе, где допускается критика любой точки зрения, несогласие с любым человеком, признание различных позиций по одному и тому же вопросу.
Первичными формами бытия философских категорий выступают не столько понятия, сколько смыслообразы, метафоры и аналогии. В истоках формирования философия эта особенность прослеживается весьма отчетливо.
3.