Сценарий внеурочного занятия
для учащихся I-II, III-IV классов по теме:
«Семейный бюджет»
(финансовая грамотность)
Урок разработан совместно с Региональным центром
компетенций по финансовой грамотности
Республики Саха (Якутия)
Цель занятия: дать понимание важности управления финансами, научиться решать задачи по планированию бюджета, научиться правильно реагировать на действия кибермошенников.
Основные понятия: доходы, расходы, бюджет (семейный бюджет), планирование бюджета, непредвиденные расходы, сбережения.
Продолжительность занятия: 30 мин.
Рекомендуемая форма проведения: эвристическая беседа с элементами игры и использованием видеоматериалов.
Примечание: материалы занятия также могут быть полезны и родителям. К сценарию урока прилагается презентация.
Часть 1. Мотивационная (2-5 минут)
Учитель: Добрый день, ребята! Кто из вас знает что такое «деньги»? И откуда берутся деньги в семье? Давайте мы с вами подумаем об этом.
Ответы детей.
Учитель: Верно. Простыми словами, деньги – это инструмент обмена. Деньги бывают двух видов – бумажные и электронные. К бумажным видам денег мы также с вами отнесем и монеты: рубли и копейки.
Запишите в своих тетрадях следующее определение: «Деньги – это особый универсальный товар, который измеряет стоимость других товаров или услуг».
Дети пишут.
Часть 2. Основная (20 минут)
Учитель: Итак, мы с вами знаем что такое «деньги». И подумали, откуда берутся деньги в семье. Деньги в семье зарабатывают родители. А также деньги тратятся на общие нужды. Например, на еду, на новую одежду. Это мы называем «доходами» и «расходами». И всё это вместе у нас составляет «семейный бюджет». И мы с вами сейчас посмотрим ролик, который нам пояснит, что же это такое.
- Смотрят ролик: https://youtu.be/xunUzQzadi0 (4 мин, 5 сек.)
Далее пишут. Ролик рекомендуется приостанавливать при появлении каждого нового термина и записывать/ или повторять.
Учитель:Итак, запишем. Доходы – это материальные ценности или средства, полученные нами в результате какой-либо работы. А расходы – это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей. Доходы семьи – это деньги, которые члены семьи приносят в дом.
Ролик далее показывает о том, как вести семейный бюджет. И заканчивается вопросом «Что может случиться, если в семейном бюджете забыть записать «непредвиденные расходы?».
Учитель: Что же может случиться? Ваши предположения.
Ответы детей.
Учитель: Верно, денег может просто-напросто не хватать. И можно увязнуть в долгах. Чтобы этого не случилось, давайте мы с вами научимся отличать необходимые расходы от желаемых. Обратите внимание на экран (слайд №3 и №4). Попробуйте рассортировать.
Комментарий: можно работать всем классом, решать коллективно. Либо разбить в начале урока детей по командам, по рядам и выполнить задания в виде викторины. Могут выполнить устно либо письменно.
Учитель: Молодцы. А теперь немного расслабимся и проведём разминку.
Комментарий: разминку можно проводить как в середине занятия, так и в его завершении. Попросите детей встать из-за парт. Повторяют за картинкой/видео.
Предлагаем 2 варианта разминки. (1 мин.)
Разминка кистей рук, если много писали: https://vk.com/wall-217908372_24
Разминка с элементами якутского национального танца: https://vk.com/wall-217908372_103
Далее задания на выбор.
1. Учитель: Чтобы закрепить наши знания, еще раз поупражняемся в том, что такое “доходы” и “расходы”. Обратите внимание на фотографию семьи (слайд №6). К кому из членов семьи относится то или иное слово?
Комментарий: Если это первый класс, то учитель помогает наводящими вопросами и подсказками в ходе выполнения задания.
2. Учитель: Решим ребус. Отгадайте и узнайте, что нужно делать с деньгами. (слайд №7)
Ответ ребуса: ВКЛАД В БАНК.
3. Учитель: Игра “Да, нет”. Мы закрепим наши знания, как сэкономить деньги в семье. Если я говорю правильное высказывание, то вы говорите “Да”, если неправильное “нет”. Итак, начали! (см. слайд №8)
Комментарий: в просмотренном ранее ролике примеры были озвучены. Игра на внимательность и смекалку.
4. Учитель: А теперь решим задачу. Обратите внимание на экран (учитель зачитывает условие задачи, слайд №9).
Комментарий: для более старших классов 3-4 класс (можно еще 5 кл.) предлагаем решить задачу.
Ответ: 5 месяцев.
5. Учитель: Просмотрим с вами ещё ролики от Банка России, которые нам помогут в повседневной жизни избежать кибермошенничества. Предупредите всех членов своей семьи, бабушек и дедушек, чтобы они были бдительны при таких звонках и смс.
Комментарий: просмотр этих роликов будет полезен всем – ученикам и их членам семьи.Обсуждение роликов и подобных ситуаций, если с таким уже сталкивались.Продолжительность роликов – 30 сек. и 24 сек.
Часть 3. Заключительная (3 минуты)
Учитель: Мы с вами узнали, что такое семейный бюджет и как его вести. Если семейный бюджет неправильно вести, то может статься, что расходов у нас будет больше доходов. Поэтому делаем вывод, что самое главное правило ведения семейного бюджета – это то, что доходов должно быть больше, чем расходов. Запомните это.
Домашнее задание: напишите расходы и доходы вашей семьи на месяц. Можно выбрать любой месяц. Например: август – подготовка в школу, детскому саду; июнь – подготовка к летним каникулам, поездкам, лагерям и др.