Симфоническое творчество Бородина. Симфония №2 «Богатырская» Разбор 2-4 частей




Бородин симф творч


Этот жанр - симфония
Не менее важен чем оперы
Первая симфония в 1867

Симфониям Бородина свойствено: спокойный м величавый тон музыки, некоторая картинность музыкального языка
За основными муз темами и их развитием стоит скрытая событийность

Бородин задумал 3 симфонии
Закончил только две

Есть еще 1 симф пьеса - "в средней Азии"

Законченные симфонии - четырехчастные симфоничееи циклы
Классическое построение симфонии, и вместе с тем естьи. Свои нюансы:
1. Часть скерцо находится на втором месте сразу после сонатного аллегро (это от 9 симфонии Бетховена )

Получается чайковский и бородин определили два пути развития русской симфонии 2-й половины 19-го и начала 20-го века

Глазунов, Прокофьев - Бородинские( эпические)
Шостакович и Танеев - Чайковский (лирико драматические)
 
На симф бородина оказал большое влияние язык Руслана со своими восточными мотивами, так же повлияли симфонические поэмы Листа , краска романтического языка


До князя в 1863-1867 годах писал первую симфонию
В ней сложился тип симфонии Бородина- форма цикла, гармонический язык с побочными тонами и аккордами, использовал разнообразные ритмические рисунки
М бемоль мажор

Вторая симфония -"боготырская" так назвал Стасов
В кучке "славянская героическая"

После огромного успеха первой сразу стал писать вторую
Закончил в 1876
Вторая симфония абсолютно самостоятельная - сложился симфонический стиль бородина
Си минор
Приобрел законченный облик героико эпический сиифлнизм

- обращение к тематизму в народном духе
Протяжные песенные темы, раскачивание интонации по 4 и 5,
- лирика_ изящные хроматические темы напоминающие восточные танцы из князя игоря

 

2 часть. Скерцо.

Преобладает подчеркнуто-светлый характер, оттеняется лирической музыкой. 2 образные сферы оформляются в сложную 3х частную композицию (крайние разделы – светлые образы, трио – лирические). Динамичная сонатная структура без разработки.

ГП – интонационная основа всей экспозиции. Вводится оригинально прерванным оборотом (Д нонаккорд к си минору на тремоло) – diminuendo - разрешается в Д7 к Фа мажору. Устанавливается Д пульсация – начало ГП. Из пульсации вырастает мелодическая тема, образующая волную. Большой подъем по звукам Т46. Спад легкий, более суетливый, танцевальный ритм. Тема модулирует в До мажор (подчеркивает динамичность). ГП состоит из 2х одинаковых предложений.
СП – начальные мотивы ГП тонально развиваются: ля бемоль мажор, фа минор, соль бемоль мажор, ре бемоль мажор.
ПП – appas. edenergico. Ре бемоль мажор. Дается в Д наклонении (тема на Д органном пункте). Восходящий Т46 из ГП дается с синкопами, более наряженная музыка, черты восточного вальса (Кончак. Ратмир). Гармоническая неустойчивость и синкопы со скачками – главное выразительное средство. Кульминация – Разрешение в Ре бемоль мажор. После него снова Фа мажор.
Реприза – ГП не изменяется, СП нет, ПП в Фа мажоре, заканчивается ПП не кульминацией, а спадом. Появляется ЗП – целые интервалы. Смена гармоний, мелодия неяркая (ля минор, фа минор, ре минор, до минор). Фа Мажор. Спад напряжеия. 1я часть заканчивается на ppp.
Трио. Новый образ. Allegretto. Новая певучая тема лирического характера в восточном стиле (похожа на хор половецких девушек из 2го действия). Используется тема ПП из 1 части в новом освещении. Восточные черты – изменяется гармония, в гармонии ув2, TVI, ритм остинатный. Тема варьируется минимально. Ре бемоль мажор, звучит возвышенно. Заканчивается темным колоритом в низком регистре (везде басовый ключ). 2е предложение – изменяется более радикально. Развитие затем снова идет в лирическую сторону. Фа мажор, средний регистр на фоне педали, аскетичная фактура. На последней строчке возвращение идет в Д лад, звучит как восточная пляска. После этого возвращаются черты песни, становится спокойной. Интонационно изменяется, новая мелодия образует большую волну. Каденция в Ре мажоре с мотивами судьбы (черты сонатной формы). Реприза почти без изменений.
Кода – semprepiuanimato. Господствует ритм ПП, остинатно развивается синкопирующая фигура. Мелодически материал развивается - в начале даже новая мелодия (из трио, из ГП). Затем остаются мотивы из 2х звуков (из ЗП), развитие этого материала образует большую волну.

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ

В содержании преобладает лирико-эпическая сфера, ее развитие условно рисует разные картины (изобразительность). Развитие достаточно напряженное, сложное, но контрасты в нем играют колористическую роль. Форма сонатная. Общее развитие образует большую волну с кульминацией в точке золотого сечения - примерно 5:3 (в начале репризы). Развитие на более низком уровне тоже идет волнами.

Экспозиция. (тоже с кульм в точке золотого сечения в конце ПП). Плавное постепенное нарастание. Начинается с темы вступления, которая вызывает оперные ассоциации с Баяном (вступление к былине на гуслях). Тональность романтический ре бемоль мажор, а гарм оборот S В T. Из них вырастает тема ГП
ГП. Былинно-повествовательная. Русский стиль: фактура (арпеджиато+мелодия), трихордовые интонации, плагальные обороты, переменный метр. В процессе развития тема звучит далее более светло и строго (тк исчезают арпеджиато). В этом варианте больше минора.
СП. Последняя строка - вся СП. Вводит более напряженные новые интонации, оттеняют, таинственные. Подхват темы ГП, но звучат предельно напряженно в целотоновой структуре.
ПП. Поко анимато. Новый лирический образ - минорно-пасторальный, трогательный пейзаж. Эллегический. Переклички у разных инструментов (эффект эха), деревянно-духовые инструменты.Гармонический план – модальная диатоника (когда Т каждые пол такта «бегает», непонятно, что за тональность). Чередуется то оборот в ре миноре, то в ми миноре. Колебание доходит до солнечного до мажора (хроматизированного), идет динамическое нарастание. Музыка приобретает светлый, торжественный характер (а в начале был взволнованный). Гарм обороты из СП. Тут кульминация.
ЗП. Спад после кульминации. Интонации из ГП в хроматическом виде как в СП, в качестве аккордов мажорные и минорные трезвучия. Возвращаются и мелодические обороты из СП, но новые гармонии, смягченные (3 строка 3 такт). В ЗП в конце возвращается до мажор, но нет до мажорных аккордов. Такой вариант тональности (когда тоника избегается) - парящая тональность. Целые на тремоло - интересные аккорды. Своя волна развития с кульминацией. Кульминация предвосхищает драматическую разработку.
Разработка. Большая волна развития. (стр 82 - поко пью анимато). Начинается нарастание с нового тематического образования на основе мотивов ГП (ля бемоль мажор, в качестве контрапункта –нисходящие хроматические интонации; на 2й строчке проводится эта же тема в ми бемоль мажоре). Это развитие приводит к кульминации (pesante) – интонации из ГП. 2й раздел разработки – эти интонации из ГП отдельно развиваются на фоне остинатной пульсации (си минор, соль минор, ре минор). Кульминационная зона (ff, ля мажор). Возвращается 1я тема из 1го раздела разработки. В фа диез миноре звучат хроматизированные интонации из ГП (fff). Diminuendo. Переход к репризе – Pocomenomosso. Интонации из ПП. Разработка имеет концентрированный образ, развиваются 2 темы (новая и из ГП). Генеральная кульминация всей части.
Реприза. Спад одной общей волны. Начинается с кульминации (торжественный гимн, «Ты одна голубка Лада», TempoI, mapiuanimato).Исчезают мрачные хроматические интонации СП, СП нет. Проходит тема ГП, яркая, мощная, сильная. Вбирает в себя материал ПП (как раздела ПП вообще нет - часто так делает Бородин). Материал из каденции ПП есть в каденции ГП (предпосл строка - 32ые). Единый монолит, сплоченный раздел из интонаций. ЗП – сокращенный вариант на материале СП, спад после кульминации. Утверждает ре бемоль мажор. Спад увеличивается (не как в экспозиции).
Кода. Покопью анимато. Развитие восходящего движения из 1 раздела разработки, триоли из 2 раздела разработки (по нисходящей гамме). Новое небольшое нарастание. В конце повторяется тема вступления (2 раздел коды) с прибавлением тремоло литавр.

4 часть. Финал.

Утверждает радостные, светлый образы. На его характер оказал влияние оперный стиль Бородина (хоровые сцены). Преобладает энергичная музыка. Финал построен на танцевальных темах. Драматургия отличается энергичным характером. Новые темы в разработке и в репризе (не только в экспозиции). Процесс тема образования на протяжении всего произведения. Динамический импульс дает развитию тема вступления.
Вступительный раздел – сложный по интонационному развитию, необычные гармонии (отказывается от терцовых структур) – квинтовые аккорды и т.д. – создают ощущения гула толпы. Задается сразу энергичный, плясовой ритм с синкопой. Есть нисходящее движение – пассаж на фоне тремоло и с плясовыми мотивами.
Экспозиция – с плясовой темы ГП, си мажор. Контрастирует характером. Короткая, энергичная, плотная аккордовая фактура, плясовой ритм, синкопы, переменный метр. Развитие темы охватывает и СП. ГП+СП = большой законченный раздел с тематической репризой. Разработка с мотивами из ГП и из вступления (вступление вытесняет ГП). В сопровождении – секундовая фигурация, имитирует народные песни на гудке. Реприза – с остановкой на Д к си мажору. Маленький связующий раздел на мотивах вступления модулирует в Ре мажор.
В ПП устанавливается ля мажор.ПП – большой раздел с 3х частным контуром + вариации. Проведения темы – 1 раздел – в народно-песенном характере. Певучая спокойная мелодия. Выделяются скачки на кварту и квинту. Ля мажор Тема варьируется, 1я вариация– dolce – светло, романсовый характер, До диез мажор. 2я вариация – торжественная, мужественная, ре мажор. Atempo – средний раздел ПП. Нет интонаций темы ПП. Разрабатываются интонации темы ГП. В басу свой восходящий энергичный мотив по Т35. Реприза ПП – 3я вариация в восточном стиле, ре мажор, cantabile. Используется гармонический мажор, арпеджато, романтически-танцевальный характер, diminuendo до ЗП.
ЗП – dim.sempre, ре мажор, тема проводится из ПП все тише и ниже.
Разработка – с новых образов. Lento. Суровая музыка (marcatoepesante). 1 раздел – тема вступления развивается, си бемоль мажор и минор, то высоко то низко. Движение от бемольных тональностей к диезным (целотоновая – ми минор, ми мажор, ми бемоль мажор, До мажор – кульминация). 2 раздел – возвращается тема ГП (До мажор, до минор, ми бемоль мажор, до бемоль мажор). Кульминация – мотивы из ПП (ре бемоль мажор, соль бемоль мажор, си бемоль мажор, ми бемоль мажор, до мажор). В процессе развития присоединяются к ПП мотивы из ГП. 3 раздел – экспозиция 2х новых тем. 1я тема – atempo, до мажор, пытается уйти в Fdur, но не выходит. 2я тема – ff. Обе темы интонационно не яркие, вливаются в общий процесс. В 1й теме – более сложный ритм, во 2й – более простой. Реприза – начинается с темы вступления pocoapococrescendo. Изменена – ГП стала более неустойчивой (а1 нет). Изменяется материал ПП. Сначала звучит 3я вариация из ПП. Через три стр. – tranquillo, 2я новая тема из разработки. P, crescendopocoapoco – энергичная новая тема, напоминает тему ГП. Фа диез мажор – Фа мажор (в среднем разделе ПП), активное тональное развитие, доходит до си мажора. Allargando – 1я новая тема из разработки в си мажоре, нисходящий хроматический ход на Д к си мажору. ЗП нет. Вместо нее в полном объеме проходит материал вступления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2024-03-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: