Из опыта работы Брестской областной организации
Белорусского Общества Красного Креста
Цель тренинга: актуализация проблемы торговли людьми и ознакомление учащихся с основными признаками этого явления, выработка правил безопасного выезда и пребывания за границей.
Время проведения: 60 минут.
Возраст участников: от 15 лет и старше.
Оптимальное количество участников: 20-25 человек.
Необходимые материалы: бланки к тесту «Торговля людьми: миф или реальность?» (по кол-ву учащихся), листы бумаги, цветные маркеры, ватман с портретами людей (для игры «Угадай, кто это: торговец или жертва?», памятки «Правила безопасного выезда и пребывания за границей» (по кол-ву учащихся).
Размещение участников: класс необходимо разделить на 3 подгруппы, каждая подгруппа располагается за отдельным столом (дети сидят по кругу).
Ход работы.
1. Приветствие. Введение учащихся в тему занятия. Показ актуальности проблемы.
Упражнение «Знакомство»: каждой команде предлагается придумать себе название, написать его на листе, выбрать капитана команды (5 мин.). Затем капитаны поочерёдно представляют свои команды и обосновывают своё название.
2. Проведение с учащимися мини-теста «Торговля людьми: миф или реальность?» (10 мин.) с целью выявления первичных представлений учащихся по проблеме. Ребятам раздаются бланки, зачитываются утверждения, а они должны в бланке отметить, миф это или реальность
Утверждение | Миф | Реальность |
Торговля людьми является острой проблемой нашего общества. | + | |
Проданные лица осознают то, что с ними может произойти. | + | |
Торговля людьми - это проблема других и не касается Республики Беларусь. | + | |
Зная способы вербовки, можно отличить фальшивое предложение от настоящего. | + | |
Проданные лица смогли заработать деньги. | + | |
Торговля женщинами и проституция являются тождественными понятиями. | + | |
Торговля женщинами является грубым нарушением прав человека. | + | |
Торговля женщинами отрицательно отражается на здоровье, семье, личности и даже опасна для жизни. | + | |
Торговля женщинами является феноменом, который невозможно предотвратить. | + |
После проведения теста ведущий называет правильные ответы, а ребята сами себя проверяют. Таким образом, мы выявляем уровень осведомлённости каждой команды по проблеме.
3. Информационный блок «Торговля людьми – это…». Каждой команде предлагается обсудить в течение 3-5 мин. следующие вопросы:
- Что такое торговля людьми?
- Актуальна ли проблема торговли людьми для Беларуси?
- Какие бывают виды эксплуатации?
- В какие страны чаще всего вывозят женщин?
- Какие способы вербовки используют торговцы людьми?
Затем ведущий беседует с представителями команд по данным вопросам, сообщает детям некоторую информацию по проблеме торговли людьми, знакомит их с основным признаками этого явления.
4. Игра «Угадай, кто это: торговец или жертва?» (10 мин). Перед проведением игры тренер задаёт командам вопрос:
- Можно ли узнать по внешности торговца людьми и потенциальную жертву? (ребята высказывают свои мнения)
Затем ведущий предлагает ребятам поиграть в игру, показывает им ватман с портретами разных людей и предлагает определить по внешности, кто из них торговец людьми, а кто – жертва (ученики записывают на листе номера портретов). Затем ведущий обсуждает с детьми их выборы, просит обосновать их. В конце игры подводится неожиданный итог: «На самом деле здесь нет ни торговца людьми, ни жертв. Это обычные люди. А суть игры такова: внешность обманчива!».
5. Дискуссия с учащимися на тему «Торговля людьми в Беларуси: миф или реальность?» (10 мин.)
6. Знакомство детей с правилами безопасного выезда и пребывания за границей (10 мин). Раздаём каждому участнику тренинга памятки.
Правила безопасного выезда и пребывания за границей.
1. Работа должна быть легальной.
2. Фирма-посредник должна иметь лицензию на трудоустройство
3. В паспорте должна быть рабочая виза.
4. Контракт должен быть составлен в доходчивой форме, в нем не должно быть непонятных или двусмысленных пунктов.
5. Нужно знать точный адрес будущей работы (оставить его родным и друзьям), а также данные лиц или фирмы, которые вас трудоустраивали.
6. Родные должны знать, куда вы едете.
7. Билеты должны быть в обе стороны (обратный с открытой датой).
8. Нельзя никому отдавать свой паспорт.
9. Нужно сделать ксерокопии всех важных документов: паспорта, визы, контракта и др.
- Оставьте родным свою последнюю фотографию.
- Договоритесь с родными об условной фразе, которая даст им понять, что с вами что-то случилось.
- Поддерживайте постоянную связь с домом.
13. Узнайте телефон белорусского посольства в той стране, куда вы едете, и телефоны служб, которые могут оказать помощь. Если что-то случится с паспортом, нужно обращаться в дипломатическое представительство своей страны.
- Возьмите с собой разговорник или словарь.
7. Рефлексия в форме незаконченных предложений (7- 10 мин.):
- Сегодня на тренинге я узнал…
- Мне сегодня понравилось…
- Меня удивило то, что…
- Мне было сложно…
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Тренинг «Как попадают в рабство: истории из жизни…»
Из опыта работы Брестской областной организации
Белорусского Общества Красного Креста
Цель тренинга: актуализация проблемы торговли людьми,закрепление представлений учащихся о методах вербовки, о правилах безопасного выезда и пребывания за рубежом.
Время проведения: 45 минут.
Возраст участников: от 15 лет и старше.
Оптимальное количество участников: 20-25 человек
Необходимыематериалы: 3 карточки с проблемными ситуациями, карточки с незаконченными предложениями по проблеме торговли людьми, 3 таблицы «Методы вербовки», листы бумаги, ручки, коробочка.
Размещение участников: необходимо разделить частников на 3 подгруппы, каждая подгруппа располагается за отдельным столом (сидят по кругу)
Ход работы.
1. Приветствие. Знакомство. Введение в тему занятия(5 мин).
2. Упражнение-разминка «Закончи предложение» (10 мин.). Представители от каждой команды вытягивают по 2 карточки с незаконченными предложениями, обсуждают в команде и заканчивают предложения (варианты записывают на листах):
- Торговля людьми – это…
- Жертвами торговли людьми чаще всего становятся…
- Женщины хотят уехать за границу, потому что…
- Предлагая работу за границей, траффикёры…
- Люди попадаются на уловки торговцев людьми, так как…
- Основные методы вербовки людей – это…
Затем каждая команда зачитывает варианты, которые у них получились. Проводится обсуждение. Тренер проводит с учащимися краткий диалог по проблеме с целью закрепления полученной ранее информации.
3. Интерактивная игра «Проблемные ситуации» (20 мин.).
Каждой команде раздаётся проблемная ситуация. Участники читают её в теч. 5-7 мин., обсуждают и отвечают на следующие вопросы:
- Является ли, по вашему мнению, случай, описанный в истории, случаем торговли людьми? Почему? Если это случай торговли людьми, то ответьте на следующие вопросы:
Какие методы вербовки использовались торговцами людьми?
Какие способы принуждения использовались преступниками?
В чем заключалась эксплуатация людей?
Каждая подгруппа представляет результаты своей работы, заполнив следующую таблицу:
Метод вербовки | Способы принуждения | Формы эксплуатации |
Прежде, чем представлять свою таблицу, представителям от каждой команды предлагаем обыграть ситуацию по ролям, особенно «проиграть» методы вербовки. Другие команды отгадывают, какой метод вербовки они показали. Затем команда зачитывает свой вариант.
В конце игры тренер подводит итог:
-Понравилась ли вам игра?
- Легко ли было анализировать ситуации?
- А обыгрывать по ролям?
- Что нового вы сегодня узнали в процессе игры?
Проблемные ситуации.
История Светланы, 23 года.
С детства Светлана мечтала стать моделью и уехать за границу. Однажды в Интернете она прочитала объявление о кастинге фотомоделей для работы в Италии. И она прошла. Ей предложили подписать контракт на 1 год, правда на непонятном ей итальянском языке, обещали оплатить дорогу и проживание. Ей обещали, что она будет зарабатывать 1500 евро в месяц. Она согласилась. Когда она приехала в Италию, всё оказалось по- другому. У неё отобрали паспорт и телефон, завезли в частный дом, якобы для фотосессии. Там было ещё много девушек. Им было запрещено куда-либо выходить, повсюду была охрана. Их заставляли сниматься в порнофильмах, обслуживать клиентов. Тех, кто отказывался – жестоко избивали, тушили о тело сигареты, запугивали. Многие пропадали… Через год Светлане помог спастись клиент.
История Татьяны, 22 года.
Татьяна знала Наташу с детства, они учились в параллельных классах. После окончания школы они долго не виделись, но однажды встретились на дискотеке. Наташа выглядела хорошо, сказала, что у неё есть друг в Греции – владелец сети ресторанов и что ему на работу требуются официанты. Наташа предложила Татьяне поехать вместе с ней к её другу поработать и заработать неплохую сумму денег. Девушка согласилась… Наташа помогла оформить визу и купить билеты. На вокзале в Греции их встретили двое мужчин и завезли на машине в соседний город. Они приехали в какой-то бар, после чего Наташа исчезла. Татьяне сказали, что она должна отработать 3 месяца, чтобы вернуть потраченные на неё деньги. Деньги и паспорт у неё забрали, зарплату не выплачивали. За ней и ещё двумя девушками наблюдала женщина, за непослушание их жестоко избивали, оставляли без еды…
История Вадима, 20 лет. Вадим после окончания колледжа не смог себе найти работу. Однажды в городе на остановке он увидел объявление о наборе разнорабочих в Россию. Позвонив по указанному телефону, молодой человек был приятно удивлен, что ему не нужно оплачивать дорогу, не нужно никаких документов оформлять, не требуется опыта работы, и обещанная зарплата будет втрое превышать их заработок в Беларуси. Когда Вадим приехал в Москву, его завезли на закрытую стройку, забрали документы, телефоны. Охрана не разрешала ему покидать территорию. Парню приходилось трудиться по 12-14ч. в сутки, скудно питаясь и живя в сырых бараках. Через 4 месяца он уже физически не мог нормально работать, после чего его вывезли на сельскую дорогу и выбросили без документов и денег.
4. Закрепление правил безопасного выезда и пребывания за границей, беседа с участниками (7-10 мин.).
5. Подведение итогов тренинга, упражнение «Чемодан» (5-7 мин): каждому участнику команды тренер предлагает «собрать чемодан» в дорогу (в него надо положить то, что обязательно должен иметь каждый, кто отправляется за границу). Учащиеся записывают ответы на листочках и опускают их в коробочку.
https://gomeloblast-antitrafficking-redcross.blogspot.com/