I. Происхождение термина.
- Модернизм. Слово латинского происхождения modo – только что; современный, недавний. От этого слова произошло итальянское слово, обозначающее современное течение.
- Авангард (французское) – передовой отряд: новаторские движения и направления в искусстве 20 века.
Выражение в России использовал А.Бенуа относительно участников выставки «Союз русских художников» (1910).
II. Причины формирования.
- Модернизм формируется на основе художественных поисков импрессионистов и постимпрессионистов, т.е. модернизм является закономерным продолжением предыдущего периода развития искусства.
- Отражение негативных настроений, распространенных в обществе того времени.
- Модернизм находит теоретическое обоснование в философских изысканиях.
- Размытость эстетических и нравственных критериев.
III. Качества модернизма.
- Разрыв с классической реалистической традицией.
- Поиски нового художественного языка.
- Отсутствие глубоких общественных идей.
- Крайний субъективизм,
- Сарказм, ирония.
IV. Результат.
- Размываются нравственные критерии.
- Происходит создание массовой культуры, китча.
V. Периодизация.
Определяется Второй мировой войной:
- До войны – модернизм.
- После войны – постмодернизм.
VI. Фовизм. 1905-1907. Франция.
В переводе с французского – дикий, хищник.
Художники: А.Матисс, А. Дерен, А. Марке, Ван Донген, Р.Дюфи, Вламинк и др.
Анри Матисс (1869-1954).
Пробовал себя в импрессионизме, пуантилизме.
Поездка в Алжир: Зора на террасе.
Вид из окна.
Красная комната.
Панно для С.Щукина: Танец. 1909-1910.
Музыка. 1910.
Капелла в Вансе. Архитектор Ле Корбюзье.
Черный линейный рисунок на белых стенах. Цвет дают витражи.
Андре Дерен (1880-1954).
Поворот дороги в Эстаке. 1905
Лондонская гавань. 1906.
Дорога в горах. 1907.
Вместе с фовистами в Салоне независимых 1906 года выставлялся
Альбер Марке (1875-1947).
Гавань в Ментоне. 1905
Пляж в Фекане. 1906.
Набережная Лувра и Новый мост. 1906.
Много писал городских пейзажей с видами собора Парижской богоматери.
Черты:
- Простая, примитивная форма, построенная на контуре;
- Отказ от светотеневой моделировки, плоскостность;
- Отсутствие линейной перспективы;
- Чистый, локальный, контрастный цвет;
- Эмоциональность.