I. «Разминка».
Цель: Подготовить организм к работе, освободить от мышечных зажимов для ощущения полной свободы мышц, участвующих в процессе дыхания, звукообразования, артикуляции.
Упр.1. «Вспомнить – вообразить»
а) Вспомнить и вдохнуть запах моря (работает нижняя часть лёгких);
б) Вспомнить, представить, вообразить запах луга, клевера и т.д. (средняя часть лёгких);
в) Вспомнить (вообразить!) и вдохнуть запах гор (верхняя часть).
Упр. 2. «Сломались – растаяли»
а) Зажали ступни ног, голень, бёдра, подтянули ягодицы, напрягли мышцы рук, позвоночник и шею, лицо, после этого на вдохе руки через сопротивление пошли вверх, затем сразу «сломалось» одновременно с выдохом всё тело. При выдохе можно использовать звук «ха!»;
б) То же самое сначала, только на выдохе не «сломались», а «растаяли».
(Упр. Выполняется 5-6 раз).
Упр. 3 «Шарик»
Исходный звук «Х»
У вас внутри шарик, куда он движется, та часть тела выпирает со звуком «Х» (при движении шарика тренируется длинный выдох со звуком, при остановке – короткий).
Упражнение «ШАЛТАЙ - БОЛТАЙ» ( обратите внимание, где надо делать вдох, а где вдох).
ШАЛТАЙ - БОЛТАЙ СИДЕЛ НА СТЕНЕ ( ВЫДОХ)
ШАЛТАЙ - БОЛТАЙ СВАЛИЛСЯ ВО СНЕ (ВЫДОХ)
ВСЯ КОРОЛЕВСКАЯ КОННИЦА,
ВСЯ КОРОЛЕВСКАЯ РАТЬ (ВЫДОХ)
НЕ МОГУТ ШАЛТАЯ, НЕ МОГУТ БОЛТАЯ,
ШАЛТАЯ - БОЛТАЯ, БОЛТАЯ – ШАЛТАЯ,
ШАЛТАЯ - БОЛТАЯ СОБРАТЬ.
( НА ОДНОМ ДЫХАНИИ)
Скороговорки на согласные
З –С :
- У осы не усы, а усища.
- Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
Ч – Щ :
- Поезд мчится скрежеща – Ж - Ш, Ч – Щ, Ж - Ш, Ч – Щ,
Ж - Ш, Ч – Щ.
Р – Л :
- Проворонила ворона воронёнка.
- Корабли лавировали – лавировали, лавировали-лавировали.