Ранг | Студенты | Преподаватели |
I место | Возможность передачи профессионального опыта, знаний, умений 64,1% | Возможность передачи профессионального опыта, знаний, умений 36,2% |
II место | Комплексное формирование личностных и профессиональных качеств 38% | Комплексное формирование личностных и профессиональных качеств 33% |
III место | Интерес и любовь к музыке 36,2% | Интерес и любовь к музыке 22,5% |
IV место | Любовь к ученикам 23,8% | Воспитание музыканта-исполнителя 14,5% |
V место | Межличностный контакт на основе доверительных дружеских отношений 23% | Межличностный контакт на основе доверительных дружеских отношений 13,7% |
VI место | Воспитание музыканта-исполнителя 12,8% | Любовь к ученикам 12% |
VII место | Возможность равноправного сотрудничества и сотворчества 11,5% | Возможность равноправного сотрудничества и сотворчества 8,8% |
Анализ ответов подтвердил уже прозвучавшее в нашем исследовании положение, что в музыкально-исполнительской среде преобладают предметные интересы, задачи инструментального обучения. Нисколько не умаляя важность формирования и передачи исполнительского профессионального опыта, умений
и навыков, любви преподавателей к музыкальному искусству, все-таки, обратим внимание, что одна из ведущих задач современного образования – комплексное воспитание личностных и профессиональных качеств, осознается только 33 % преподавателей и 38 % студентов. Что касается возможности равноправного сотрудничества и сотворчества в образовательной среде, то эти ценностные ориентиры сознания занимают последние позиции, являясь значимыми лишь для 8,8% преподавателей и 11,5% студентов.
Основываясь на этих данных, мы сделали вывод, что студенты и преподаватели не признают в должной мере ценности субъект-субъектных отношений, что, несмотря на многочисленные декларации о развитии субъектности студента, он по-прежнему является объектом учебно-воспитательного процесса в ссузе. Ранжирование реципиентами профессиональных качеств (приложение 1 (9), приложение 2 (13)) педагога-музыканта по степени важности еще раз проиллюстрировало недооценку психолого-педагогических аспектов деятельности, отсутствие нацеленности на равноправное взаимодействие студентов и преподавателей.
Так, в числе первостепенных качеств преподаватели и студенты рассматривают «глубокое знание предмета», «владение методикой преподавания», «владение музыкальным инструментом», «музыкальную эрудицию». Хотя достаточно известно, что можно блестяще знать предмет, великолепно владеть музыкальным инструментом и быть посредственным преподавателем, или вообще не стремиться к преподавательской деятельности.
Далее, в порядке уменьшения значимости выделяют такие важные педагогические качества как «любовь к ученикам», «межличностный контакт на основе доверительных дружеских отношений». В подтверждении к уже сказанному, мы особо отмечаем, что «равноправное сотрудничество педагога и учащегося» не входит в круг первостепенных качеств, как в группе студентов, так и в группе преподавателей.
Отмечая низкую степень сформированности у преподавателей и учащихся ценностно-мотивационного компонента техники музыкально-педагогического общения, мы предполагаем, что изменение ситуации возможно при преодолении оппозиций «музыкальное – педагогическое», «предметное – личностное». Снятие выявленных противоречий должно осуществляться через формирование нового уровня ценностного отношения к профессиональной деятельности, где указанные оппозиции не противопоставляются друг другу, а действуют совместно.
В теоретической части нашего исследования особо подчеркивалось, что в музыкальной педагогике слово всегда было одним из главных средств воздействия на ученика, и что речевые умения напрямую связанные с развитием интеллектуально-художественного и эмоционально-эстетического компонентов ТМПО, стимулируют совместное творчество педагога и ученика. Таким образом, мы переходим к рассмотрению уровня сформированности техники музыкально-педагогического общения у студентов и преподавателей по критерию «Степень развития речемыслительной деятельности». Наличие проблем в этой области профессионального общения было выявлено нами при анализе ответов студентов на вопрос: «Какие трудности Вы испытываете в процессе учебной деятельности, выступая на семинарских занятиях, отвечая устно?». 34 % учащихся отметили у себя недостаточно развитые речевые умения; 25,6 % - неумение выстроить ответ логически; 13,7 % - узость музыкального кругозора; 11 % - ограниченность профессиональной лексики. Приведенные данные свидетельствуют о недостаточном арсенале средств и способов профессионального воздействия будущих педагогов-музыкантов, а, следовательно, о невысоком уровне развития показателей речемыслительной деятельности. Уровневый самоанализ сформированности эмоционально-речевых умений студентов показал, что подавляющее большинство - 74,3 % оценивает степень проявления данного показателя как среднюю; 14,6 % - как высокую, 8,8 % - как низкую. Сводные данные самооценки уровня сформированности умений техники общения учащихся и преподавателей представлены в таблице 3.
Таблица 3