Все элементы навигационного оборудования судов должны быть удобными в эксплуатации и обслуживании, а также безопасными в работе.
Нормальная работа всех элементов навигационного оборудования должна быть в заданных зонах, не зависимой от внешних погодных условий по температурам, состояниям водных поверхностей, кренов, дифферентов, влажностей, вибраций и других факторов внешних для судов воздействий.
По степени защиты приборы навигационного оборудования должны иметь следующие виды исполнений:
- для закрытых сухих служебных помещений;
- для открытых палуб;
- для трюмно-междудонных помещений.
Все приборы навигационного оборудования должны иметь необходимые устройства для их установки, соответствующие их весу и объему.
Для каждого прибора должны быть разработаны технические условия (ТУ) по его использованию на судах. На каждом приборе с лицевой стороны должны быть указаны:
- наименование прибора;
- тип по ГОСТ или заводским ТУ;
- модель;
- завод-изготовитель и год его выпуска;
- заводской номер;
- минимальное расстояние от магнитных компасов, на котором должен располагаться прибор на судне.
Каждый полный комплект одного навигационного прибора должен быть рассчитан на обслуживание его одним человеком – оператором.
На каждом приборе, имеющем (использующем) плавкие предохранители, должны быть предусмотрены конструктивные меры по защите оператора от поражения электрическим током в момент замены плавких предохранителей.
На корпусах всех навигационных приборов, работающих при напряжениях выше безопасного должны быть предусмотрены устройства для подключения заземляющего проводника.
Конструкции и размещение всех штепсельных и других контактных разъемов должны исключать возможность неправильного их включения.
При вскрытии прибора все конденсаторы, находящиеся под высоким напряжением, должны автоматически разряжаться до потенциала, не превышающего 5 В.
Конструкция всех навигационных приборов и устройств должна обеспечивать сохранение технических характеристик при длительном изменении питающего напряжения судовой сети на плюс 30 % и минус 10 % от номинального значения при питании от аккумуляторных батарей или судовой сети постоянного тока.
Навигационное оборудование должно сохранять работоспособность при кратковременных отклонениях судовой сети по ± 20 % в течение 1,5 с и ± 10 % в течение 5 с. При этом не должна срабатывать сигнализация.
Конструкция навигационного оборудования должна предусматривать его защиту от случайного изменения полярности источника питания.
Сопротивление изоляции для отдельных цепей приборов должно быть не менее указанного в таблице 5.8.1.
Таблица 5.8.1 - Сопротивление изоляции для отдельных цепей приборов
Условия испытаний | Сопротивление изоляции, МОм |
Нормальные климатические условия | |
Температура (50 ± 2) °С, относительная влажность менее 20 % | |
Температура (40 ± 2) °С, относительная влажность (95 ± 3) % |
Во всех навигационных приборах и устройствах должны быть предусмотрены соответствующие устройства для предотвращения появления на зажимах и корпусах этих приборов напряжений радиопомех, превышающих указанные в таблице 5.8.2.
Непосредственно на навигационных приборах и устройствах должны быть предусмотрены предохранители и выключатели в цепях питания, рассчитанных на соответствующие токи и напряжения.
Таблица 5.8.2 – Предельные напряжения радиопомех
Диапазоны частот | Напряжение радиопомех, мВ |
От 10 до 150 кГц | 6,3 – 0,3 |
От 150 до 350 кГц | 1 - 0,3 |
От 350 кГц до 50 МГц | 0,3 |
Они должны располагаться на тех местах, в которых замена предохранителей и ручное включение автоматов или выключателей может быть произведено оператором без вскрытия корпусов приборов.
Визуальные указатели отсчетов величин различных параметров и встроенные электроизмерительные приборы, используемые при эксплуатации, должны быть расположены на передних панелях навигационных приборов. Органы же управления должны располагаться ниже указателей также на передних панелях навигационных приборов в доступных местах.
Органы управления и контроля должны быть снабжены четкими надписями и / или общепринятыми стандартными символами, указывающими их назначение и способ действия. Показания приборов и надписи должны быть хорошо видны и различимы с расстояния не менее 1 м. Вся сопутствующая другая информация должна быть читаемой с расстояния не менее 2 м.
Конструкции приборов и устройств должны исключать нагрев ручек органов управления за счет внутреннего тепловыделения до температуры, превышающей температуру окружающей среды более, чем на 15 °С.
Схемы и конструкции навигационных приборов и устройств должны исключать возможность возникновения поломок и повреждений в результате неправильного использования органов управления.
На всех приборах и устройствах должна быть визуальная сигнализация о подаче электропитания на прибор или устройство. Кроме того, рекомендуется введение (использование) визуальной сигнализации о включении высокого напряжения там, где оно применяется, и об ответственных переключениях режимов работы устройств.
Во всех навигационных системах (комплексах приборов и устройств) должна предусматриваться звуковая и/или визуальная сигнализация о появлении неисправности в работе системы. Такая сигнализация должна срабатывать при возникновении критического режима работы системы или ответственного устройства, который может привести к выходу из строя (поломке) всей системы или устройства.
Уровень звукового воздействия, создаваемого аварийно-предупредительной сигнализацией, на расстоянии 1 м от звукового устройства должен быть в диапазоне от 75 дБ до 85 дБ. Виды сигнализации, а также неисправности и критические режимы, о которых вводится сигнализация, согласовываются с классификационным органом.
Сигнальные лампы или другие устройства визуального и звукового контроля должны устанавливаться в пультах управления или в самих приборах, и должны быть видны и слышны оператору при рассеянном дневном свете и шуме работающих в этом же помещении механизмов. Интенсивности свечения сигнальных ламп и силы звуков должны регулироваться по ситуации в помещениях, где эти сигнальные устройства располагаются.
В навигационных приборах и устройствах должна предусматриваться возможность их сопряжения с другими радионавигационными приборами и системами судна. Для обмена цифровой информацией должны использоваться форматы, соответствующие Международным стандартам сопряжения радионавигационного оборудования судов друг с другом.
Оперативное программное обеспечение радионавигационного оборудования должно быть защищено от преднамеренного доступа посторонних лиц и должен осуществляться автоматический обегающий контроль функционирования программного обеспечения и сигнализации всех важнейших элементов системы радионавигационного обеспечения судна.
Навигационное оборудование, спроектированное таким образом, должно обеспечивать диагностику неисправностей и последующий ремонт системы до уровней элементных (платовых модулей монтажных схем) участков и блоков навигационных систем судов, а также спецификационную замену отдельных блоков системы.
Эксплуатационная документация радионавигационной системы и ее всего оборудования, состоящих из отдельных модулей, ремонт которых в судовых условиях не предусматривается, должна содержать методики и практические рекомендации по определению и замене вышедших из строя модулей.
Судовые помещения
Общие положения
Все помещения на судах делятся на три группы: служебные, в которых присутствуют члены экипажа судна, когда оно на ходу или занято тушением пожара или спасательными операциями; помещения для отдыха экипажа судна и помещения для приема пострадавших людей с других судов или объектов спасения.
В соответствии с этим все оборудование помещений должно соответствовать их функциональному назначению.