Цена — денежное выражение стоимости товара, работ или услуг или сумма денег, которую покупатель готов отдать продавцу за товар на основе взаимной договоренности.
Ценообразование — комплексный процесс формирования цены, включающий в себя следующие этапы:
1. Постановка задач ценообразования для достижения целей деятельности.
2. Определение величины покупательского спроса.
3. Расчет издержек производства и обращения.
4. Анализ цен и товаров конкурентов.
5. Выбор метода ценообразования и ценовой стратегии.
6. Установка окончательной цены.
Тактика ценообразования— набор практических мер, направленных на управление ценами для достижения поставленных задач деятельности.
Основные элементы цены при формировании оптовой цены организации, оптовой цены промышленности и розничной цены представлены в таблице 3
Элементы цены
Цена изготовителя | Себестоимость + прибыль |
Цена отпускная без НДС | + Акциз |
Цена отпускная с НДС | + НДС |
Цена оптовая промышленности | + Посредническая надбавка (издержки обращения + прибыль посредника + НДС) |
Розничная цена | + Торговая надбавка (издержки обращения розничного продавца + прибыль розничного продавца + НДС) |
Процесс формирования розничной цены:
Zопт.пред. = ИП + П,
где ИП — издержки производства;
П — прибыль;
МЗ — материальные затраты, связанные с производством товара;
НДС — налог на добавленную стоимость;
Ио0 — издержки обращения оптовых организаций;
П00 — прибыль оптовых организаций;
И ото — издержки обращения торговых организаций;
Пто — прибыль торговых организаций.
Структура розничной цены
Себестоимость | Прибыль | НДС | Надбавка оптовой организации | Наценка розничных организаций |
Оптовая цена организации (по ней осуществляется торговля между организациями) | ||||
Оптовая цена промышленности (по ней осуществляется торговля между посредниками) | ||||
Розничная цена |
Оптовую цену предприятия можно определить расчетным путем через коэффициент рентабельности, исчисленный по себестоимости (Д.).
где Сп — полная себестоимость продукции;
RПф — коэффициент рентабельности производственных фондов;
Z— оптовая цена;
ОФ — основные фонды;
q — объем выпуска в натуральном выражении.
Этапы разработки и реализации ценовой политики организации отражены на рис.
Этапы ценообразования |
ПРИМЕРЫРЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
Задача 1
Определить размер посреднической надбавки в % к оптовой цене, если продукция реализуется в розничный магазин по цене 18,7 руб. за ед. в количестве 120 шт. Издержки обращения оптового посредника на всю продукцию — 328,8 руб. при рентабельности 30%. Ставка НДС - 18%.
Решение
1. Определим издержки обращения посредника на одну единицу продукции:
ИО = 328,8: 120 = 2,74 руб.
2. Рассчитаем наценку посредника в виде прибыли и НДС:
Нп = 2,74 руб. + 25% + 18% = 4,04 руб.
3. Оптовая цена единицы изделия:
ZonT = 18,7 руб. - 4,04 руб. = 14,66 руб.
4. Процент посреднической наценки:
Нп (%) = 4,04 руб.: 14,66 руб. • 100% = 28%.
Задача 2
Предприятие-изготовитель реализует магазину партию товара из 200 изд. на сумму 520 ООО руб., включая НДС — 79 322 руб. При этом израсходованные материалы при производстве изделий были приобретены изготовителем у поставщиков на сумму 355 600 руб., включая НДС — 54 244 руб.
Определить:
■ добавленную на швейном предприятии стоимость в расчете на ед. продукции;
■ сумму НДС в рублях, который должен быть перечислен в бюджет;
■ НДС, перечисленный в бюджет, в % к добавленной стоимости.
Решение
1. Добавленная стоимость продукции определяется как разница между выручкой от реализации продукции без учета НДС и материальными затратами:
ДС1 ед.прод . = (520 000 - 79 322) - (355 600 - 54 244) =
= 139 322 руб.
2. Рассчитаем величину добавленной стоимости в расчете на одну единицу продукции:
ДС1 ед.прод. = 139 322 руб.: 200 изд. = 696,61 руб.
3. Определим величину НДС, перечисленного в бюджет: НДС (бюджет) = 79 322 - 54 244 = 25 078 руб.
4. Величина НДС, перечисленного в бюджет, в % к добавленной стоимости:
НДС (%) = 25 078 руб.: 139 322 руб. • 100% = 18%.
Задача 3
Себестоимость производства ед. продукции — 3 500 руб. Материальные затраты составляют 55% от себестоимости. Прибыль предприятия-изготовителя — 25% от себестоимости. НДС - 18%.
Определить оптовую цену предприятия и удельный вес каждого элемента в цене.
Решение
1. Определим прибыль и оптовую цену предприятия:
Прибыль = 3 500 • 25% = 875 руб.;
Zопт.пред. = з 500 + 875 = 4 375 руб.
2. Рассчитаем величину НДС:
НДС = 4 375 руб. - (4 375 • 55%) • 18%: 118% = 300 руб.
3. Оптовая цена предприятия с НДС:
Zопт.пред. с НДС = 4 375 руб. + 300 руб. = 4675 руб.
4. Структура цены характеризует удельный вес разных элементов в цене:
Уд. вес (себестоимости) = 3 500: 4 675 • 100% = 74,87%.
Уд. вес (прибыли) = 875: 4 675 • 100% = 18,72%.
Уд. вес (НДС) = 300: 4 675 • 100% = 6,42%.