Урок 57-58. Д. Хармс «Что это было?», «очень-очень вкусный пирог», Ю. Владимиров «Чудаки» (с. 174–176)
Цели деятельности учителя | Создать условия для ознакомления с творчеством Д. Хармса, Ю. Владимирова; способствовать развитию внимания, навыков чтения, умения подбирать рифмы |
Тип урока | Решение частных задач |
Планируемые образовательные результаты | Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: воспринимать на слух прочитанное, находить нужную информацию по заданной теме; получат возможность научиться: подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; ориентироваться в журнале; находить интересные и нужные статьи в журнале; придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов. Метапредметные: познавательные: осознают важную роль чтения для личностного развития, овладевают навыками смыслового чтения, используют различные способы поиска учебной информации; регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности; коммуникативные: активно используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. Личностные:имеют целостный взгляд на мир в его единстве и разнообразии |
методы и формы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные ресурсы | https://festival.1september.ru/articles/623135/ |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готов-ность к уроку; настраивает на учебную деятельность | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: приобретают положительную мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; имеют желание учиться | Устные ответы, наблюдения учителя |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка | Д. Хармс «Веселые чижи». – Ребята, послушайте отрывок из произведений и определите жанр. 1. Бобер в бору затеял бал, Бобер на бал гостей созвал. Белочки во флейты дуют, Польку бабочки танцуют, Даже тихий барсучок Туфельками чок да чок! 2. Я захотел устроить бал, И я гостей к себе... Купил муку, купил творог, Испек рассыпчатый … – Чем похожи эти стихотворения? – Чем они отличаются? – Первое стихотворение написал поэт Анатолий Пудваль. Кто автор второго стихотворения? | Выразительно чи- тают. – Это стихи. – Оба про бал и про гостей. – Герой во втором неизвестен. И оно не закончено | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; работу с информацией, выполнение логических операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация); выявление особенности объектов. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; умеют высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника. Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
III. Сообщение темы, цели урока | Сообщает тему, ставит цели и задачи урока | Принимают и сохраняют учебные задачи | Фронтальная | |||
IV. Изучение нового материала. Осмысление содержания | 1. Чтение стихотворения учителем | – Я буду читать стихотворение, а недостающие слова вы будете подсказывать мне хором. – Почему вы улыбались, когда слушали стихотворение? Чем вам оно понравилось? – Давайте прочитаем это стихотворение выразительно. А для этого представим себе, что чувствовал его герой – человек, пригласивший к себе гостей. – Читайте стихотворение по строфам и постарайтесь передать его внутренний монолог, о чем он думает, что чувствует, произнося каждую строфу. – Представим себе, что герою стыдно, что не хватило сил дождаться гостей, пирог оказался таким вкусным, что он и сам не заметил, как все съел, а когда пришли гости, не знает, куда деваться. – А может быть, он так рассердился на гостей, что специально все съел, и последние строчки произносит с удовлетворением. – Вы заметили, ребята, что стихотворение можно прочитать по-разному? В зависимости от выбора внутреннего состояния героя меняется интонация | Слушают учителя, отвечают на вопрос. 3–4 человека читают. Внимательно слушают | Фронтальная, индивидуальная | Устные ответы, выполненные задания | |
Физкультминутка | См. Приложение | Выполняют движения согласно инструкции | Фронтальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Выполнение движений | |
2. Работа над стихотворением «Что это было». 3. Работа над стихотворением Ю. Владимирова «Чудаки» | – Вы поняли, что это было? Как догадались? – А почему герой стихотворения не понял? – Что же за человек – герой этого стихотворения? Похож он на того, кто съел пирог, не дождавшись гостей, или перед нами другой характер? – Найдите описание героя в стихотворении. Какого литературного персонажа напоминает человек, который зимой ходит «в галошах, в шляпе и в очках»? – Как вы думаете, для чего Хармс упоминает про очки? – Зачем он пустился вдогонку, какое желание им двигало? – Почему в последней строфе дважды повторяется слово «долго»? – Почему герой думает, сняв очки? – Прочитайте выразительно последнюю строфу. – Прочитайте все стихотворение, передавая характер героя. – Сейчас мы прочитаем стихотворение еще одного поэта Юрия Дмитриевича Владимирова «Чудаки». Оно написано по следам розыгрыша со стороны Хармса. А было это так. Перед поездкой Хармса в Москву Владимиров дал ему две пятирублевые купюры с просьбой купить крючки, леску, книги. Вернувшийся Хармс отдал обратно деньги и сказал, что забыл, какая пятерка на что предназначалась. Владимиров рассмеялся и написал «Чудаков». – Какие непонятные слова вам встретились? Пятак – монета в 5 копеек. Кушак – широкий и длинный пояс. – А кто такие чудаки? Кого мы называем чудаками? – Какая беда произошла с чудаками на базаре? Прочитайте. – Как вы думаете, ситуация, о которой рассказывает автор, веселая, грустная, забавная, поучительная? – Соответствует ли название стихотворения его содержанию? | Слушают учителя, отвечают на вопросы, выполняют за- дания. Учащиеся (3 человека) читают стихотворение, отвечают на вопросы. Выполняют задание | Фронтальная, индивидуальная. Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: формулируют ответы на вопросы; владеют логическими действиями; извлекают необходимую информацию из ответов учащихся. Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют проверку и оценку учебной деятельности. Коммуникативные: владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками. Познавательные: осуществляют логические операции; работают с различными источниками информации. Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют контроль и оценку учебной деятельности. Коммуникативные: владеют навыками конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками; выражают и аргументируют свою точку зрения | Устные ответы, выполненные задания. Устные ответы, выполненные задания | |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Стихотворения каких поэтов мы изучали на уроке? – Какое из них вам больше всего понравилось? Что бы вы предложили для домашнего задания? – Я бы предложила выучить наизусть понравившееся стихотворение | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |
Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Выучить любое стихотворение наизусть | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |